Красота
6017

От роскоши к простоте и обратно: эволюция вечернего и коктейльного платья. Часть 1

Диор предупреждает модниц: «…постарайтесь не ошибиться и не одеться на вечеринку с коктейлем, как на званый ужин, и наоборот. Это будет грубый промах!»

Великий дизайнер моды Кристиан Диор разделял понятия – вечернее и коктейльное платья. Вечерним он называл элегантное платье для второй половины дня, а коктейльным считал нарядное платье для раннего вечера

Диор предупреждает модниц: «…постарайтесь не ошибиться и не одеться на вечеринку с коктейлем, как на званый ужин, и наоборот. Это будет грубый промах!». Так откуда же пришел к нам обычай наряжаться на выход? Как эволюционировали вечерние наряды?

Эволюция вечернего платья

В истории вечернего платья всегда прослеживалась тенденция: от роскоши к простоте и обратно. Во второй половине XIX – начале XX века появилось платье, открывшее новое направление в моде – это платье с тюрнюром. Тюрнюр – конструкция из волосяной подушечки, подкладывающийся под юбку сзади чуть ниже талии. Композиционный центр платья сместился назад, и был создан новый силуэт. Его изобрели французские модельеры во главе с Чарльзом Вортом. Первая юбка с тюрнюром появляется в 1870 году.

1.jpg

Юбка эффектно драпировалась на тюрнюре с помощью многочисленных складок, пуфов, плиссированных оборок и бантов, а заканчивается длинным шлейфом и веерообразным треном. Лиф плотно облегает фигуру, затянутую в длинный, ниже талии, корсет. К фасонам таких платьев лучше всего подходили плотные шелка типа репса, крепа, фая или муара.

Платье второй половины XIX века шилось очень узким спереди, из-за этого дамам приходилось семенить маленькими шажками. Сзади такое платье как бы «обрушивалось» вниз целым каскадом лент, бантов, кружевных рюшей, бахромы.

2.jpg

В вечерних платьях того времени преобладали тонкие цветовые сочетания: жемчужно-серый оттенок черного и белого цветов, цвет сливочного масла – желтовато-кремовый, «винный» – коричнево-красные тона, фиолетовый, лиловый. Разные по фактуре ткани сочетались между собой различными оттенками какого-то одного цвета. Эффект строился на оттенках, создаваемых комбинированием блестящей и матовой поверхности ткани.

Асимметрично расположенные складки юбки отделывали страусовыми перьями.

В 80 – 90-е годы XIX века наиболее изысканным считалось черное бархатное платье, украшенное у ворота и на рукавах старинным кружевом, слегка пожелтевшем от времени.

На рубеже XIX и XX века, с наступлением эпохи стиля «модерн», женская фигура приобретает готическую вытянутость. Вспомним блоковскую Незнакомку, закутанную в шелка. Закрытое до подбородка серо-зеленое или пепельно-серое платье с многочисленными воланами, бантами и кружевом было символом загадочной женщины серебряного века.

3.jpg

С начала 1900–х годов происходит увлечение «морской» темой. В моде строгий, «правильный» силуэт, сдержанное цветовое решение, полупрозрачные ткани – газ, шифон, шелк, тюль. Расширенный в плечах рукав, юбка в форме колокола, многочисленные оборки. Украшения усиливали, так как модны платья из неярких тканей. Броши, кольца, браслеты, серьги из многоцветной эмали, перламутра, мозаики. Цветы, нити жемчуга, каменные букетики – очаровательные атрибуты вечернего наряда.

1901 – 1905 годы – в моде силуэт в виде буквы S: из-за конструкции корсета, очень узкого, стягивающего талию, спереди на груди получался напуск – "голубиная грудь". Бальные платья имели юбку с треном, который красиво раскрывался веером вокруг туфелек. Силуэт в форме S создавал образ женщины-цветка – хрупкого и экзотического – лилия, орхидея.

Кружева, изящная вышивка, отделка бисером и огромные шляпы завершали образ светской дамы.

