Основные консолидированные финансовые и операционные показатели 2011 года
В 2011 году «МегаФон» достиг высоких финансовых результатов, продемонстрировав уверенный рост доходов по всем направлениям бизнеса.
• По итогам 2011 года консолидированная выручка увеличилась на 12,6%по сравнению с 2010 годом и достигла242 608 млн руб.
• Показатель OIBDA в 2011 году вырос на 3,1%и составил 100 822 млн руб., что является рекордным значением за всю историю Компании.
• Рентабельность OIBDA по итогам 2011 года равна 41,6%по сравнению с 45,4% в 2010 году.
• Чистая прибыль в 2011 году составила 43 579 млн руб., сократившись на 11,4%в годовом исчислении.
• Свободный денежный поток в 2011 году достиг 24 412 млн руб.
• Чистая положительная денежная позиция на 31 декабря 2011 года равна 45 689 млн руб.
• Число абонентов мобильной связи Компании по состоянию на конец 2011 года увеличилось за год на 9,6% и достигло 62,8 млн ( Консолидированные данные включают абонентов компании в России и абонентов дочерних компаний: ЗАО «ТТ-мобайл» в Республике Таджикистан, ЗАО «Аквафон-GSM» в Республике Абхазия и ЗАО «Остелеком» в Республике Южная Осетия).
Основные консолидированные финансовые показатели четвертого квартала 2011 года
• Консолидированная выручка в четвертом квартале 2011 года выросла на 11,0% по сравнению с четвертым кварталом 2010 года и достигла 65 462 млн руб.
• Показатель OIBDA в четвертом квартале 2011 года составил 25 232 млн руб., снизившись на 3,4%в сравнении с аналогичным периодом 2010 года.
• Рентабельность OIBDA по итогам четвертого квартала 2011 года составила 38,5% по сравнению с 44,3% в сопоставимом периоде 2010 года.
• Чистая прибыль составила 9 670 млн руб., что на 23,6%ниже, чем показатель четвертого квартала 2010 года.
«МегаФон» развивается в соответствии с заявленной стратегией и продолжает демонстрировать устойчивый рост. Динамика текущих финансовых показателей обусловлена реализацией стратегических инициатив, направленных на расширение спектра оказываемых услуг и совершенствование сервиса для наших клиентов. В июне 2011 года были приобретены Группа компаний «НетБайНет Холдинг» и ЗАО «ВэбПлас», в ноябре – ООО «Находка Телеком» и Группа «ЧебНет», в декабре – ООО «Лучше.Net» и ОАО «Югрател». Благодаря этим шагам компания перешла к развитию новых видов бизнеса, основанных на предоставлении полного спектра телекоммуникационных услуг с использованием самых современных технологий.
Комментируя финансовые и операционные показатели, Генеральный директор ОАО «МегаФон» Сергей Солдатенков подчеркнул:
- Мы удовлетворены финансовыми результатами компании за четвертый квартал 2011 года и 2011 год. Мы продолжали активно инвестировать в развитие сети, приобретать новые активы и развивать собственную розничную сеть. Безусловно, наша крупнейшая в отрасли программа инвестиций, активная политика в области приобретений и реализация стратегических маркетинговых инициатив повлияли на показатели чистой прибыли за счет роста расходов на амортизацию и износ основных средств. Однако мы были готовы к этому для укрепления стратегического конкурентного преимущества компании в технологиях и уровне сервиса для наших клиентов.
Инвестиционная политика «МегаФона», ориентированная на развитие инфраструктуры мобильного широкополосного доступа, создала очевидное стратегическое преимущество для будущего развития.
Капитальные вложения в России за 2011 год составили 68 701 млн руб., увеличившись на 5,0% по сравнению с 2010 годом.
Мобильный интернет продолжает оставаться основным фактором роста доходов мобильного бизнеса Компании. По итогам 2011 года выручка от мобильной передачи данных выросла на 50,0% по сравнению с 2010 годом и составила 29 947 млн руб. В четвертом квартале выручка от услуг мобильного интернета также продемонстрировала уверенный рост, увеличившись на 41,6% и 16,7% относительно четвертого квартала 2010 года и третьего квартала 2011 года, соответственно.
Выручка российского мобильного сегмента в 2011 году прибавила 9,3% год к году и составила 225 422 млн руб., что соответствует росту абонентской базы. В четвертом квартале мобильная выручка увеличилась на 9,1% относительно сопоставимого периода 2010 года. По сравнению с третьим кварталом 2011 года квартальная выручка мобильного сегмента выросла на 2,1%, что объясняется сезонностью.
Доля дополнительных услуг в выручке мобильного сегмента в России в 2011 году составила 25,2% по сравнению с 21,8% в 2010 году.
- В декабре 2011 года мы установили беспрецедентно низкий уровень базовых тарифов для всех без исключения клиентов компании на услуги международного роуминга в 44 государствах Европы, включая европейскую часть СНГ и Турцию.Нашим клиентам больше не нужно беспокоиться о подключении и отключении опций, покупке туристических сим-карт, резком ограничении общения в поездках по странам Европы. В отличие от предложений конкурентов, наш базовый тариф действует автоматически и для тех, кто наиболее активно пользуется услугами роуминга - корпоративных клиентов, позволяя частным компаниям и государственным структурам экономить очень значительные суммы. Наш главный принцип – это минимальная цена, максимальное удобство и простота роуминга для клиентов. Приятно отметить то, что рост потребления услуг в роуминге оказался значительно выше наших прогнозов, а снижение выручки от этого направления бизнеса – ниже, - прокомментировал Сергей Солдатенков.
Инвестиции в техническое развитие и расширение собственной розничной сети позволили «МегаФону» в 2011 году заслужить доверие более 61,6 млн. клиентов в России. Чистый прирост абонентской базы составил более 5 млн. клиентов.
- Принципиально важно, что в 2011 году «МегаФон», не стремясь к лидерству в валовых подключениях, и отказавшись от так называемой «гонки за абонентами» любой ценой, обеспечил высокий уровень «чистого» прироста абонентской базы за счет качества подключений и развития собственной розничной сети. Наша долгосрочная стратегия заключается в обеспечении лучшего сервиса, предложении самых интересных услуг и продуктов, в честности и открытости. Доверие клиентов и лучший сервис – залог лидерства «МегаФона» на рынке России, — сказал С.В. Солдатенков в заключение.
Основные корпоративные события 2011 года
• В апреле 2011 года «МегаФон» запустил в коммерческую эксплуатацию услугу голосовой связи на двух бортах самолетов «Аэрофлота». А ранее доступные сервисы передачи данных и SMS с мая 2011 года по истечении тестового режима были переведены в коммерческую эксплуатацию.
• В апреле 2011 года Генеральный директор компании «МегаФон» Сергей Солдатенков выступил с обращением к абонентам, где объявил о новых принципах работы оператора по предоставлению услуг, роумингу и борьбе с мошенничеством. В основе этих принципов лежит прозрачностьи открытость в предоставлении услуг, гарантия качества и надежности услуг и клиентского сервиса, а также обязательство по снижению цен на услуги международного роуминга, реализованное впоследствии в течение года.
• В июне 2011 года «МегаФон» приобрел 100% акций Группы компаний «НетБайНет Холдинг», что стало важным шагом в реализации стратегии создания универсального оператора связи. Приобретение НетБайНет позволило компании выйти на рынок фиксированного широкополосного доступа в интернет, цифрового телевидения и IP-телефонии в Москве, Московской, Белгородской, Воронежской, Курской, Липецкой и Орловской областях.
• В июле 2011 года «МегаФон» провел ребрендинг своей дочерней компании в Таджикистане. Теперь оператор работает в регионе под брендом «МегаФон – Таджикистан». На конец 2011 года абонентская база филиала превысила 1 млн. пользователей.
• В октябре 2011 года был успешно завершен совместный проект «МегаФона», двух операторов и государственных структур по строительству объектов сети для обеспечения мобильной связью автомагистрали «Амур» (Чита – Хабаровск) по всей ее протяженности (2165 км).
• В ноябре 2011 года «МегаФон» подписал партнерское соглашение с компанией «Скартел» o совместном развитии сетей четвертого поколения LTE (LongTermEvolution) в России. В результате компания получила возможность предоставлять услуги связи четвертого поколения LTE, используя оборудование «Скартел». В свою очередь «Скартел» сможет использовать сетевую инфраструктуру «МегаФона».
• В конце 2011 года «МегаФон» совершил ряд приобретений региональных фиксированных активов, позволивших усилить позиции компании на региональном рынке фиксированной связи и широкополосного доступа в интернет. В частности, универсальный оператор приобрел 100% Группы компаний «ЧебНет» и компанию «Лучше.net», оператора ШПД в г.Курск. В ноябре 2011 года МегаФон приобрел 100% компании «Находка Телеком», успешно работающей в Приморском крае, а в декабре состоялась сделка по приобретению одного из крупнейших телекоммуникационных активовХанты-Мансийского региона – компании «Югрател».
