Судя по результатам прокурорской проверки, проведенной в одном только Октябрьском районе Улан-Удэ, каждый из проштрафившихся директоров имел свой субъективный взгляд на то, за какие именно заслуги учителя могут рассчитывать на получение денежных бонусов. И «взгляд» этот оказался незаконным
К примеру, дирекция одной из школ города поставила стимулирующие выплаты педагогам в зависимость от их способности «укреплять и развивать материально-техническую базу». Проще говоря — наполнять свои классные кабинеты учебными пособиями, компьютерной и оргтехникой, мебелью и прочей образовательной утварью, расходы на приобретение которой, очевидно, не были предусмотрены школьными бюджетами. Остается только догадываться, откуда учителя черпали деньги на покупку оборудования.
Подобная ситуация до вмешательства прокуратуры складывалась и в других образовательных учреждениях Улан-Удэ. Помимо выплат за прирост «материально-технического оснащения» кабинетов педагогам выплачивали «стимулирующие» за такую хрупкую и трудно поддающуюся определению материю, как «поддержание благоприятного психологического климата в коллективе», за «привлечение родителей к оказанию спонсорской помощи» (дескать, подайте, Христа ради!). И даже за «организацию безопасного и эффективного подвоза учащихся школ» и их «полноценное и качественное питание».
То, что учитель у нас, как пионер, за все в ответе, и, как Чубайс, во всем виноват, стало еще более очевидным на примере положений о стимулирующих выплатах в тех школах, где педагогов буквально принуждали к подворовому обходу микрорайонов. В смысле, как потопаешь, так и полопаешь. Хочешь стимулирующие крохи — ходи по дворам, выявляй не обучающихся детей, веди среди подростков профилактические беседы по предупреждению правонарушений и преступлений и блюди «внешний вид учащихся», неопрятность которых, как выясняется, тоже ударяла педагогов по кошельку.
Особо изощренные директора выдумали даже целый список штрафных санкций для учителей в виде снятия баллов за невыполнение несвойственных им, учителям, функций. По принципу кнута и пряника. Карательные меры вступали в силу за такие «нарушения», как непосещение педсоветов, семинаров, заседаний, массовых мероприятий, а также за непроведение подворового обхода, за травмы учащихся (!), за низкий уровень «воспитанности» и слабый охват детей дополнительным образованием. Разбил ребенок нос на перемене — минус балл учителю, не ходит ребенок в танцевальный кружок или спортивную секцию — еще «минус», не пришел на массовое мероприятие, устроенное скучающими от безделья чиновниками от образования, — фиг тебе, а не стимулирующие.
Между тем в прокуратуре Октябрьского района «МК» отметили, что никаких штрафных санкций при распределении стимулирующей части оплаты труда законами — российскими и бурятскими — не предусмотрено, они неправомерны и грубо нарушают трудовые права работников образования. Что касается «самиздатовских» положений о распределении стимулирующей части фонда отплаты, то, как выяснилось в ходе прокурорской проверки, от директоров школ не требовалось ничего изобретать и выдумывать. Помощник прокурора Октябрьского района Наталья Шмакова подчеркнула «МК», что главной и единственной целью стимулирования труда педагогов является «повышение результативности и качества образования и воспитания детей», что указано в нормативных актах правительства Бурятии и мэрии Улан-Удэ. Согласитесь, образование и воспитание детей — достаточно важная и трудная миссия, на выполнение которой, по-хорошему, должно уходить все рабочее время педагога.
А оно, судя по всему, уходит на вещи, которыми должны заниматься администрация школ и завхозы. На подворовой обход и профилактику преступлений, на выбивание из родителей и спонсоров денежных средств, на укрепление материально-технической базы кабинетов, на организацию «эффективного» подвоза и «качественного» питания, на участие в пустых и убивающих время массовках, проводимых чиновниками управления образования для собственной отчетности. И так далее и тому подобное. Где уж тут заниматься обучением и воспитанием детей!
Происшествия
2577