В январе-феврале следующего года администрация Улан-Удэ намерена провести конкурс на право писать учебник истории столицы Бурятии. По планам мэрии, написать учебник истории должны будут уже к весне, чтобы к следующему школьному году в учебных заведениях появился посвященный Улан-Удэ факультативный урок
Это, казалось бы, мелкое событие следовало бы конкретным образом запомнить как первую попытку создать из населения Улан-Удэ горожан. Самая серьезная проблема Улан-Удэ заключается не в разваливающейся ТЭЦ-1 и разбитых дорогах. Хотя эти проблемы есть, и их, безусловно, надо решать.
Но главную проблему нашего города, в отличие от указанных выше, не решить методом выделения бюджетных средств. Потому что ни за какие деньги вы не поменяете мысли в головах у людей.
Город без горожан
Прискорбный факт — в нашем городе почти нет горожан, есть просто жители населенного пункта с названием Улан-Удэ. К такому выводу приходишь, просто следя за городскими сводками. Граждане, проживающие в столице Бурятии, в большинстве своем игнорируют все усилия по благоустройству Улан-Удэ. На субботники народ сгоняется с применением жесткого административного давления, а все плоды принудительной ликвидации стихийных свалок исчезают буквально на следующий день.
Цветы и газоны нещадно вытаптываются, декоративные заборы, саженцы и разнообразные украшающие быт элементы — выламываются и портятся. Количество вандалов и просто мусорящих "где попало" граждан превышает все разумные пределы.
Но даже в среде образованных и обеспеченных жителей Улан-Удэ принято не любить свой город и считать, что ничего хорошего здесь быть не может. При первой возможности люди отсюда уезжают. Ни один человек, наверное, не может сказать, что он любит Улан-Удэ. А если вы что-то или кого-то не любите, ваше отношение так или иначе выливается в действия. Или, как в большинстве случаев, — в бездействие, равнодушие и отстраненность.
Можно, конечно, сказать: это люди такие, махнуть рукой и забыть. Но ведь наши люди не сами по себе плохие. Это исторически обусловленное поведение. Корень проблемы заключается в том, как развивался Улан-Удэ последние 100 лет.
Постоянная миграция
После гражданской войны Верхнеудинск лишился практически всех богачей и купцов, а заодно и всего среднего класса. Новая власть и новый средний класс - люди, несущие в себе городскую культуру, — были представлены в основном приезжими, профессиональными революционерами, большевиками и им сочувствующими. История города прервалась — были утеряны, например, даже архивные документы городской жизни за 19-й век (время бурного развития Верхнеудинска).
Затем в 30-е в ходе шедших по стране масштабных преобразований город стал прирастать промышленными предприятиями — сюда начали приезжать рабочие из западных областей России, а также районов Бурятии. Фактически, к тому моменту, когда в 1934 году Верхнеудинск был переименован в Улан-Удэ, город уже не имел почти ничего общего со своим прошлым. Его населяли новые люди, которые как идеологически, так и социально отличались от живших здесь в этих же домах и на этих улицах предшественников.
После войны во вторую волну индустриализации город снова пополнился десятками тысяч новых горожан. И дальше по мере развития столицы Бурятии население прирастало не в последнюю очередь благодаря миграции.
Только в 70—80-е в городе выросло первое большое поколение людей, родившихся и выросших в Улан-Удэ. Это были уже полноценные горожане, для которых этот город стал родным. Красноречивый пример: именно тогда появились первые популярные песни, посвященные нашему городу. Сложилась своя молодежная улан-удэнская субкультура, появились первые городские историки.
Но в 90-е по Улан-Удэ ударил новый демографический шок. Во-первых, катастрофически обеднел, да и практически исчез целый социальный слой, являющийся одним из носителей современной городской культуры — образованный средний класс.
Во-вторых, в поисках лучшей доли массово стали уезжать из Улан-Удэ появившиеся к тому моменту советские горожане. На смену им, не менее массово, стали приезжать выходцы из всех районов Бурятии. Тонкий "городской слой" был вновь уничтожен.
То, как относятся жители Улан-Удэ к своему городу, — прямое следствие этих событий.
Ставка на молодежь
При всем уважении к людям, приезжавшим и приезжающим в Улан-Удэ из других мест, большинство из них не могли быть настоящими улан-удэнцами. Это не повод для насмешек или дискриминации, а констатация печального факта — Улан-Удэ для большинства его жителей просто населенный пункт, в котором они вынуждены проживать. В лучшем случае приезжие относились и относятся к Улан-Удэ равнодушно.
Нет чувства общности с людьми, проживающими рядом, нет трепетного отношения к улицам, домам, элементам благоустройства, к событиям, происходящим в городе. Нет даже понимания правил городского общежития. Сейчас в этом городе люди живут лишь потому, что их заставляет сама жизнь — кто-то боится или не имеет средств уехать, а кто-то приехал сюда, потому что на малой родине жизни вообще нет.
Такое отношение к своему городу царит во всех слоях общества Улан-Удэ. Родители через повседневное поведение, слова и действия прививают его своим детям. Шансов на то, что нынешнее подрастающее поколение внезапно и само по себе полюбит свой город, крайне мало. Скорее будет так — каждая семья будет считать себя временно и вынужденно проживающей в столице Бурятии и мысленно считать своей родиной какой-то другой регион или населенный пункт.
В этих условиях, как ни странно, самыми патриотичными жителями Улан-Удэ являются сотрудники администрации города. В силу должностных обязанностей они вынуждены быть ответственными горожанами.
Видимо, из-за этого в мэрии и родился план по созданию учебника истории нашего города. Расчет на то, что, ознакомившись с историей города, школьники начнут осознавать и чувствовать себя горожанами и перестанут быть просто временными жителями населенного пункта с названием Улан-Удэ.
Фото из архива "ИП".
Общество
2079