Происшествия
7728

Житель Бурятии стал рабом, устроившись работать по объявлению

Месяц на заработках в Якутии стал для улан-удэнца кошмаром

Сейчас Альберт Зарыпов с горечью вспоминает, как младший сынишка спросил перед его отъездом на вахту: «Папа, а сейчас рабства нет? Там точно все будет хорошо?». Тогда Альберт только посмеялся. Сегодня он не уверен, что также ответит сыну.

Привлекательная работа

Альберт раньше работал водителем маршрутного автобуса. После увольнения пришел искать работу в городской центр занятости. Там его внимание привлекло объявление: «Требуется водитель с опытом работы пассажирских перевозок на вахту, зарплата 40 тысяч рублей». Заинтересовавшись, мужчина расспросил работников центра.

- Девушка сказала, что работа на три месяца, подтвердила, что высокая зарплата, - вспоминает Альберт. – Зарплата ежемесячная, сразу по приезде туда – аванс, проезд за счет работодателя. До Нерюнгри добираемся на поезде, а там нас заберет работодатель. Девушка сразу посмотрела мои документы и сообщила, что я подхожу.

Подозрения, что работа не такая райская, как представлялась, начались сразу после приезда. Дорога до пункта назначения – поселка Усть-Неры – заняла несколько суток пути. Вместе с ним на вахту приехали еще двое улан-удэнцев.

- Добрались мы поздно ночью, был жуткий холод. Нам сразу подсунули договор, в котором говорилось о том, что если мы отработаем меньше месяца, то вычтут из зарплаты 15 тысяч за дорогу от Нерюнгри до Усть-Неры, - рассказывает Альберт.

«Можете уходить, мы вас не держим!»

Дальше – больше. В контракте оговаривалась и сумма оплаты. В пункте «Оплата труда» вместо обещанных 40 тысяч стояла цифра в 6 тысяч 62 рубля. Вместо трех месяцев дата окончания работы формулировалась расплывчато - «закрытие промывочного сезона».

- Вечер, холод, машины не ходят, а нам подсовывают контракт и говорят: «Если не подпишете, уходите, только сначала заплатите за проезд 15 тысяч». А куда нам было деваться? Нам ничего не осталось, как подписать этот договор, - сетует Альберт.

В договоре говорилось и о предоставлении спецодежды. На деле «спецодеждой» оказалась тонкая осенняя куртка и вязаная шапочка. Улан-удэнцы, одетые по бурятской зиме, оказались в затруднительном положении.

Кроме трех жителей Бурятии, в надежде заработать неплохие деньги в Усть-Неру съехались рабочие со всей России. Альберт с ужасом вспоминает и условия, в которые их поместили, и работодателей. По словам мужчины, начальник мог запросто и поколотить неугодного подчиненного.

- Один работник сказал ему вместо «здравствуйте» «привет». Ну, заработался, забылся слегка. Тот разозлился и уволил его. Другого за подобный проступок побил скамейкой, - говорит Альберт.

Россия большая, дураков полно

Не приветствовались работодателями и простые, человеческие отношения. Как-то одному из водителей по дороге стало плохо с сердцем, его напарник повернул машину назад к городу, в больницу. За такой «проступок», потраченное время и солярку отзывчивому напарнику назначили штраф и выговор.

- Не успели спасти водителя… А он ведь улан-удэнец, долгое время жил в Якутии. Я ему про Улан-Удэ все рассказывал, он радовался, хотел съездить на родину… - вздыхает Зарыпов.

Кое-как отработав месяц, выдерживая издевательства начальства и трудную, изматывающую работу без единого выходного за все время работы, Альберт уволился. Со всеми северными надбавками, премиями и окладом ему выплатили 13 тысяч 344 рубля. Этого не хватало даже на обратную дорогу.

До родного Улан-Удэ Зарыпов добирался как мог. Двое последних суток в поезде питался только тем, чем угощали сердобольные попутчики. С особой злостью он вспоминает прощальные слова начальника.

- Уезжаешь? Жаль-жаль… Ничего, к нам на днях новеньких привезут. Россия большая, дураков полно, - хохотнул он.

Продолжается набор «дураков» и в Улан-Удэ. Объявление о найме на вахту висит и сейчас.

раб по объявлению.JPG

Комментарий юриста Станислава Эрдынеева:

- Ситуация распространенная, к сожалению. С правовой точки зрения потерпевший оказался в тяжелом положении, т.к. у него отсутствуют письменные доказательства в подтверждение своих доводов. Судя по всему, ему назначили минимальную оплату, допускаемую в трудовом законодательстве.

Центр занятости предоставил ему недостоверную информацию в плане размера оплаты труда, которую, в свою очередь, предоставила организация (работодатель). Главная причина конфликта именно в этом – недостоверная информация по оплате труда. Ответственность за последствия этого должен нести распространитель информации. Гражданин вправе обратиться в суд с иском о взыскании убытков, причиненных ему предоставлением недостоверной информации.

Автор: Валентина Габышева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях