Такой вопрос жители Улан-Удэ задавали в течение тысячи недель. Как оказалось, с тех пор ничего не изменилось
Вот уже на протяжении тысячи номеров «Информ Полис» пишет о проблемах в Улан-Удэ. Со страниц газеты годами не сходят вечные для улан-удэнцев вопросы: работа общественного транспорта, скользкие тротуары, высокие тарифы на ЖКУ. Однако самой частой жалобой до сих пор остается вопрос теплоснабжения.
Каждый год в одно и то же время, в конце августа - начале сентября, журналисты «Информ Полиса» информировали горожан о подготовке к отопительному сезону. Затем на страницах газеты появлялись сообщения, что отопительный сезон начнется позже. Причины тогда называли разные: нехватка средств на ремонт оборудования, большие долги населения, теплая погода и многое другое.
Следующая авария станет последней
Уже стало печальной традицией, что к декабрю горожане начинали жаловаться на низкую температуру в квартирах. Приходилось отвечать на вопросы улан-удэнцев во время «прямых линий» и мэру Улан-Удэ. Жители города, как и сейчас, забрасывали градоначальника своими жалобами: «Нас заморозить хотят: на улице -27, а в квартире всего +14», «Почему в нашей квартире так холодно?». Тогда казалось, что вопросы носят частный характер и у каждого свой особенный случай. И Геннадий Айдаев отвечал кратко: «Разберемся».
Но сейчас, к 1000-му номеру «Информ Полиса», уже ясно, что проблема была массовой и жалобы были сигналом о начале чего-то более опасного. Первая крупная авария произошла на улан-удэнской ТЭЦ-1 в феврале 2001 года. Взорвались так называемые расширители и был нарушен ее тепловой контур. Через несколько лет, 9 февраля 2008 года, на улан-удэнской ТЭЦ-1 после короткого замыкания электросборки шестой турбины последовал взрыв водорода с обрушением кровли. Остальные шесть турбин автоматически отключились.
В течение трех суток жители города при 40-градусных морозах жили без теплоснабжения под угрозой эвакуации. Зимы в 2009 и 2010 годах горожане провели в постоянном страхе, что вот-вот произойдет катастрофа. Не вселяет оптимизма и будущая зима 2011-2012. Судя по всему, следующая авария станет для ТЭЦ-1 последней.
К зиме до сих пор не готовы
ТГК-14 единственная в России не получила паспорт готовности к зиме. Этот документ выдает Минэнерго после успешной приемки всех станций. Улан-удэнская ТЭЦ-1 получила всего лишь акт готовности. И то с особым мнением управления Ростехнадзора. Судя по положению об оценке готовности электро- и теплоснабжающих организаций к работе в осенне-зимний период (ОЗП), ТЭЦ-1 в этом году паспорт готовности вообще не получит.
«Организация, не получившая паспорт готовности к работе в ОЗП до определенной даты, продолжает подготовку к работе в ОЗП и устранение приложенных к акту проверки недостатков. После уведомления комиссии об устранении недостатков осуществляется повторная проверка готовности электро- и теплоснабжающих организаций к работе в ОЗП. При положительном заключении комиссии оформляется повторный акт с выводом о готовности к работе в ОЗП, но без выдачи паспорта готовности в текущий осенне-зимний период».
Напомним, что Минэнерго России завершило проверку готовности электроэнергетического комплекса страны к прохождению отопительного сезона еще 15 ноября. К работе в условиях зимнего максимума нагрузок оказались готовы все, за исключением ОАО «ТГК-14». Именно из-за ТГК-14 срок работы комиссии по проверке ее готовности был продлен до 20 ноября 2011 года.
Энергетики скрывают правду от горожан
В ТГК-14 на предмет неполучения паспорта готовности предпочитают отмалчиваться. Ни пресс-служба, ни руководители филиала ТГК-14 «Генерация Бурятии» комментария по этому поводу не дали.
Между тем инциденты на ТЭЦ-1 продолжаются. При этом ТГК-14 скрывает информацию о состоянии теплоэлектроцентрали не только от горожан, но и от городских властей. Так, утром 23 ноября был аварийно остановлен котел №8. В 11.15 был запущен №13, но температура успела упасть. На разных участках теплотрассы она упала от 5 до 15 градусов ниже нормы. ТГК-14 не сообщала об этом инциденте до вечера. Только к утру следующего дня они немного подняли температуру.
Но было уже поздно, к этому моменту накопилось 146 жалоб в городскую службу «051». В итоге мэрия направила требование довести температуру до нормы и впредь вовремя информировать руководство города и горожан о сбоях в теплоснабжении и принятых мерах.
Сейчас котлоагрегат №8 до сих пор находится на реконструкции.
На сайте правительственного органа сообщается о работе «горячей линии» Минэнерго России по вопросам работы топливно-энергетического комплекса, телефон которой 8-800-444-800-4 (звонок бесплатный). На нее непосредственные потребители услуг компаний ТЭК (юридические лица и население) могут сообщить в том числе о работе энергокомпаний в отопительный сезон, высказать свои предложения и замечания.
«Горячая линия» создает дополнительную возможность для граждан по защите своих прав и взаимодействию с предприятиями топливно-энергетического комплекса. По некоторым уже поступившим обращениям проведены проверки и приняты меры, направленные на защиту прав граждан.
Общество
3358