• В декабре 2011 года «МегаФон», ввел единый базовый тариф на услуги международного роуминга в 44 государствах Европы, включая Турцию иевропейскую часть СНГ, предусматривающий беспрецедентное для рынка 9-кратное снижение цен. «МегаФон» остается единственным мобильным оператором, снизившим базовый тариф на международный роуминг для всех без исключения клиентов компании.
• В 2011 году компания «МегаФон» стала Генеральным партнером сборной команды России по хоккею-следж. 27 июня 2011 года «МегаФон» подписал договор с Федерацией физической культуры и спорта инвалидов России с поражением опорно-двигательного аппарата о выделении 73 млн. рублей на подготовку сборной России по хоккею-следж к Паралимпийским играм 2014 года в Сочи. «МегаФон» стал первой частной компанией в России, направившей такие значительные средства на поддержку национальной команды, выступающей в паралимпийском виде спорта.
• В конце 2011 года был создан единый центр инновационных разработок и оперативного запуска дополнительных услуг - MegaLabs. Являясь 100% дочерней компанией, MegaLabsпоможет «МегаФону» в завоевании лидерских позиций на рынках, смежных с операторским (контент и медиа, мобильные финансы, мобильная реклама, облачные решения, М2М, e-government, m-health и другие). Новая компания ориентирована на быстрый вывод на рынок передовых продуктов и услуг в рамках эффективного партнерства как с известными участниками рынка, так и с молодыми командами разработчиков. Одновременно MegaLabs является площадкой для экспериментальных разработок «МегаФона».
Основные консолидированные финансовые показатели (млн. руб.)
Три месяца | Год | |||||||
4кв. 2011 | 4кв. 2010 | 4кв. 2011/ 4кв. 2010 | 3кв. 2011 | 4кв. 2011/ 3кв. 2011 | 2011 | 2010 | 2011/ 2010 | |
Выручка | 65 462 | 58 991 | 11,0% | 63 433 | 3,2% | 242 608 | 215 515 | 12,6% |
OIBDA | 25 232 | 26 108 | (3,4%) | 26 547 | (5,0%) | 100 822 | 97 774 | 3,1% |
Рентабельность OIBDA | 38,5% | 44,3% | (5,8п.п.) | 41,9% | (3,4п.п.) | 41,6% | 45,4% | (3,8 п.п.) |
Чистаяприбыль | 9 670 | 12 660 | (23,6%) | 12 475 | (22,5%) | 43 579 | 49 172 | (11,4%) |
Россия - Основные финансовые показатели (млн. руб.)
Три месяца | Год | |||||||
4кв. 2011 | 4кв. 2010 | 4кв. 2011/ 4кв. 2010 | 3кв. 2011 | 4кв. 2011/ 3кв. 2011 | 2011 | 2010 | 2011/ 2010 | |
Выручка | 64 930 | 58 524 | 10,9% | 62 933 | 3,2% | 240 742 | 213 956 | 12,5% |
Мобильныйбизнес | 60 160 | 55 129 | 9,1% | 58 907 | 2,1% | 225 422 | 206 306 | 9,3% |
включая выручку от передачи данных | 8 823 | 6 230 | 41,6% | 7 559 | 16,7% | 29 947 | 19 966 | 50,0% |
Фиксированныйбизнес | 4 770 | 3 395 | 40,5% | 4 026 | 18,5% | 15 320 | 7 650 | 100,3% |
OIBDA | 24 975 | 25 837 | (3,3%) | 26 198 | (4,7%) | 99 745 | 96 898 | 2,9% |
Рентабельность OIBDA | 38,5% | 44,1% | (5,6п.п.) | 41,6% | (3,1п.п.) | 41,4% | 45,3% | (3,9п.п.) |
Чистаяприбыль | 9 591 | 12 610 | (23,9%) | 12 650 | (24,2%) | 43 853 | 48 918 | (10,4%) |
Чистаяприбыль / Выручка | 14,8% | 21,5% | (6,7п.п.) | 20,1% | (5,3п.п.) | 18,2% | 22,9% | (4,7п.п.) |
CAPEX | 24 383 | 31 455 | (22,5%) | 15 728 | 55,0% | 68 701 | 65 400 | 5,0% |
CAPEX / Выручка | 37,6% | 53,7% | (16,1 п.п.) | 25,0% | 12,6 п.п. | 28,5% | 30,6% | (2,1п.п.) |
В 2011 году МегаФон продолжил экспансию на рынок фиксированной связи и ШПД России, что повлияло на рост показателей фиксированного сегмента относительно всех сопоставимых периодов.
