Пенсионер из Селенгинского района хочет поставить мемориальную доску матросу Алдару Цыденжапову
О подвиге Алдара Цыденжапова, спасшего ценой своей жизни больше трехсот человек, Георгий Колмаков узнал из телевизора. Вздрогнул, увидев фотографию моряка: такой парнишка молодой, жить бы ему еще и жить. Вспомнил своих сыновей в детстве - смешные чубчики, ямочки на щечках, озорники и шалопаи… Сейчас взрослые парни, которые с достоинством носят форму Военно-морского флота. Младший сын Коля - подводник в Мурманской области. Уже два года, как не был дома. Почти ровесник Алдара. Георгий Колмаков вдруг представил: и его сыновья могли ходить на миноносце «Быстрый». И они могли быть на месте кого-нибудь из этих спасшихся трехсот моряков. Решение увековечить память об Алдаре Цыденжапове, матросе эскадренного миноносца «Быстрый» Тихоокеанского флота, Героя России, на мемориальной доске пришло само собой.
«Пусть знают люди, пусть помнят…»
Георгий Колмаков – человек простой, деревенский. Сердится, когда узнает, что о нем напишут в газете. Сдвигает брови: «Зачем все это? Пустое…». И выразить свои чувства словами ему тяжело. Начинает говорить об Алдаре, о том, как восхищен его подвигом, и украдкой стирает набежавшую слезу.
Фотокарточку Алдара Цыденжапова, полученную из рук его матери, Георгий Иванович носит в кармане у сердца. Иногда достает, любовно гладит. Именно эта фотография будет на мемориальной доске.
- Как узнал о подвиге Алдара, собрался к нему на родину, - рассказывает Георгий Иванович, - поехали вдвоем с другом. Нашли его семью сразу, там все их знают. Поговорили с мамой Алдара, она нам сразу фотографию дала. Сначала удивилась, спросила, с какой мы организации. Наверное, я бы тоже на ее месте удивился.
Изначально Георгий Колмаков планировал поставить мемориальную доску на родине Алдара. Но почему-то не дали согласия ламы, да и бюст моряка с мемориальной доской в Агинском теперь уже есть.
- Тогда я и подумал: пусть будет память об Алдаре и в нашей деревне, - говорит Георгий Иванович. – Пусть знают люди, пусть помнят о герое…
Подвиг Алдара описал в стихотворении его земляк, сумев отразить в пронзительном стихе судьбу моряка, его характер и героизм. Георгий Иванович прежде хотел, чтобы это же стихотворение было на мемориальной доске. А потом решил – пусть будут свои слова, хоть, может быть, и не такие красивые. О том, какие слова он придумал, пенсионер держит в тайне от всех.
- Узнаете, когда мемориальную доску открою, - говорит он твердо и не соглашается раскрыть свой секрет, несмотря на все уговоры.
Вырезку из «Информ Полиса» об Алдаре Цыденжапове Георгий Колмаков наклеил на мотоцикл.
- Как объяснить-то? Я часто на мотоцикле езжу, сроднился с ним, - Георгий Иванович бережно разглаживает поистрепавшийся от пыли и ветра газетный листочек. – Захотелось вот статью про него приклеить сюда, чтобы всегда помнить о подвиге Алдара.
Георгий Иванович планирует под мемориальной доской поставить морской якорь. Он уже стоит во дворе, дожидаясь своего часа – Дня Военно-морского флота, который отмечают в последнее воскресенье июля. Именно в этот день пенсионер хочет сделать торжественное открытие мемориала.
На вопрос, на чьи деньги будет установлена мемориальная доска, Георгий Колмаков удивляется и даже обижается.
- На свои, конечно. А на чьи еще-то? – говорит он.
«Я теперь подводник»
Георгий Иванович – ветеринар на пенсии. Любовь к животным ему привил отец, которую, в свою очередь, Георгий передал своим детям. Их дом виден издалека. Над двором порхают голуби – любимые птицы Колмакова, он начал их разводить еще в детстве. Ведет упорную войну с соседскими котами, повадившимися охотиться на дорогих коллекционных птиц. Среди красивых породистых птиц выделяется пятном обычный городской голубь.
- Детишки нашли его на улице, - рассказывает пенсионер. – Выпал голубенок из гнезда, замерз весь. Прижился у нас.
Голуби, тревожно трепыхающиеся в чужих руках, послушно смиреют, когда их берет в руки Георгий Иванович. В свое время Колмаков привозил себе питомцев со всей России. Теперь необычным хобби увлеклись и сыновья, старающиеся из поездок привозить отцу голубей редких пород.
- Люблю их, конечно, – говорит Колмаков, бережно гладя притихшего голубя в руках. – А как иначе-то? Без любви не бывает ничего. Я вот пчел еще развожу, и их люблю.
С женой Валентиной Кирилловной Георгий Иванович познакомился на свадьбе у двоюродного брата в родной деревне Селендума Селенгинского района. С тех пор живут душа в душу уже больше тридцати лет. Вырастили дочку и двух сыновей. Оба сына стали моряками.
- Я так боялась, что Коля будет на подводной лодке служить, - рассказывает жена Георгия Валентина Кирилловна и не может сдержать слез. – А он звонит мне как-то и говорит: «Мама, случилось то, чего ты боялась. Я теперь подводник»… Плакала я несколько дней, все переживала за него.
Переживает за младшего сына и Георгий Иванович, хотя старается и не подавать вида. Вспоминает про детство сыновей, и голос теплеет. Говорит, что сыновьями не гордится, но по голосу слышно – еще как гордится.
Георгий Колмаков показывает семейный архив. В юности он с женой увлекался фотографией, и теперь у них несколько коробок семейных фото. Георгий Иванович перебирает фотокарточки, улыбается своим мыслям… Вот он играет со старшим сынишкой, а вот – с дочкой. Вот они выехали на природу всей семьей, вот съездили в город.
- Да давно все это было, - отмахивается он на просьбы рассказать про молодость. – Дела давно минувших лет…
Информационный партнер проекта
Телекомпания "Тивиком"
Партнеры проекта
Администрация президента и правительства Республики Бурятия
Администрация города Улан-Удэ
Улан-Удэнский городской Совет депутатов
Общество
2583
Чтобы помнили
Георгий Колмаков