Районы Бурятии словно состязаются, где самая абсурдная избирательная кампания. Сельчане жалуются, что вместо избрания глав районов идёт прямое назначение, прикрытое видимостью выборов. В суды, как на работу, ходят не только кандидаты, но и члены избиркомов
На городской электорат сложно обрушить все ресурсы силового и административного давления. В селах, где работу в лучшем случае имеют бюджетники, избирателей больше волнует не далекая Госдума, а кто возглавит район. Если улан-удэнцев «бомбят» телефонными соцопросами и наружной рекламой, то в районах развернулась бешеная самореклама кандидатов.
Жителей все меньше, а избирателей все больше
Замечено давно, в районах в период выборов численность избирателей перестает соответствовать демографическим процессам. Неожиданно организованно появляются автобусы со студентами, жаждущими проголосовать не в городе, в родном вузе, а в родном селе.
Появятся ли в районах Бурятии автобусы с «мигрирующими избирателями»? Вопрос, который особенно волнует сельчан. В других регионах во время последних выборов были зафиксированы передвижения автобусов, в которых предположительно перемещались избиратели-«мигранты», голосующие многократно по открепительным талонам.
– Мне все равно за кого голосовать. Зато домой бесплатно съезжу, отдохну, – откровенничает студент БГУ Максим, – я уже не раз так ездил во время выборов. Агитировать не буду. Ну уж нет! Мухи отдельно, котлеты отдельно.
На вопрос, что он имеет в виду под котлетами и мухами в контексте выборов, Максим усмехается.
– Котлеты – наши голоса. Мухи – кандидаты! – смеется Максим.
Чемпионат по толканию «едра»
К сожалению, межпартийной конкуренции в районах, видимо, не будет. У оппонентов «Единой России» в сельских районах почти не нашлось своих представителей для выдвижения. Исключение – Муйский район, где зарегистрировали «справедливоросса» Вагина. В Иволгинском районе выдвиженца от ЛДПР Ивана Назарова сняли еще до регистрации.
– Районный суд на прошлой неделе принял решение в мою пользу. И только только на 4-м заседании удовлетворили мою просьбу. Сегодня, во вторник, должно было выйти решение для избиркома. Но решения до сих пор нет. Идет волокита. Видимо, чтобы сделать оттяжку, уменьшить мое время для агитации, – возмущается Иван Назаров.
Эта ситуация наглядно показала «медлительность» избиркомов и судов и то, что у оппозиции в Бурятии короткая «кадровая скамейка».
Но радости от этого у руководства бурятских «единороссов» мало. Отсутствие межпартийной конкуренции привело к тому, что за власть в районах борются братья по партии. Этакий чемпионат по толканию «едра» в главы. Некоторые «медведи» в Окинском и Еравнинском районах борются по принципу: бей своих, чтоб чужие боялись.
Избирательная кампания в судах
В Иволгинском районе дошло и до снятия беспартийного кандидата. Баир Спасов подал апелляцию в Верховный суд Бурятии. Но заседание назначили аж на 28 ноября, когда до выборов останется меньше недели. Чем так напугал конкурентов беспартийный кандидат, загадка для него самого.
– Самое удивительное в том, что все подписи в мою поддержку не имеют ошибок. Избирком нашел, что сборщики подписей при написании своего адреса места жительства не сделали запись о проживании в Республике Бурятия или Иволгинском районе, – рассказывает Баир Спасов. – Неужели члены избиркома решили, что это повлияет на волеизъявление избирателей.
Он и его коллеги по выдвижению, снятые до регистрации, считают, что избирательная комиссия грубо нарушила основы избирательного законодательства. Оказывается, по закону избирком обязан известить кандидата о неверном оформлении части документов за три дня до заседания по регистрации. Это Иволгинской избирательной комиссией сделано не было.
– Я имел реальную возможность предоставить требуемое количество подписей, поскольку у меня имелись и другие подписные листы, которые уже были собраны ранее. В результате неисполнения избирательной комиссией требований действующего законодательства (вследствие полной некомпетентности или умышленного бездействия ее членов, не мне судить) были нарушены конституционные права: мое – «избираться и быть избранным», и право иволгинцев – на выдвижение и избрание на пост главы района того кандидата, за которого они были готовы проголосовать, – считает Спасов.
При этом в Окинском и Кабанском районах суд принял решение восстановить кандидатов с гораздо более грубыми нарушениями. Но в Оке избирком подал апелляцию в Верховный суд. Об этом нам сообщила председатель Окинского ТИКа Энгельсина Гармаева.
– Это не выборы, это властный переворот под видимостью выборов. Что в очередной раз показывает, что судьбоносные для района решения принимаем не мы, простые избиратели, а кто-то сверху, – с сожалением констатирует житель Иволгинского района Радна Тыхеев.
Политика
3300