Накануне нового, 2012 года 17 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получили денежную компенсацию на приобретение жилья. И все бы хорошо, да на приличную, благоустроенную квартиру ее никак не хватает
На сегодня 16 детей из 17 уже купили жилье, один собирается приобретать. Вообще все дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по достижении совершеннолетия должны автоматически получать жилье, так как покидают госучреждение и начинают жить самостоятельно. Первоначально Республиканское агентство по делам семьи и детей было обязано предоставить нуждающимся жилые помещения по договору социального найма не ниже установленных социальных норм.
Однако, поскольку свободного жилого фонда в наличии просто нет, агентство обратилось в суд и попросило возложить на него обязанность выделить детям субсидию на приобретение жилья, исходя из средней стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по месту их регистрации. Дети не возражали, и суд удовлетворил заявление агентства.
Как выяснилось после встреч с ребятами, которым досталась денежная компенсация, большинство из них даже не знали, что имеют право на жилье.
25-летней Ксении Елшиной повезло, так как у нее оказался знакомый юрист. С его помощью она и добилась получения жилья. В детстве мать Ксюши лишили родительских прав, отца же она вовсе не знала. Девочку определили в Баргузинский детский дом, откуда уже совершеннолетняя Ксюша Елшина отправилась на подработки в Улан-Удэ.
- По совету юриста сначала я обратилась по вопросу жилья в органы опеки и попечительства в Баргузинском районе, где меня поставили в длинную очередь. Я решила не ждать и обратилась в прокуратуру республики, - рассказывает девушка.
Все это время с момента выхода из детского дома, а прошло почти семь длинных лет, она жила то у знакомых, то снимала комнату. Приходилось постоянно продлевать регистрацию в доме пребывания для бомжей.
Когда уже ее право было признано, возник вопрос о размере субсидии из-за отсутствия у нее постоянной прописки в Улан-Удэ: дело в том, что ребятам, проживающим в городе, положено 866 тысяч 250 рублей, а в сельской местности - по 405 тысяч рублей. И Ксюше сначала хотели выдать сумму как сельскому жителю, но опять-таки с помощью юриста удалось доказать, что девушка живет и работает в городе.
На субсидию Ксения приобрела небольшой домик на Левом берегу. На благоустроенную квартиру денег, конечно, не хватит. Однокомнатная квартира в Улан-Удэ в среднем стоит около полутора миллионов рублей.
Однако новоиспеченная домовладелица ни на что не жалуется. Ведь выпускники детдомов порой вообще жилье не получают. На этом фоне собственная крыша над головой - долгожданное, почти небывалое счастье! Она уже забрала к себе жить старшего брата Илью. Младший брат Ксюши Влад выйдет из детского дома в следующем году и сразу переедет к сестре.
- Агентство по делам семьи и детей и прокуратура очень помогли мне. Сбылась моя давняя мечта! Это лучший подарок на Новый год! Спасибо большое! - говорит Ксюша.
Теперь девушка подсказывает, как решить жилищную проблему и другим знакомым выпускникам детского дома.
- Недавно я встретила знакомую, с которой мы жили в детском доме. Она тоже не знала, что может жить в своем жилье, я ей все объяснила. И мой старший брат сейчас тоже собирается добиваться субсидии. А я пока буду обустраивать домик, работать и в будущем поступлю в вуз, - строит планы Ксюша.
Со стороны ситуация выглядит не столь радужной, и я попросила ответить на вопрос о том, почему субсидия гораздо ниже рыночной стоимости приличного жилья в Улан-Удэ, специалиста по правовым вопросам Республиканского агентства по делам семьи и детей Жаргала Буянтуева.
- Суммы 866 тысяч 250 рублей и 405 тысяч рублей возникли, исходя из расчетов Министерства строительства по стоимости одного квадратного метра: 26,250 и 12,299 рубля. При этом учитывалась разбивка на село и город, - пояснил чиновник. - Конечно, в реальности купить квартиру, например, за 800 тысяч невозможно, поэтому ребятам приходится добавлять свои средства.
По словам Жаргала Буянтуева, многие из ребят стараются немедленно переехать из села в город, чтобы получить больше средств. Поэтому в 2012 году агентство намерено избавиться от деления детей на городских и сельских. Так что, возможно, следующие в очереди ребята будут получать одинаковые суммы - около миллиона, независимо от местности, в которой проживают. Тот факт, что и нового размера субсидии на приличное жилье все равно не хватит, чиновник никак не прокомментировал.
Сегодня в очереди на получение жилья стоят 67 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Судебные приставы отмечают, что исполнение решений судов о предоставлении жилья затруднено недофинансированием органов исполнительной власти, которые обязаны по решению суда предоставить социальное жилье детям-сиротам.
Тумэн Дашиев, юрист:
- Детям-сиротам еще в детдомах должны объяснять их права. Однако часто они вообще не знают о своих правах на жилье и страдают от этого незнания, скитаются и попадают в плохое окружение. Именно воспитатели и преподаватели должны готовить их к самостоятельной жизни. Но у нас сегодня все не так. В результате право сирот на жилье не реализуется.
Фото из архива "ИП".
Дом
3497