Показатель OIBDA интегрированного российского бизнесаКомпании увеличился в 2011 году на 2,9% по сравнению с 2010 годом и достиг 99 745 млнруб.
В четвертом квартале 2011 года показатель OIBDAпо России составил24 975млн руб., снизившись на 3,3%относительноаналогичногоквартала 2010 года, что объясняетсяопережающим ростом коммерческих и операционных расходов по сравнению с увеличением валовой прибыли.По сравнению с третьим кварталом 2011 года показатель OIBDA сократился на 4,7%, что было вызвано ростом операционных расходов, в частности, косвенными затратами, связанными с приобретением новых компаний.
Рентабельность показателя OIBDA за 2011 год составила41,4%, что на3,9п.п. меньше по сравнению с уровнем 2010 года.Причинами снижения являютсяуменьшение валовой рентабельности и рост операционных расходов по отношению к выручке, что было вызваноувеличением доли сегмента фиксированной связи в бизнесе Компании.Данный фактор также привел к снижению рентабельности показателя OIBDA в четвертом квартале 2011 года до уровня 38,5%.
Чистая прибыль в 2011 снизилась по сравнению с 2010 годом на 10,4% до 43 853млнруб. Отношение чистой прибыли к выручке 2011 года составило 18,2%, чтона сегодняшний день является наивысшим показателем среди сопоставимых компаний отрасли связи в России.
В четвертом квартале 2011 года чистая прибыль составила 9 591 млнруб. Главной причиной уменьшения чистой прибыли как в годовом, так и в квартальном исчислении стал рост расходов на амортизацию, что является следствием существенных инвестиций в строительство сети в 2010 и 2011 годах.
Россия - Основные операционные показатели мобильного бизнеса
Три месяца | Год | |||||||
4кв. 2011 | 4кв. 2010 | 4кв. 2011/ 4кв. 2010 | 3кв. 2011 | 4кв. 2011/ 3кв. 2011 | 2011 | 2010 | 2011/ 2010 | |
Число активных абонентов (тыс.) | 61 631 | 56 607 | 8,9% | 59 740 | 3,2% | 61 631 | 56 607 | 8,9% |
Доля рынка по абонентам | 27,1% | 25,8% | 1,3 п.п. | 26,5% | 0,6 п.п. | 27,1% | 25,8% | 1,3 п.п. |
MOU (мин.) | 293 | 293 | – | 289 | 1,4% | 289 | 285 | 1,4% |
ARPU (руб.) | 314 | 314 | – | 321 | (2,2%) | 311 | 312 | (0,3%) |
Рост MOU в четвертом квартале 2011 года по сравнению с третьим кварталом 2011 года связан с сезонным ростом потребления услуг.
Снижение ARPU по сравнению с прошлым кварталом связано с уменьшением доли роуминговых вызовов.
По сравнению с четвертым кварталом 2010 года, трафик передачи данных вырос в 3 раза, голосовой трафик вырос на 10%.
Справка
ОАО «МегаФон» - общероссийский универсальный оператор связи, работающий во всех сегментах телекоммуникационного рынка. ОАО «МегаФон» было образовано в мае 2002 года. «МегаФон» стал первым оператором, развернувшим собственную сеть во всех регионах России. Компания и ее дочерние предприятия располагают всеми необходимыми лицензиями и работают во всех регионах России, а также в республиках Абхазия, Южная Осетия и Таджикистан. «МегаФон» первым в России ввел в коммерческую эксплуатацию сеть 3G и сегодня является российским лидером по предоставлению мобильного Интернета, а также занимает второе место в России по количеству активных абонентов.
С приобретением в июне 2010 года одного из ведущих российских магистральных операторов - Группы «Синтерра», «МегаФон» вышел на рынок фиксированной связи и фиксированного ШПД для крупных государственных и корпоративных клиентов. Объединенная инфраструктура «МегаФон» и «Синтерра» присутствует во всех регионах РФ, на ее базе функционируют сети GSM 900/1800, 3G, VSAT, IP/MPLS, МГ/МН, ЦОД, ЦОВ. Приобретение NetByNet в июне 2011 года позволило компании «МегаФон» выйти на рынок фиксированного ШПД в интернет, цифрового телевидения и IP-телефонии в Москве и других регионах РФ.
В 2009 году «МегаФон» стал Генеральным партнером XXII Олимпийских зимних игр 2014 года и ХIПаралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи.
По состоянию на 31 января 2012 года, основными акционерами ОАО «МегаФон» являются компании группы «АФ Телеком Холдинг», компании группы TeliaSonera и телекоммуникационный холдинг Altimo.