Легендарная ГАЗ М20 "Победа"... Когда-то она была визитной карточкой советского автопрома. Автомобиль соответствовал самым лучшим мировым стандартам, а по ряду технических решений опережал западные аналоги
"Победа" была престижным легковым автомобилем среднего класса и, кстати, пользовалась неплохим спросом в капстранах. Выпуск машины начался в 1946 году. К слову, это первый советский автомобиль с несущим кузовом. Каплевидная его форма с "понтонным" типом - дань модному в те времена дизайну "стримлайн", когда автомобилям старались придать обтекаемость.
Первоначально предполагалось название "Родина". По легенде, имя "Победа" присвоили после вопроса Сталина "Почём "Родину" продавать будем?". Производство завершилось в 1958 году, когда модель признали устаревшей. Но и сегодня спустя полвека их на ходу не так уж мало, в те времена машины делали на совесть. Одной из "Побед", доживших до наших дней, владеет улан-удэнец Олег, большой поклонник машин "ретро". (Он же обладатель раритетного внедорожника ГАЗ-67).
Машина Олега относится к модели М20В - улучшенной модификации 1955 года, это сразу видно по решетке радиатора. История этой черной "Победы" началась в далёком 1957 году, когда она сошла с конвейера. Тогда же машину доставили на улан-удэнский авиазавод, где ею наградили одного из работников. С тех пор "Победа" служила владельцу добрых полвека, прежде чем три года назад её выкупил Олег.
- Износ, конечно, сильный, ведь пробег очень большой. Пришлось полностью перебрать подвеску и двигатель, покрасить кузов, - рассказывает Олег. - Но все детали оригинальные, это практически первозданный ГАЗ М20. Исправен даже встроенный радиоприемник, хотя сейчас и отключен от питания. Одно время ездил на ней довольно часто, иногда выжимал под сто километров.
Помимо того, что обладание таким раритетом греет душу, Олег из достоинств "Победы" отмечает плавный мягкий ход, хорошую проходимость по бездорожью. Все узлы, по традициям тех лет, сделаны с большим запасом прочности. В остальном с "Победой" немало мороки. Например, почти после каждой длительной поездки следует смазывать подвеску и проверять амортизаторы.
Дело не в износе - в самой конструкции тех лет. Потому же достаточно сложно проходить техосмотр - машина разрабатывалась под давно почивший ГОСТ ещё сороковых.
Обыденные ныне вещи вроде зеркал бокового обзора просто не заложены в конструкцию. Как это влияет на безопасность езды по современным дорогам, перенасыщенным транспортом, думается, понятно. Через маленькое заднее окно трудно отслеживать обстановку сзади. Что ж, "Победа" создавалась в эпоху, когда дорожное движение не было столь интенсивным, возможно, отсюда и плохая, по современным меркам, обзорность изнутри (характерная черта автомобилей времён сороковых). Другой недостаток - высокий расход бензина: при паспортной цифре в тринадцать литров зимой может доходить до двадцати. На заправку используется редкий ныне 80-й бензин, но может идти и 92-й.
Хотя Олег обожает свою "Победу", финансовые трудности заставляют подумывать о продаже. По словам Олега, в Улан-Удэ сохранилось всего около пяти исправных машин. Встретить их на дороге почти невозможно, хотя летом в районе ЛВРЗ часто можно видеть голубую "Победу". К сожалению, выйти на её владельца не удалось. Кроме того, три или четыре «Победы» находятся в частной коллекции предпринимателя Льва Бардамова, но их техническое состояние неизвестно, кроме того, недавно машины подверглись налету вандалов.
Авто
3447
Продавать «Родину» не решились, переименовали в «Победу»
Легендарная ГАЗ М20 "Победа"... Когда-то она была визитной карточкой советского автопрома. Автомобиль соответствовал самым лучшим мировым стандартам, а по ряду технических решений опережал западные аналоги