На прошлой неделе на заседании Высшей квалификационной коллегии судей России (ВККС) в присутствии председателя судебного состава Верховного суда Российской Федерации, члена президиума Верховного суда Российской Федерации Валентина Кузнецова и председателя Верховного суда России Вячеслава Лебедева председателю Верховного суда Бурятии Анатолию Хориноеву было официально предложено написать заявление о добровольной отставке
Анатолий Хориноев может стать обычным пенсионером
Как утверждают очевидцы события, в зале высокого собрания Хориноев с предложением согласился, однако заявление в установленные сроки не написал и тут же вылетел в Бурятию. При дальнейшем выяснении обстоятельств уже в Улан-Удэ стало известно, что Анатолий Орхокович ушел в отпуск и, судя по всему, добровольно покидать свою должность не собирается. ВККС России вынуждена была создать специальную комиссию на предмет проверки морально-этического облика Анатолия Хориноева. Комиссия прибудет в Улан-Удэ сразу после Нового года и намерена, в отличие от первой полуофициальной проверки ВККС, вынести по Хориноеву официальное заключение. Каким оно будет, сказать трудно, одно ясно совершенно точно — в этом случае отставку Анатолия Хориноева почетной уже никак не назовешь. Более того, результаты деятельности комиссии могут оказаться разгромными как для всей местной судейской братии, так и для руководства Бурятии, под носом которого десятилетия взращивалось явление, рискующее в очередной раз “прославить” республику на всю страну.
Согласно закону о статусе судей, в случае обнаружения в действиях судьи дискредитирующих судейское сообщество деяний, судья не просто увольняется, но и лишается всех званий, наград и своей высокой пенсии. Аксакалу местного правосудия Анатолию Хориноеву был дан шанс сохранить пусть и не лицо, но хотя бы регалии и приличный пожизненный пенсион. Хориноев таким шансом не воспользовался.
Можно только догадываться, на что собственно надеется сегодня председатель Верховного суда Бурятии, бросая вызов самой Москве. Его полномочия заканчиваются ровно через год и, приняв эту отставку, он по сути ничего бы не потерял. На что смеет надеяться Анатолий Орхокович сегодня, когда суд Петровска-Забайкальска готов огласить приговор по делу о 12 миллионах, похищенных из казны Верховного суда Бурятии, делу, которое собственно и положило начало конца дотоле весьма успешной карьере г-на Хориноева. По предварительным данным, обвинение просит бывшему главному бухгалтеру Верховного суда РБ Ольге Базарон 10 лет лишения свободы, бывшему кассиру Елене Сивцовой — 2 года условно, помимо взыскания с дам всех похищенных денег. Признательные показания Ольги Базарон о том, что непосредственным участником хищения был сам Хориноев, суд во внимание не принял, а отправленные в следственный комитет России документы на возбуждение уголовного дела в отношении Хориноева так и не были подписаны. Москва хоть и не решилась его судить, но дала понять, что любому терпению есть предел.
Полуофициальная проверка морально-этического облика председателя Верховного суда Бурятии судьей ВККС РФ Дмитрием Соседовым, проведенная этим летом, все-таки принесла свои результаты. Двухлетние вопли общественности о творящемся беспределе в судах маленькой далекой Бурятии были услышаны и получили должную реакцию наверху. Неизвестно, помогли ли тому неважные результаты выборов для правящей партии и желание повернуться наконец лицом к народу, только очевидно, что в этот раз решение в отношении Хориноева обжалованию не подлежит.
О чем молчало юридическое сообщество
Когда такой орган, как коллегия ВККС РФ, предлагает добровольно уйти в отставку, даже вконец потерявший совесть чиновник предпочтет сделать разумный выбор. Похоже, понятие разума к такой личности, как Анатолий Хориноев вообще неприменимо, и произошедшее на прошлой неделе в ВККС лишнее тому доказательство.
Почему вообще у нас стало возможно такое? Потому что двадцать лет у высшей власти — это достаточный срок, чтобы переплавить перспективного, энергичного и когда-то вызывавшего у коллег искреннее уважение адвоката Анатолия Хориноева в деградировавшего на глазах чинушу, окружившего себя людьми, готовыми на любые низости и подлости ради престижной работы и больших премий. Потому что все это время наши юридические сообщества оставались в стороне от происходящего, словно их это вовсе не касалось. Ни ассоциация юристов РФ в Бурятии, ни местная адвокатская палата, ни научная общественность типа заслуженных мэтров юридического факультета БГУ, наверняка написавших не одну умную диссертацию, — фактически никто ни разу не высказался, а что на самом деле происходит в наших судах. На недавнем торжественном вечере, посвященном празднованию Дня юриста, говорилось о чем угодно, только не о позорящем местное юридическое сообщество явлении под названием Анатолий Хориноев. Пришедший в вечерних нарядах бомонд местных юристов предпочел не пачкать честь мундира и сделать вид, что откровенное попрание основ государственной власти в Верховном суде Бурятии их не касается. Это почему-то никогда не касалось ни президента Бурятии, ни благополучно отсидевших не по одному сроку наших депутатов Госдумы, благодаря которым, в том числе, мы взрастили такое позорное явление, как г-н Хориноев.
Отказ Хориноева добровольно уйти в отставку, равносильный отказу от всех регалий и заслуг, это не просто из ряда вон выходящее явление даже по российским меркам. Это плевок в сторону всей нашей площади Советов от человека, многие годы считавшегося мерилом законности и порядка в республике, а теперь решившегося разом перечеркнуть и свою жизнь, и жизнь тех, кто все эти годы был с ним рядом.
Политика
9084