4.jpg

С 1903 года платья становятся свободнее, постепенно исчезают корсеты. В 1908 году парижский модельер П. Пуаре представил модель, созданную под влиянием искусства Древнего Рима, Греции и Японии. В салонах дамы в туникообразных платьях с завышенной талией из полупрозрачных светлых тканей.

Платья в восточном вкусе были с узкой юбкой, лифом свободного покроя и расширенными рукавами – «японкой». Пояс охватывал талию и завязывался сзади или на боку пышным бантом.

Большое влияние на вечерние платья светских дам оказали «Русские сезоны» – балеты Дягилева. После премьеры балета «Шахерезада» с ослепительными костюмами Бакста в моду вошли персидские мотивы. Дамы стали носить чалмы и маленькие тюрбаны из шелка и бархата с пышными черными, белыми, голубыми перьями. С вечерним платьем надевали маленький тюрбан из парчи.

Если в начале XX века царствовали зашнурованные корсетные платья (платье в форме песочных часов выгодно подчеркивало тонкую талию и глубокое декольте), то вскоре ему на смену пришли свободные конструкции, платья-рубашки.

В целом эволюция вечернего платья XX века происходила следующим образом. В 20-е годы светское общество увлекалось театральной модой, поэтому дамы ходили в узких платьях длиной до колена. В 30-е годы наступает период роскоши и гламура: в моде платья с атласным блеском, меха и бриллианты. В те годы были придуманы все основные «фишки» для вечерних платьев, которые кутюрье используют до сих пор.

5.jpg

Силуэт вечернего платья сильно изменился в 40-е годы, когда нехватка тканей из-за долгой войны спровоцировали моду на узкие и короткие вечерние платья. Именно тогда Коко Шанель придумала знаменитое «маленькое черное платье» рубашечного покроя, которое будет актуально во все времена. 50-е годы подарили модницам женственность: нижние юбки, широкие пояса, пуританский закрытый верх и целомудренный низ.

Начиная с 60-х годов фасоны вечерних платьев становятся смелее. Именно тогда в моду вошли мини. В моде – платья умопомрачительных расцветок, на них появляются замысловатые геометрические рисунки. Но вместо платья на ужины, официальные приемы и дружеские вечеринки женщины стали облачаться в брючный костюм.

70-е годы породили спрос на экстравагантность, и платья стали похожи на карнавальные балахоны. А в 80-е годы наступает время почти вульгарной роскоши: крупные клипсы, колье из золота и драгоценных камней, платья из золотых и серебряных тканей, блёстки. В 90-е годы модельеры постепенно вернулись к ретро-стилю: в качестве декора снова начали использоваться оборки, рюши, воланы.

6.jpg

Сейчас дизайнеры отмечают полное смешение стилей. Вечернее платье может шокировать, эпатировать публику или, наоборот, поражать своей скромностью и невинностью. Главное, по признанию кутюрье, у каждого вечернего платья должен быть свой шарм.

Сдержанностью хорошего вкуса ныне отмечена длина одеяний: никакого вызывающего минимализма.

В силуэте платья преобладают мягкие и округлые линии. На первый план выходит художественная драпировка фигуры: туники, свободно ниспадающие складки, накидки, палантины, пелерины. Женщина теперь – предмет искусства, поэтому вновь популярны узоры и орнаменты, как традиционные, так и древние.

Актуальны длинные платья с декольте в виде «лодочки» или буквы «V». Вечерние платья дизайнеры рекомендуют делать простыми по крою, полуприлегающими, если они из бархата и тяжелого шелка. В нарядах из тонких и тончайших тканей сохраняется «бельевой» стиль (почти комбинации) на тонких бретельках. При этом тонкую ткань (шифон, вискозу с крупной набивкой в виде лилий, орхидей или роз) как бы прячут под несколькими слоями тончайших тканей, создавая изысканный и приглушенный по цвету орнамент.

7.jpg

Автор: Ася Моржавикова

Источник: Журнал о моде и шитье «Осинка.ру»

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях