Это модное веяние стало одним из самых прибыльных видов бизнеса
Если раньше все буузные в Иркутске можно было пересчитать по пальцам, то сейчас вывеска «Позная» висит на каждой третьей-четвертой закусочной. Корреспондент «Информ Полиса» попытался понять, почему бурятская еда стала пользоваться таким бешеным спросом.
То ли позы, то ли не позы
- В последнее время в Иркутске резко возрос интерес к самобытности бурятской культуры, - рассказывает Александр Амагзаев, директор Центра культуры коренных народов Прибайкалья. – При этом больше нашей культурой интересуются не буряты, а представители других народов – они приходят на наши мероприятия, посещают концерты гастролирующих бурятских театров.
В последние два-три года стало модно знать свою родословную и историю земли, на которой живешь, считает
Александр Амагзаев. На фоне этого всплеска появился интерес и к национальной кухне.
- Посудите сами, ко мне приезжает приятель из Москвы. Я, какой бы национальности не был, поведу его в ресторан бурятской кухни. Не в обычный же его вести, ему же диковинки хочется, местного колорита, - говорит Александр Андреевич.
Однако повальное открытие буузных несет в себе и негативные моменты. Помимо качественных, зарекомендовавших себя бурятских ресторанов, стали появляться и буузные-«подделки».
- Раньше позных в Иркутске было очень мало. Зато это была марка, и люди знали – да, действительно, это знаменитые национальные позы. Сейчас же всего четыре фирмы, в которых можно поесть настоящие бурятские блюда. Остальные просто поддались модному веянию. Часто позные открывают таджики и рекламируют свое заведение как «настоящие бурятские позы». Кушаешь позы из такой закусочной и удивляешься: а позы ли это? Все-таки это национальное блюдо, и если даешь ему такую рекламу, надо ей соответствовать, - говорит директор Центра культуры коренных народов Прибайкалья.
Александр Андреевич считает, что в этом есть как плюсы, так и минусы.
- Знакомые иногда говорят: «Я бурятские позы уже ел, не хочу». Я спрашиваю: «А ты уверен, что ты бурятские позы ел? Может быть, это таджикские?». Как-то и сам в такие заведения заходил: там позы-то с приправами, то недоваренные, с кровью. Все-таки такое количество некачественной продукции наносит вред бренду, - уверен он. – Но есть и плюсы: это говорит о все возрастающем интересе к самобытности народа.
В университетах не поняли
Александр Амагзаев рассказал, что одно время они пытались поставить буузы на поток.
- В принципе позы – это те же гамбургеры и сэндвичи, ими можно быстро и недорого перекусить. Мы пытались открывать сеть позных в учебных заведениях, но не получилось – студенты не поняли, они же вечно то на диетах, то еще что, - подосадовал Александр.
Не прижился в Иркутске и бизнес улан-удэнского предпринимателя, открывшего сеть быстрого бурятского питания.
- Что-то не пошло у него, может быть, спрос был маленький. У него два ларька на колесиках были. Один около стадиона – казалось бы, самое то, идешь с футбола, взял хушуур, перекусил, - недоумевает директор.
Велись переговоры и с шэнэхэнскими бурятами, однако и тут развития не получилось. По неизвестным причинам шэнэхэнские буузные в Иркутске так и не открылись.
Итальянский любитель бууз
В одну из таких «ненастоящих» буузных наведался и журналист «Информ Полиса».
На входе красуется эдакий типичный итальянский повар в белом колпаке, смачно облизывающийся на… тарелку бууз. И вывеска – «Позная 38». Странное ощущение от смешения двух разных культур усиливается при входе в закусочную – по виду и интерьеру она больше напоминает пиццерию, нежели буузную.
В богатом ассортименте блюд есть и та самая пицца, и супы, и салаты. Из национального только буузы. Они разочаровали. Благодаря многочисленным приправам вкус блюда отчетливо отдавал куриными кубиками. Цена – 30 рублей за штуку.
Владелец «Позной 38» Александр на интервью согласился, однако наотрез отказался называть фамилию.
- Мы как-то ездили в Бурятию, попробовали позы, и они нам так понравились, что мы решили открыть свою закусочную, - рассказывает он. – Готовить позы учились тоже сами, профессионалов в этой области не нанимали. Назвали в честь числа региона – 38, чтобы подчеркнуть – это наши позы, иркутские.
«Позная 38» открылась в 2011 году и еще не успела обрасти постоянной клиентурой. Для Александра это уже вторая позная – первую молодой человек открыл три года назад.
- Это не прибыльный бизнес, гораздо выгодней открывать пиццерии, - явно лукавит Александр и тут же признается, что, несмотря на разнообразие блюд, именно позы иркутяне любят больше всего.
Молодой человек досадует: в последнее время позные появляются как на дрожжах, конкурировать становится все трудней.
- В течение последних лет количество позных увеличилось процентов на двести. Наверное, сейчас в Иркутске их около сотни, - рассказывает он.
Туристы редко доходят до «Позной 38», расположенной в спальном районе, поэтому основными клиентами становятся люди, живущие по соседству.
- В центре все самые хорошие места расхватали, - сетует Александр. - Что в первой, что во второй позной самый наплыв клиентов в октябре. Почему-то иркутяне любят позы именно в этом месяце.
Общество
9098