В редакцию «Информ Полиса» обратился житель Иволгинского района Василий Аюров. Он возмущен тем, что улан-удэнские власти собираются построить гуннскую крепость в черте Улан-Удэ на Измайловском острове
По его мнению, проект должны реализовать на историческом месте, которое выбрали сами гунны, – на территории Иволгинского района
Где историческая правда?
Напомним, что тему увеличения возраста Улан-Удэ до двух тысяч лет власти города подняли еще в прошлом году. Тогда мэрия намерена была присоединить территорию гуннского городища к Улан-Удэ и продвигать бренд гуннов. Таким образом, Улан-Удэ мог стать городом-памятником мирового исторического наследия и получать дотации из бюджетов всех уровней, а также привлекать туристов.
Тогда же в Улан-Удэ появился проект восстановления городища. По его идее вся территория Иволгинского захоронения должна быть разделена на две части: одна часть до Селенги могла стать рекреационной зоной. Там планировалось построить красивую гостиницу, площадки, сцены для проведения зрелищных выступлений. Другая часть города, по мнению ученых, должна быть музеефицирована, то есть приведена в археологическое состояние. Однако развивать за счет городского бюджета территорию другого района власти оказались не готовы. Поэтому в октябре приняли решение построить крепость не на исторической земле, а на острове Измайловский – в черте Улан-Удэ.
- Археологические открытия стали известны всему миру как бесценный памятник истории под названием Иволгинское городище. И вот, к моему изумлению, читаю в прессе, что собираются строить гуннскую крепость на острове Измайловский. Этот остров под Улан-Удэ к гуннам не имеет никакого отношения. Ведь должно быть историческое соответствие или историческая правда, - возмущается житель Иволгинского района.
Бородинский комплекс находится в Бородино
По мнению Василия Аюрова, туристы, которые приедут посмотреть Иволгинское гуннское городище и заодно центр буддизма в России – Иволгинский дацан, будут сильно удивлены несовпадением месторасположения комплекса.
- Есть ведь народная пословица «Семь раз отмерь, один раз отрежь». Так что нужны публичные слушания по месту строительства гуннского городища. Ведь есть, наверное, Бородинский комплекс, где на том месте героически сражались наши воины. Он, наверное, находится в Бородино, а не под Москвой, - считает Аюров.
Аюров уверен, что все проблемы, связанные со строительством гуннского городища, решаемы.
- Если считают, что в той местности много мусора, то ведь его убрали и там теперь чисто. Если считают, что далеко от Улан-Удэ, то это не так, ведь до знаменитого Иволгинского дацана расстояние в три раза дальше. Если хотят комплекс построить в целях удревления г. Улан-Удэ, то это не так, ведь вопрос перевода этих пригородных земель в городские просто вопрос времени. А что касается Измайловского острова, то пусть там ищут следы гуннов. Как только найдут останки, так пусть и строят измайловский комплекс, - говорит житель Иволгинского района.
Южная крепость древнего города
Напомним, что до исторического места дела никому не было, пока им не заинтересовались в Улан-Удэ. Много лет место поселения древнего народа пустовало, а местные жители выкидывали сюда мусор. Очистить территорию удалось только благодаря многочисленным субботникам, организованным городскими властями.
- Мы бы с удовольствием построили крепость и там, но нам никто не даст застраивать территорию археологического комплекса. Там нужно организовать раскопки, - отметил председатель гуннского международного фонда Олег Булутов.
Кроме того, известно, что Иволгинское захоронение - всего лишь малая часть огромного города гуннов. Древний населенный пункт был очень растянут, и ученые до сих пор не могут определить его границы. Большая часть города входит в сам Улан-Удэ. По некоторым данным, город гуннов тянется вдоль Селенги на 12 км, а о. Измайловский находится практически посредине бывшего населенного пункта древних. Гуннскую керамику находили и на "Элеваторе", и на "Восточных воротах". Многочисленные следы поселений найдены в 102 квартале, в мкр. Медведчиково. Правда, тогда по политическим причинам в археологических документах не указывали место, где нашли исторический материал.
Олег Булутов надеется, что в будущем удастся привести в порядок южную часть гуннского города – как раз ту, которая располагалась в Иволгинском районе.
- Весь древний город состоит из многочисленных квадратов-крепостей 300 на 300 метров. Иволгинское городище – это самая южная крепость. Недавно ученые обнаружили угол еще одного такого квадрата близ Вознесеновского моста.
Историческая справка.
Как туристический бренд Иволгинское захоронение ценно тем, что в племена хунну входили люди разной национальности (их объединяла одна вера – небо (тэнгэри). Кроме того, именно хунны принесли в Европу идею, что каждый человек свободен от рождения. Это способствовало уничтожению рабовладельческого строя.
Первое крупное племенное объединение на территории Центральной Азии складывается ещё в конце III века до н.э. у гуннов. Вскоре после своего возникновения оно начинает оказывать влияние на соседние страны — на Китай и Среднюю Азию.
Основные сведения о жизни и общественно-политическом строе гуннов дают китайские источники. Из археологических памятников особенное значение для характеристики быта гуннов имеют родовые могильники, содержащие погребения как знати, так и простых воинов. Такие могильники известны по раскопкам на территории Монголии (Ноин-Ула) и Забайкалья (Ильмовая падь и др.). В последние годы начались раскопки поселений гуннского времени в Забайкалье (Иволгинское городище и др.). По своей структуре «держава гуннов» представляла собой союз 24 племён, подразделявшийся на две части — восточную и западную. Каждое племя имело свою территорию, по которой оно и кочевало, совершая в течение года определённые передвижения. Во главе племён стояли вожди, съезжавшиеся три раза в год для совета и жертвоприношений; они осуществляли верховный суд, решали дела войны и мира, утверждали нового общего вождя после смерти старого. Глава всего союза, судя по китайскому воспроизведению этого слова, именовался «дзену». Лишь впоследствии соответствующие китайские иероглифы стали произноситься «шаньюй», как обычно называют гуннских вождей в исторической литературе.
Впервые Иволгинский археологический комплекс был описан в 1927 году ученым В.В. Поповым. Исследования территории проводил Г.П. Сосновский. Однако серьезно изучать историческую местность стали только в 1949 году по инициативе А.П. Окладникова. Тогда Бурят-Монгольский научно-исследовательский институт истории, культуры и языка организовал особый иволгинский отряд по археологии, который сделал большие раскопки городища. В результате здесь обнаружили останки железоплавительной мастерской и 22 жилища, в том числе большое, принадлежащее правителю поселения.
Общество
5023