«ЛВРЗ хотят расчленить?» - в материале под таким заголовком, опубликованном в «КП-Улан-Удэ» 18 ноября, рассказывалось о предполагаемой продаже локомотивосборочного цеха
События, происходящие на одном из самых крупных предприятий республики, не могут не волновать общественность. На фоне прекративших свое существование тонкосуконного комбината, фабрики верхнего трикотажа, судостроительного, стекольного заводов, «Электромашины», «Бурятферммаша», «Теплоприбора» любая реорганизация производства воспринимается болезненно.
Например, настораживает сокращение кадров в вагоносборочном цехе ЛВРЗ, некоторые объявления на сайте предприятия: о сдаче в аренду помещения деревообрабатывающего цеха (кстати, он закрылся еще несколько лет назад), о продаже машин из автомобильного парка ЛВРЗ. Особенно тревожно становится, когда администрация завода не дает подробных разъяснений.
После выхода статьи «ЛВРЗ хотят расчленить?» информационный вакуум был разрушен. В редакцию поступило опровержение, подписанное директором завода Виктором Худорожко. Состоялись обстоятельные телефонные разговоры с пресс-секретарем «Желдорреммаша» (головной организации) Алексеем Барабанщиковым и заместителем директора ЛВРЗ по управлению персоналом Людмилой Бахабаевой. Затем ответы на наши вопросы поступили в письменном виде.
- Завод переживает интересный период, - сообщила «КП» Людмила Бахабаева. - Одна из форм сотрудничества - передача части работ на исполнение специальным компаниям, которые являются профессионалами в узкой специальности. Одна из таких компаний - «Локомотивтранссервис». Сотрудничество с компанией взаимовыгодно. Предприятие получает квалифицированную высококачественную услугу и арендные платежи за производственные помещения, передаваемые «Локомотивтранссервису» для выполнения работ. Компании будет передан только участок окраски! Все работы будут выполняться на территории предприятия... Между ОАО «Желдорреммарш» и компанией «Локомотивтранссервис» в августе 2011 года заключен долгосрочный договор о сотрудничестве - до 31 декабря 2020 года.
При подготовке материала редакцию главным образом интересовала социальная сторона вопроса: что будет с зарплатой и льготами работников предприятия, которые вынуждены перейти в организацию-аутсорсер, чтобы не остаться без работы. Замдиректора ЛВРЗ признала:
- Став сотрудниками сторонней специализированной организации, наши работники уже не смогут воспользоваться всеми привилегиями и социальными гарантиями, которые есть у заводчан.
Иначе говоря, теперь уже бывшие работники ЛВРЗ лишились и бесплатного проезда по железной дороге раз в год, и премии «за преданность», и льгот при выходе на пенсию. Что касается зарплаты, замдиректора отметила, что «уровень зарплаты сотрудников определяется работодателем и было бы неверно комментировать деятельность другого предприятия». Также она заявила, что у нее нет информации о передаче на аутсорсинг других цехов.
Однако по ее отзыву о такой «форме сотрудничества», как «передача части работ на исполнение специальным компаниям, которые являются профессионалами в узкой специальности», можно сделать вывод, что участком покраски локомотивов дело может не ограничиться.
Из-за недостатков этой формы партнерства на аутсорсинг принято передавать так называемые «непрофильные» участки производства. Но, в принципе, последнее слово всегда за собственником. Поэтому гарантии, что тот или иной участок производства будет признан «непрофильным», конечно, не существует.
Комментарий специалиста
Илья Никифоров, экономист, кандидат наук:
- Передача сторонним исполнителям некоторых функций (аутсорсинг) имеет свои преимущества и недостатки. Плюс - это сокращение издержек, освобождение внутренних ресурсов компании для других целей, повышение качества продуктов или услуг, разделение и
частичная передача другой компании рисков.
Однако передача на аутсорсинг каких-либо функций может привести к утрате некоторых видов деятельности, которые в совокупности с основным видом обеспечивали организации успех на потребительском рынке. Чрезмерное увлечение аутсорсингом может привести фирму-заказчика в полную зависимость от внешних исполнителей. Кроме того, достаточно велик риск убытков из-за низкого качества услуг, ведь аутсорсинг в России только развивается.
Кроме того, фирма-аутсорсер, как и любая другая, занятая предпринимательством, может разориться, в связи с чем организация-заказчик вынуждена будет воспользоваться услугами нового аутсорсера, а это дополнительные моральные и материальные затраты.
Эльвира ХАЗАГАЕВА,
Татьяна ВАСИЛЬЕВА
Бизнес
3271