Общество
2706

Из грузовика в автобус

Улан-удэнский паровоз стал памятником благодаря туристам

С недавних пор небольшой сквер возле офиса ВСЖД тоже украшает памятник-паровоз. Его сразу видит каждый, кто проезжает мимо железнодорожного вокзала. Это знаменитая "лебедянка", паровоз серии "Л", некогда популярный в СССР грузовой локомотив.

Обозначение "Л" происходит от фамилии главного конструктора Льва Лебедянского, выдающегося советского локомотивостроителя. Саму серию стали разрабатывать в 1944 году, намечая новый локомотив для послевоенной постройки. Он должен был мощностью превосходить паровозы "СО", имея такую же нагрузку колесных пар на рельсы, быть экономичным и удобным для эксплуатации на всей сети железных дорог СССР.

Другим требованием было использование более надежной и удобной брусовой рамы вместо листовой, преобладавшей на ранних сериях. Предусматривались и иные нововведения. По заданию НКПС проект разработали на Коломенском заводе, с 1945 года начался выпуск, продолжавшийся 10 лет. Первое время этот паровоз ещё носил обозначение «Победа». Всего же построили 4200 машин.

паровоз внутри.jpg

В начале 50-х локомотивы "Л" стали поступать и в Улан-Удэнское отделение ВСЖД. Первоначально они заменяли маломощные "сушки" (серия Су) на пассажирских рейсах, позже, после появления паровозов П36, "лебедянки" перевели по прямому назначению на грузовые составы.

- Их мощность позволяла тянуть новые цельнометаллические вагоны, которые были тяжелы для прежних локомотивов, - рассказывает заведующий музеем ВСЖД Виктор Васильевич Фролов. - Я сам проработал машинистом на "лебедянке" восемь лет. Управление этим паровозом было очень удобным, в отличие от "сушки", где постоянно надо было что-то подкручивать, регулировать.

В 1954 году парк локомотивов Бурятии пополнил паровоз с номером "Л-2182", собранный Коломенским заводом. Служба его была не очень долгой - эпоха пара приближалась к концу, уже появились тепловозы, по всем параметрам на порядок превосходившие паровые локомотивы. Примерно в 1962 году "Л-2182" был списан и поставлен в резерв. Долгие годы он ржавел на стоянках для списанной техники, пока в 1995 - 1996 годах по Транссибу не начали ходить международные туристические поезда. В качестве экзотики состав должен был тянуть настоящий паровоз. Самое лучшее техническое состояние было у "Л-2182", которому и доверили эту почётную миссию.

- Гости потребовали, чтоб паровоз был именно в повседневном рабочем виде, его даже не стали очищать от грязи, - вспоминает Виктор Васильевич.

Так, благодаря любопытству туристов "Л-2182" на короткое время обрел вторую жизнь. А в 2009 году, почти пятнадцать лет спустя, когда ВСЖД отмечала 75-летний юбилей, в честь этого события решили поставить памятник-паровоз. Выбор снова пал на "Л-2182" благодаря его хорошей сохранности - остальные паровозы были уже сильно разукомлектованы, хотя у нас их осталось не так уж мало. Правда, пришлось реставрировать приборы управления.

- Народ у нас дикий - говорит Виктор Васильевич – Разворовывают детали на хознужды: там вентиль свинтят, тут. Поэтому кабины машиниста у паровозов вечно разгромлены. Мы всё кропотливо восстанавливали, красили вентиля и трубы, и сейчас кабина в первозданном виде.

В 2009 году он был поставлен возле офиса ВСЖД на вечную стоянку. Так завершился трудовой путь паровоза серии "Л".

Справка "Информ Полиса":

Осевая формула: 1-5-0

Длина локомотива: 13 796 мм

Рабочая масса паровоза: 103 т

Масса порожнего: 93 т

Конструкционная скорость: 80 км/ч

Мощность: 2000 л.с.

Сцепная масса: 90,1 т

Диаметр движущих колёс: 1500 мм

Диаметр бегунковых колёс: 900 мм

Фото автора

Автор: Василий Тараруев

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях