Ко Дню российской прессы «Информ Полис» встретился с династией полиграфистов. Без них труд журналистов, дизайнеров и фотографов не дошел бы до рядового читателя.
Там где делается газета
В святая святых вовсю кипит работа. Газеты чаще печатаются ночью, чтобы уже утром наши читатели могли купить свежую прессу. Помимо продукции издательского дома «Информ Полис», в «НоваПринте» печатается множество районных газет.
Раньше всех выходят в свет глянцевая обложка и тетрадка «ИП-лайт». К вечеру вторника в типографию поступает вторая тетрадка «ИП», в которой собраны самые свежие новости.
«НоваПринт» был создан издательским домом «Информ Полис».
- Название «Информ Полис» расшифровывается как «информационные полиграфические системы», - рассказывает генеральный директор Соелма Дагаева. – Мы с самого начала хотели создать свою типографию. «НоваПринт» открылся к десятилетию газеты, можно сказать, сделали себе такой подарок. Позже мы отделили типографию в самостоятельную структуру.
Труд газетных полиграфистов – сложный и кропотливый, требующий внимательности. От них зависит цветовая палитра газеты и то, как она будет выглядеть в печатном варианте.
- Для нашей работы нужен почти художественный вкус, - рассказывает полиграфист Мунко Тарбаев. – Когда настраиваешь цветовую гамму перед печатью, важно детально проверить все цвета, где-то сделать поярче, в другом месте – посветлей. Любую газету можно напечатать по-разному.
Среди всех работников типографии особенно привлекает внимание семья Тарбаевых – для них газетное дело стало семейной профессией.
Обыкновенное чудо
Маленькие Ринчин и Мунко часто сбегали с детского садика и прибегали к папе на работу. Отец Николай Тарбаев тяжело вздыхал, но детей не прогонял – сидят да сидят себе, под ноги не лезут. Типография казалась мальчишкам гораздо интересней детского сада. Еще бы, ведь на их глазах происходило настоящее чудо - большие прожорливые машины глотали длинный лист бумаги, а выплевывали уже газетные листы с ровными столбиками абзацев и картинок.
Отец сосредоточенно работал и нет-нет, да поглядывал на ребятишек. И все равно не успевал углядеть, как шкодники измазывались газетной краской. А краска была такая, что намертво въедалась и в кожу, и в одежду. И если с кожи следы пребывания в типографии со временем проходили, то одежду приходилось выбрасывать. Мама мальчишек только расстроенно ахала, встречая в очередной раз перемазавшихся детей.
- Одежды в детстве было много, - смеются сейчас уже взрослые мужчины.
За годы детства запах краски стал для Ринчина и Мунко родным. Спустя много лет они начали осваивать другие профессии, но все-таки вернулись в типографию. Отец был расстроен, ему хотелось, чтобы в их семье были люди разных профессий, но решению детей не противился. В их дружной семье вообще никогда не заставляли детей делать что-то против воли. А выбор профессии, считал Николай, дело, к которому принуждать не надо.
Семья профессионалов
Потом к профессии неожиданно приобщилась младшая доченька Туяна. И тоже все получилось как-то само собой. Туяна учится в университете, сначала просто подрабатывала в типографии, а потом и вовсе устроилась на работу. А еще до этого там же стали работать братья, зятья и невестки Николая.
- Семь, восемь, девять… - загибает пальцы Ринчин, считая количество людей из их семьи, посвятивших себя полиграфии.
Девять человек – неудивительно, что практически все семейные встречи превращаются в обсуждение специфических моментов работы.
- Мама, мне кажется, тоже неплохо разбирается в полиграфии. Она столько лет слушала разговоры о работе, что, наверное, тоже может считаться профессионалом, - говорит Ринчин.
Несмотря на то что братья уже немало лет проработали на этой ниве и сами часто обучают новичков, папа остается для них главным авторитетом.
- Раз в неделю обязательно звоню папе по рабочим вопросам, - рассказывает Мунко. – Папа – специалист высокого класса, с ним всегда можно посоветоваться, спросить что-то, и он обязательно просто и доступно все объяснит.
Столетний суммарный опыт
Общее количество лет, которые проработало в типографии все семейство, - больше ста. Только на счету у Николая сорок трудовых лет. В типографию он устроился работать сразу после армии.
Все эти годы он наблюдал за стремительной трансформацией и техники, и выпускаемой продукции. Когда-то в типографии было вредно работать из-за свинца, сейчас же краска настолько безвредна, что ее можно есть ложками. На смену черно-белым газетам с минимальным количеством рисунков и фотографий пришли издания с яркими и красочными обложками и большими картинками. Несмотря на то что от кропотливой и детальной работы и так портится зрение, Николай неизменно прочитывает газеты от корки до корки.
- А как иначе, нужно всегда быть в курсе всех событий, - считает он.
Николай и его сыновья признаются: иногда берешь в руки газету или журнал, хочется почитать, ан нет, вместо этого начинаешь щупать бумагу, проверяя качество, и придирчиво вглядываться в цветовую гамму.
Все девять членов семьи практически не пересекаются на работе, каждый нашел свою профессиональную стезю. Поэтому споров, кто из братьев лучше знает свое дело, у них не возникает.
Общество
2525