Публикация в «Информ Полисе» стала толчком.
25 января в пресс-центре издательского дома «Информ Полис» состоялось заседание «круглого стола» на тему «Вымогательство в учебных заведениях»
Напомним, проблема, которую обсудили за «круглым столом», была поднята в газете «Информ Полис» в материале под названием «Бандитский Улан-Удэ». На совещание были приглашены представители разных ведомств и организаций: МВД, прокуратуры, института уполномоченного по правам ребенка, общественных организаций.
Совещание растянулось на полтора часа. Infpol.ru публикует самые интересные выдержки из работы «круглого стола».
О ситуации в целом
Татьяна Вежевич, уполномоченный по правам ребенка в Бурятии:
– Когда наш институт только начал свое становление, к нам обратились родители ребенка, пострадавшего от вымогательства в школе. Мы стали изучать проблему и поняли, что самостоятельно ее решить не смогут ни учреждение, ни семья. Сегодня вымогательство имеет массовый характер. С другой стороны, рэкет неискореним, пока человек не встанет и громко не заявит, что в его отношении производятся какие-то действия. Когда говоришь человеку, что надо писать заявление, он отказывается. Второй момент – действенные меры со стороны полиции, нужно, чтобы сотрудники оперативно реагировали. А у нас действительно не открываются уголовные дела, как-то все потихоньку сходит на нет.
Александра Мяханова, доцент кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета БГУ:
– Сейчас сложилась какая ситуация: множество общественных организаций и различных ведомств, которые занимаются детьми, у всех свои задачи, а по большому счету никто детьми не занимается. Они заброшены.
О причинах
Баир Галданов, начальник отдела организации работы уполномоченных и по делам несовершеннолетних МВД по РБ:
– Ежегодно 2,5 – 3 тысячи человек выходят из мест лишения свободы. Из них порядка 80 человек устроилось на работу. Они втягивают молодежь в свою среду. Вот почему так происходит? Вымогатель оканчивает университет, уходит, но рэкет с его уходом не заканчивается. Появляется другой «проводник». Он же не сам решает: «А займусь-ка я вымогательством», а идет на поводу у бывших заключенных. Эта проблема касается социализации. В 2011 году 31 несовершеннолетний сообщил в полицию о том, что стал жертвой вымогательства. В 2010 году – 30. Большой цифры нет, но проблема-то есть, просто она носит латентный, скрытый, характер, дети запуганы. Еще один фактор – дети из детских домов. Не все, конечно, но многие склонны к совершению правонарушений. Поступая в учебные заведения, они продолжают внедрять воровскую идеологию. Мы проводили соревнования, первое место занял студент из Стеклозавода. Я ему руку пожал, а он руку потом вытер о брючину. У студентов, допустим, из Кяхты такого не было.
Александр Полывяный, заместитель директора колледжа института железнодорожного транспорта:
– Поймите, беда не у нас, не только в нашем институте, и возникла она не два дня тому назад. Беда в обществе. Это есть, и мы не можем не согласиться с этим. Мы привыкли, что если у нас чистый подъезд, неплохие соседи и хорошая семья, то и проблем нет. Давайте откроем правде глаза. Мы не решим проблему, доведя одно уголовное дело до суда. Может быть, только на время решим, как сейчас, после публикации в «Информ Полисе». Сейчас я спокойно ухожу домой, утром прихожу, мне говорят: «Никого не было, все спокойно».
О способах борьбы
Николай Рогалев, председатель общественного совета МВД по Бурятии:
– Надо отдать должное руководству железнодорожного института, которые не боятся говорить о проблеме в таком ключе, хотя вымогательство существует не только в их учебном заведении. Локально в одном учреждении эту проблему решить очень сложно. Пока потерпевший не придет сам, дело расследовать невозможно. Мы должны людям дать понять, что можно заявлять и это будет не страшно. Я этой работой занимаюсь. Нужны внятные действия по выявлению вымогательств, хорошему расследованию и завершению в суде. Что можно сделать по вузам? Видел оперативную работу комсомольского отряда. Преступность буквально глушили.
Татьяна Вежевич:
– Пообщалась с директором одной школы, и он рассказал такую историю. Когда дирекция школы поняла, что с их детей собирают деньги, они создали совет отцов. Совет еженедельно патрулирует территорию, ходит в дома тех детей, которые или подвергаются вымогательству, или стоят на особом контроле. Как итог – в этом учебном заведении рэкета нет. Родители тоже должны отстаивать свое мнение. Мне очень понравилось обсуждение на сайте Infpol.ru. Здесь есть очень хороший пример, когда сам отец, он пишет под ником «Здешний», описал, каким образом защитил сына и отвадил подростков-вымогателей не только от класса, не только от школы, они даже во двор перестали ходить. Здесь нужно проводить работу с родителями.
Александра Мяханова:
– Криминология – это наука. У нас же есть опыт других регионов и стран. Студенты в другие регионы ездят и удивляются: неужели и правда можно ночью ходить по улицам и это будет безопасно? У МВД свои задачи, понятно, что они не могут только профилактикой заниматься. Без гражданского общества невозможно с этой проблемой справиться. В железнодорожном институте столько спортсменов, столько юношей. Почему они все боятся, не противодействуют? Телефоны доверия – денег тратится немеренно на все, что угодно. Почему нельзя сделать один телефон на три цифры? Как ребенок может запомнить восьмизначный номер из бегущей строки? Даже взрослым людям это тяжело.
Ольга Денисова, заместитель прокурора Железнодорожного района по Улан-Удэ:
– 30 случаев вымогательств – это смешные цифры, не соответствующие действительности. При таких обращениях противодействовать явлению невозможно. На днях мы провели анкетирование среди студентов железнодорожного института. Оно показал, что в 70% случаев дети хотят, чтобы реагирование было со стороны администрации. Им необходимо чувствовать себя в образовательном учреждении защищенными. Необходимо усилить роль общественных формирований. Предлагаю под эгидой ПДН, как координирующего органа, организовать такое формирование, чтобы дети поняли – ситуация меняется внутри самого учебного заведения.
Тамара Немчинова, главный специалист отдела высшего и послевузовского профессионального образования Министерства науки и образования по РБ:
- Этот «круглый стол» должен перерасти в большую встречу, на которой будем все мы и представители молодежных организаций. Проблема комплексная. И меры надо принимать комплексные. То, что ситуация приобрела широкую огласку благодаря институту, не говорит о том, что проблема только там. Работа должна быть результативной.
Николай Рогалев:
- Начать работу нужно уже сегодня.
Фото В.Помишин
Общество
3871