Общество
2265

В Бурятии на конкурс морин-хууристов пригласили музыкантов, не знающих нотной грамоты

16 и 17 февраля в рамках мероприятий, посвящённых Белому месяцу, пройдёт фестиваль-конкурс «Хуурын наадан» - «Игры на хууре». Впервые в нем примут участие музыканты-любители, не владеющие нотной грамотой



 Более того, принять участие в фестивале-конкурсе смогут все желающие, без возрастных ограничений. Это нововведение вызвано печальными причинами – все меньше в Бурятии как профессиональных морин-хууристов, так и студентов на факультете народных инструментов. При том, что интерес к этому уникальному инструменту кочевников растет с каждым годом.



Возрожденные звуки


Примечательно, что в этом конкурсе музыканты сыграют на нескольких видах уникальных бурятских народных инструментов. Кроме морин-хуура, прозвучат чарующие звуки суха-хуура и яман-хуура. Оба этих инструмента лишь недавно вновь вышли на сцену. Напомним, что их возрождением занималась Виндарья Доржиева – «Человек года 2010» по версии читателей нашей газеты. Благодаря ее труду презентация восстановленных инструментов прошла на прошлогоднем фестивале-конкурсе «Хуурын наадан». 

Поэтому отличительной особенностью фестиваля-конкурса 2012 года станет специальный приз «Лучшему исполнителю на суха-хууре» - в сумме 10 тысяч рублей. Сам конкурс пройдет в трёх номинациях: солист-инструменталист, ансамбли народных инструментов и исполнители-любители. Ждут на конкурсе и гостей из Аги.

Самый священный инструмент

Смычковый инструмент хуур не зря считается самым сакральным и самым выразительным инструментом у всех монгольских народов. Даже легенда о возникновении морин-хуура связана с образом крылатого коня – верного друга. Не зря навершие грифа морин-хуура украшает резное изображение конской головы. Иногда встречается украшение в виде головы верблюда, дракона, лебедя, фантастического животного мадраг, человека или одновременно двух-четырёх образов.  

Поэтому кочевники бережно обращались с этим инструментом. Запрещалось ставить на пол, не разрешалось давать играть чужим. Считалось, что иначе хуур обидится и начнет фальшивить.

Те, кто впервые слышат звуки хуура, затрудняются дать точное определение нахлынувшим чувствам. Европейцам звуки хуура чем-то напоминают виолончель. А сами монгольские народы сравнивают звук своего любимого инструмента с ржанием коня или дуновением ветра в степи.

- Звуки хуура будят что-то глубоко скрытое в душе. Хуур созвучен душевным струнам. Не зря в Монголии в каждой юрте и каждом кабинете висит на почетном месте хуур, - рассказывает сотрудник Республиканского центра народного творчества Дагзама Дондокова.

Парадоксы Бурятии

Морин-хуур по решению ЮНЕСКО получил в 2005 году сертификат об утверждении в качестве сокровищницы культурного наследия человечества. Парадокс в том, что в Бурятии хороших хууристов можно пересчитать по пальцам. Поэтому они весьма востребованы в музыкальном мире. При этом на факультете бурятских народных инструментов музучилища многолетний недобор студентов.

- Я бы остался жить в Улан-Удэ только для того, чтобы научиться играть на этом уникальном инструменте, – признался гость из Петербурга Евгений Мазелевич, послушав выступление морин-хууриста. – На месте родителей я б отдал ребенка в музыкальную школу в такой класс, а не на классическое пианино.

Евгений очень удивился, узнав, что в детских музыкальных школах почти невозможно научить ребенка игре на морин-хууре. Сейчас отрадным фактом можно назвать открытие в детской школе искусств класса морин-хууристов. А в национальном лицее есть даже свой ансамбль маленьких хууристов.

- У нас остался один мастер по изготовлению бурятских народных инструментов. Это Очиржап Доржиевич Жамбалов. Хорошо, что у него есть ученик, – рассказывает Дагзама Дондокова. – Думаю, что проблема нехватки хууристов начинает разрешаться. И наш конкурс поспособствует тому, чтобы незаслуженно забытый инструмент становился все популярнее у подрастающего поколения.

Фото из архива.

Автор: Андрей Ян

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях