Общество
8151

Улан-Удэ глазами иммигранта

Бывший улан-удэнец, сейчас живущий между Западной Европой и Москвой, оценил изменения в городе, произошедшие за три года

3 - 5 лет от Москвы

Улан-Удэ гордится своими пробками. Если в Москве пробки на дорогах не вызывают ничего, кроме раздражения, то в Улан-Удэ к нему примешивается отчетливый подтекст - «как в большом городе». Город растет, появилось много новых зданий и стали лучше дороги.

Уровень жизни приподнялся. Появились довольно крупные торговые центры, бесплатные глянцевые журналы и магазины высокой ценовой категории. Особенностью этого приезда в Улан-Удэ стало обилие рекламы и вывесок, знакомых по Москве и зарубежным городам. Местные бизнесмены все чаще включаются в состав франчайзинговых сетей, когда крупная компания предоставляет им свое имя и схему ведения бизнеса в обмен на регулярные отчисления. Судя по набору франшиз, на рынке Улан-Удэ освоены еще не все ниши и, похоже, рынок здесь «дозревает» с задержкой в 3 - 5 лет от Москвы.

Хороший признак - появление международных авиарейсов. Всего за полтора года появились прямые авиарейсы до Улан-Батора (июнь 2010), Маньчжурии (сентябрь 2011) и Бангкока (октябрь 2011). Если появится прямой рейс до Пекина, то Бурятия станет намного доступнее для иностранных туристов. Для улан-удэнцев же появится возможность летать по всему миру всего лишь с одной-двумя пересадками.

Еще одно знаковое событие - встреча Ким Чен Ира и Медведева в Улан-Удэ. Первая в истории города встреча двух действующих глав государств. На этом фоне теряются многочисленные визиты федеральных чиновников, что в общем-то тоже неплохой показатель развития Бурятии.

Откуда у них деньги?

Уровень зарплат в Бурятии все равно остается невысоким. В среднем 15 - 20 тысяч рублей в месяц. С 50 тысячами рублей человек уже может чувствовать себя относительно богатым. Низкие доходы в целом компенсируются более низкими, чем в Москве, ценами на продукты. Тем не менее многие товары, особенно бытовая техника, в Улан-Удэ оказываются даже дороже, чем в Западной Европе или Штатах. При всем этом по вечерам в городе битком набитые «кабаки». Откуда у людей деньги на развлечения при таком доходе?

Население сильно закредитовано. Часто люди берут кредиты на небольшие вещи, например новую модель мобильного телефона. Или, например, молодая девушка берет кредит в две месячные зарплаты, чтобы купить люксовую одежду или обувь. При этом она не является топ-менеджером или высшим чиновником, так что требования дресс-кода для нее достаточно мягкие. Но ее можно понять. Когда живешь на грани выживания и денег хватает только на еду и квартиру, иногда хочется устроить себе праздник. Но мне лично кажется, что это нерационально, деньги нужно вкладывать более эффективно.

Вещи все еще играют в Улан-Удэ статусную роль, а не функциональную. Во всем мире идет снижение стоимости вещей из-за перепроизводства. Отношение к ним меняется, даже в Москве появилось увлечение — отдавать и получать вещи бесплатно на сайтах типа «Дару - дар». Свободное пространство дома стало стоить дороже вещей. В магазинах Улан-Удэ уже появляются объявления о скидках, но реальное снижение пока еще не такое серьезное, как в Европе.

Интеллектуальный голод

Культурная жизнь в Улан-Удэ довольно активная. Много концертов, фестивалей, модных показов, но явно не хватает более интеллектуальных мероприятий. В личном общении чувствуется, что людям надоело просто ходить по барам и кинотеатрам, им хочется расширять кругозор и обсуждать серьезные темы.

@UU1.jpg

Примерно пару лет назад в Москве появилась мода на бесплатные публичные лекции. Темы могут быть самыми разными - от продвижения бизнеса в социальных сетях до рассказа о древних цивилизациях. Появились даже специализированные сайты, которые отфильтровывают лекции всяких проповедников, Гербалайфа или Форексов, и продвигают развивающие и обучающие мероприятия. Самый известный из сайтов - «Теории и практики Москвы».

Хотя лекции, как правило, бесплатные, они довольно легко коммерциализируются. Например, лекцию о рекламе в социальных сетях читает владелец фирмы по Интернет-рекламе. Он хочет привлечь новых клиентов, но если лекция будет поверхностной, то аудитории это не понравится. Клуб, офисный центр или кафе тоже заинтересованы в аудитории. Лекцию можно назначить в кафе на время с малой посещаемостью, например, в субботу в двенадцать часов дня. Кто-то закажет кофе, кто-то запомнит место и придет поужинать. Сайт, на котором размещаются объявления о лекциях, получает деньги от рекламы платных курсов — целевая аудитория практически та же самая, что и у бесплатных лекций. Некоторые лекции бывают платными, цена около 200 рублей с человека.

Учитывая время отставания, в Улан-Удэ эта мода может появиться уже через год-два. Потребность есть, потенциальные лекторы тоже есть и даже есть «первые ласточки» - интеллектуальные игры типа «Битвы эрудитов», за участие в которых платят по 100 рублей с человека. Как вариант, можно организовывать открытые лекции в рамках международных и российских конференций. Это хороший способ пиара конференции и тоже активно используется как в Москве, так и на Западе.

Новые возможности Интернета

Улан-Удэ еще не международный город и довольно остро переживает свою провинциальность. Это тоже создает стереотипы поведения, когда люди убеждены, что что-то интересное можно создать только в Москве или Калифорнии. По этому поводу очень хорошо высказался актер Сергей Юрский: «Русская провинция имеет один недостаток. Недостаток ужасный. Она себя называет провинцией».

Возможно, Интернет — это один из способов преодоления этого комплекса. Он дает очень много возможностей, если владеть языками и четко осознавать свои задачи. Можно выходить на клиентов в любой точке мира. Можно найти информацию о наиболее эффективных методах работы. Бурятия постепенно встраивается в мировой рынок, и это меняет психологию общества. У людей, старающихся найти свое место в мире, требования к самим себе сильно отличаются от людей, оценивающих себя по стандартам провинции.

На бытовом уровне Интернет сильно облегчает жизнь. Веб-банкинг гораздо удобнее и дешевле для оплаты счетов за квартиру, чем стояние в очереди в Сбербанке или расчетном центре. Высокие цены на бытовую технику в улан-удэнских магазинах создают условия для развития Интернет-магазинов. Западная привычка — пощупать технику в магазине и заказать ее через Интернет - появится и в Бурятии. Цена ниже, сроки доставки и гарантия, как правило, те же самые.

В 2015 году подавляющее большинство населения России в возрасте между 18 и 44 годами будет пользоваться Интернетом. Крупные города уже охвачены, наиболее активно подключаются в городах с населением меньше полумиллиона. Так что в ближайшие годы Улан-Удэ ждет бум Интернет-проектов.

Стоны об «утечке мозгов

Интернет повышает мобильность. Через Интернет легче найти работу и жилье в другом городе. Местные компании вынуждены тратить больше усилий, чтобы удержать квалифицированные кадры. Самые лучшие и высокооплачиваемые специалисты, как правило, и самые мобильные.

Выезд из Бурятии, скорее всего, останется на нынешнем уровне. Массовый приезд может начаться, если появятся крупные задачи, требующие привлечения большого количества квалифицированной рабочей силы. Например, задача «сделать Байкал лидирующим направлением горнолыжного туризма в Азии». Но пока неясно, поедут ли вообще зимой туристы в Бурятию или предпочтут кататься в Японии. Так что ожидать серьезных изменений пока не приходится.

Несмотря на снижение доходов, некоторые люди все-таки переезжают в Улан-Удэ. Как показывает практика, если не привлекать лишнего внимания, организовать удаленную работу и правильно выстроить финансовые потоки через Москву, то Улан-Удэ может быть довольно приятным местом для жизни. Такой переезд имеет смысл, когда человек достиг определенного уровня профессионализма и может работать самостоятельно.

Одной из основных причин, мешающих возврату в Улан-Удэ, называют систему здравоохранения. Большинство проблем человек может решить самостоятельно: выстроить бизнес, купить жилье, подобрать репетиторов ребенку и т.д. Но если нужно срочно обратиться в больницу, то это придется делать в том городе, где живешь. В Москве здравоохранение лучше, чем в Улан-Удэ. Поэтому инвестиции в больницы и поликлиники Бурятии будут иметь далеко идущий эффект.

Важный фактор привлекательности Бурятии - это то, что люди гораздо бережнее относятся друг к другу. В массе своей люди более вежливые и менее агрессивные, чем в Москве.

Полувосточный колорит

Создается ощущение, что в последние годы в Улан-Удэ стало гораздо больше бурят и бурятских названий. Трудно определить почему. Может, это вызвано разрушением Агинского и Усть-Ордынского автономных округов, или вымиранием деревень в районах, или другими причинами? Как результат появляется новая городская бурятская культура с рэпом и фильмами на бурятском языке, спорами в Интернете и т.д. Вопрос - сможет ли эта новая культура адекватно заменить исчезающую традиционную?

В целом у города есть особенный «полувосточный» колорит, и это выделяет его в лучшую сторону из массы других российских городов. За последние годы появилось несколько новых памятников, но ни один из них по степени влияния на сердца горожан не может сравниться с головой Ленина. Очень странно, что в самом городе до сих пор нет ни одной статуи работы Даши Намдакова.

Что дальше?

Для региона с довольно слабой экономикой его столица выглядит неожиданно прилично. У Улан-Удэ есть какой-то цельный образ, который позволяет ему выглядеть интереснее, чем более богатые города-конкуренты. Но есть ли у Бурятии возможность реально догнать в развитии другие регионы?

Банкротства мясокомбината в 2010 году и «Макбура» в 2011 году продолжили серию банкротств старых «лидеров экономики Республики Бурятия». Кажется, так назывался ежегодный конкурс, на котором из года в год побеждал ТСК, обанкротившийся в 2005 году. Теперь на месте ТСК несколько торговых центров, дискотека и пара ресторанов. К счастью, Улан-Удэнский авиазавод продолжает работать, и будем надеяться, что ему не придется столкнуться с кризисом.

Появятся ли новые лидеры на месте старых? В сентябре 2011 года объявили о шести новых инвестпроектах на 20 млрд. рублей: жилье, золото, мясо, транспорт и лес. Плюс туризм и дорога на Байкал. Хотелось бы верить, что какой-нибудь из этих проектов станет мотором нового развития республики.

Вместо заключения

Когда редакция «Информ Полиса» попросила написать о впечатлениях от Бурятии, мне сразу вспомнился один старый барак между Элеватором и «Юбилейным». Этой осенью рабочие навешивали на него разноцветный сайдинг и вставляли пластиковые окна. Чем-то это напоминает изменения, произошедшие за последние три года. Город стал красивее, но под новыми деталями проглядывает старая советская инфраструктура и зимой начинаются проблемы на ТЭЦ. Внешние изменения и красивая упаковка нужны, они показывают людям, что жизнь улучшается, но для реальных изменений гораздо важнее внутреннее обновление.

Автор: Зоригто Намсараев, к.б.н.

Бельгия – Москва - Улан-Удэ.

Фото А.Огородник

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях