Общество
4615

Обладательница премии "Человек года" занялась возрождением бурятской флейты

В 2010 году «Человеком года» наши читатели признали Виндарью Доржиеву за возрождение утраченного народного инструмента – суух-хуура. На этом деятельная Виндарья не остановилась

В 2010 году «Человеком года» наши читатели признали Виндарью Доржиеву за возрождение утраченного народного инструмента – суух-хуура. На этом деятельная Виндарья не остановилась. В этом году она нашла последнего носителя знаний о бурятской флейте – суре

- А узнала я о нём в учебно-методическом пособии о национальных инструментах  Лидии Даниловны Дашиевой. Герой её научных изысканий оказался дедушкой по отцовской линии подающего большие надежды молодого талантливого певца Алдара Дашиева – рассказывает Виндарья - с фотографии в книге смотрел на нее излучающий доброту суурист со своим музыкальным инструментом, о котором мало кто из моего поколения и младше слышал и видел. Сразу собраться в дорогу мешало расстояние в 282 километра от Улан-Удэ. 

И вот долгожданная встреча. Бато-Мунко Сенгижаповичу Виндарья вкратце рассказала о работе, которую она проводит вместе с известным музыкантом Баттувшином. Виндарья вернула мастеру после реставрации его старинный двухструнный сууха хуур. Он после хранения в местном музее был в плачевном состоянии: струны и смычок были порваны.

- К нашему удивлению, мочевой пузырь, натянутый на корпус инструмента, украшенный мастером национальным орнаментом, оказался цел и невредим. Хуур был отреставрирован преподавателем колледжа традиционных искусств народов Забайкалья №38 Баиром Бодиевым – вспоминает Виндарья.

Другой инструмент мастера - суур был в хорошем состоянии и почти не потерял свою первозданную тембровую окраску. Поэтому Виндарья обратилась за помощью к единственному изготовителю народных инструментов Очиржапу Доржиевичу Жамбалову для изготовления подобного сура. Но работа над восстановлением суура оказалась не такой лёгкой, какой предполагалась. 

Неординарные таланты

Единственный изготовитель сура - Бато-Мунко Сенгижапович Дашиевич оказался человеком абсолютно талантливым во всём, за что бы он ни брался. Его отец славился у земляков даром исцеления людей от различных недугов. Сын унаследовал от отца не только этот дар. Будучи молодым, Бато-Мунко овладел техникой резьбы по дереву.

К юбилейным торжествам, посвящённым 300-летию присоединения Бурятии к России он из целого куска дерева вырезал небольшую статую, изображающую рукопожатие бурята и русского. Статуя была выставлена для всеобщего обозрения в районном музее села Петропавловка. По итогам конкурса этой работе присудили первое место в данной номинации.

Сейчас дети и внуки бережно хранят искусно вырезанные из дерева, работы их отца, деда -мастера на все руки.

Ещё Бато-Мунко Сенгижапович известен односельчанам, жителям богатой талантами Джидинской земли картинами, воспевающими красоту своей малой Родины, описывающими жизнь и быт земляков. При этом Бато-Мунко Сенгижапович – художник-самоучка!

Ему не пришлось учиться в специализированных художественных школах, но природный талант ярко выражен в его картинах, написанных масляной краской, в целых циклах картин, выполненных в графическом стиле. Его полотна «Молодая чабанка», «Войлочная юрта», «Юноша в старинной одежде и украшениях», «Девушка в старинной одежде и украшениях», «Изюбр», «Арканщик», «Охотник», «Обоо тахилга», «Бурятская борьба», «Сурхарбаан», «Старинные детские игры», «Встреча знатных гостей», «Молодая семья в юрте», «Священный козёл», «Озеро Таглей» особо почитаемы джидинцами.

Нести кино в массы

Официальное образование Бато-Мунко не ограничилось дипломом зоотехника в Иройской сельскохозяйственной школе. Через четыре года службы в армии, он начал трудовую жизнь в колхозе «Улаан-Торей» учётчиком. Вскоре по поручению руководства колхоза он освоил специальность киномеханика и, начиная с 1963 года до ухода на пенсию, работал киномехаником родного села.

В 60-е годы прошлого столетия фермы и гурты не были оснащены электричеством, но он без устали до глубокой ночи объезжал все ближние и дальние поселения, взяв с собой движок и киноаппаратуру. Бато-Мунко Сенгижапович – один из основателей и активный участник народного фольклорного ансамбля «Дэбэсэнэм», который и ныне пропагандирует народное творчество в селе Алцак Джидинского района.

За безупречную и добросовестную работу в 1981 году Бато-Мунко Сенгижаповичу Дашиеву было присвоено звание заслуженного работника культуры Бурятской АССР. В 1984 году он стал отличником кинематографии СССР. В 1986 году был избран делегатом пятого съезда культработников Бурятии.

- Ремеслу изготовления бурятских народных музыкальных инструментов хуура и суура он научился у своего старшего брата Тобой, участника Великой Отечественной войны, ощутившего на себе все невзгоды и лишения военных лет, прослужившего ещё много лет после войны в армии. Бато-Мунко Сенгижапович рассказывает, что не узнал своего брата, когда тот вернулся домой – вспоминает рассказы мастера Виндарья.

Научившись мастерству изготовления бурятских народных инструментов, Бато-Мунко Дашиев  сам на них прекрасно исполнял  мелодичные старинные народные песни. И перед гостями, предавшись воспоминаниям, очень душевно исполнил на сууре свою любимую «Сайхан голой эрье дээрэ».

Из всех внуков мастера его музыкальные способности больше всех унаследовал Алдар Дашиев. Сейчас он совершенствует вокальные данные в братской Монголии.

- Придёт время и наш Алдар заиграет на старинных музыкальных инструментах: хуурах, суурах, лимбе, на которых когда-то виртуозно играл его дед – Дашиев Бато-Мунко Сенгижапович - мечтает Виндарья.

Фото из архива.

Автор: Андрей Ян

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях