Происшествия
9779

Лихие 90-е возвращаются в Бурятию?

Предпринимателя за отказ от «крыши» жестоко избили битами и арматурой

19 февраля владелец кафе «Жасмин» в поселке Селенгинск Кабанского района Джамил Гусейнов и его младший брат Гафар были избиты. В бессознательном состоянии обоих доставили в местную участковую больницу. У Джамила рваная рана головы, перелом ребра, у Гафара – ушиб почки, повреждено левое легкое. Полиция возбудила уголовное дело. Ведется предварительное расследование.

Избитый предприниматель утверждает, что это не межнациональный конфликт. Его пытаются заставить платить местному криминалитету. В ответ он дал категорический отказ. Упрямца попытались сломить физическим насилием. Однако бизнесмен настроен решительно. Он возмущен тем, что обидчики находятся на свободе. И полиция бессильна. В свою очередь, местные власти утверждают, что организованного криминала в поселке вообще нет. Хотя Джамил Гусейнов уверяет, что преступная группировка, состоящая из числа ранее судимых, уже давно кормится с поборов с местных предпринимателей. Свои щупальца она уже запустила в школу, где со старшеклассников взимает дань. Но открыто говорить об этом люди боятся. Их запугали.

Раньше был туалет

В декабре 2010 года Джамил Гусейнов открыл новое заведение почти в центре Селенгинска – кафе «Жасмин». Симпатичное уютное кафе появилось на месте полуразвалившегося заброшенного здания возле дома культуры и поселкового парка.

- Здесь практически был туалет. Я взял кредит в пять миллионов рублей, чтобы отремонтировать, достроить и купить оборудование, - рассказывает Джамил Гусейнов.

Он планировал, что заведение вместительностью 120 человек станет местом семейного отдыха селенгинцев. Для этого пригласил повара из Иркутска, который специально разработал европейское меню. Сами жители говорят, что в поселке всего-то «приличных» три кафе и один ресторан, да и тот далеко, на территории Селенгинского ЦКК.

После открытия Джамила особо никто не беспокоил. По его словам, до него доходили разговоры о том, что местные «крышеватели» обсуждают варианты, как к нему подступиться.

- Мне рассказали, что, сидя толпой в местной шашлычке, они громко говорили, дескать, пора браться за этот «Жасмин», - рассказывает Джамил Гусейнов.

Спустя несколько месяцев у одной из посетительниц украли норковую шубу. Предприниматель был вынужден заплатить ей 25 тысяч рублей. А через пару дней к женщине пришли с предложением вернуть пропажу за деньги.

- Она позвонила мне с вопросом: что делать? Я ей сказал: те деньги, что я дал тебе, отдай им, - говорит Джамил Гусейнов. - А после этого мне позвонили на сотовый, дескать, был бы под нашей крышей, в твоем кафе вещи не пропадали бы. Я их даже слушать не стал.

После чего снова наступило затишье. До 18 февраля.

Били толпой

18 февраля, как обычно, Джамил находился в кафе. Пятничный вечер, полный зал посетителей. В первом часу ночи к Джамилу подошел молодой человек со словами «нужно выйти и поговорить». Владелец пригласил его в служебное помещение. К ним присоединился его младший брат 33-летний Гафар. Мужчины даже не успели поговорить, когда раздался телефонный звонок на мобильный незнакомого визитера.

- Я четко услышал, как ему сказали только одно слово «выходи», после чего он позвал меня на улицу, - вспоминает Джамил Гусейнов. - Мы вышли втроем. Смотрю - толпа стоит.

Позднее на видеокамере уличного наблюдения было четко видно, как незадолго до появления хозяина кафе на прилегающей территории собираются молодые люди. Все они между собой здороваются и ждут. Камера зафиксировала, что на встречу собрались 17 человек. Без лишних предисловий они сразу начали избивать.

- Первый удар битой по голове сзади нанесли Гафару, он упал, потом мне, - рассказывает Джамил.

Нападавшие по очереди наносили удары битой, ногами и арматурой.

- Били, отбегали, снова подбегали и добивали, а потом бросили истекающих кровью и разбежались! – с возмущением вспоминает предприниматель.

Все произошло в считанные минуты. Никто из персонала кафе, находящегося внутри помещения, даже не успел ничего понять. Посетитель, вышедший на улицу покурить, увидел лежащих на земле Джамила и Гафара и позвал на помощь. В больницу их увезли самостоятельно на машине.

- При поступлении состояние средней степени тяжести. У Джамила Гусейнова зафиксированы сотрясение головного мозга, перелом 11-го ребра слева, рваная рана волосистой части головы, наложено восемь швов, - говорит Николай Новолодский, врач-хирург больницы поселка Селенгинск. – У Гафара Гусейнова сотрясение, ушиб грудной клетки справа, разрыв альвеолы, гематома правой почки.

Сейчас врачи оценивают состояние пациентов как удовлетворительное. Однако им предстоит еще лечение и дополнительное обследование.

«Я буду защищаться!»

Джамила Гусейнова особенно беспокоит, что беспомощны против нахальных вымогателей и органы власти, и полиция.

- Адвокат сказал, что полиция расследует, однако задержать их оснований нет. Таков закон. Не убили же! - возмущается предприниматель.

Предприниматель сетует, что нет законных рычагов воздействия на беспредельщиков.

- Я не говорю, что полиция бездействует, что они плохо работают. Все упирается в закон. Но как быть дальше? Я назвал все их имена и фамилии. «Эти» скрывались несколько дней, а сейчас опять окрылились. Звонят и угрожают, что сожгут мое кафе, овощебазу, угрожают моей семье! А я нахожусь в больнице! – негодует Гусейнов.

Мужчина не исключает, что эти угрозы не пустые слова. Осенью прошлого года уже были разборки, закончившиеся избиением и поножовщиной.

- Да что это такое? Уже не те времена! Если возвращаемся в 90-е, тоже будем вооружаться, будем сами себя защищать, не ждать ни властных, ни правоохранительных структур! – в сердцах говорит Джамил.

Он утверждает, что уже перестал проявлять осторожность и молчать.

- Ни для кого не секрет, что они бесчинствуют в поселке. Любого предпринимателя спросите, всех пытаются ставить на счетчик. И коммерсанты вынуждены платить им, боятся, ведь им угрожают. Все знают, что даже в школе старшеклассники платят дань. Разве это нормально?! – возмущенно заявляет предприниматель.

По его словам, все попытки предпринимателей объединиться и противостоять тщетны. Люди слишком запуганы.

- А я не хочу платить деньги тому, кто убил или украл, отсидел и пришел. Почему он должен вдруг стать для меня авторитетом? Я отдаю деньги в детские дома, дом престарелых, спортивные секции. А этим я за что должен? – с негодованием говорит он.

Джамил Гусейнов настроен противостоять даже в одиночку. По его словам, он готов к тому, чтобы встать на защиту собственного бизнеса и своей семьи.

- Я гражданин РФ. До Генеральной прокуратуры дойду! Ведь это же не 90-е годы! – говорит он.

И предупреждает, что, если к нему в следующий раз сунутся отморозки из криминальной группировки, будет наготове.

- Если государство не поможет, полиция и прокуратура ничего не могут сделать… Я ничего не боюсь, смерти не боюсь! Ну а что мне остается делать, самосуд устраивать?! Но отпор я дам, - уверен мужчина.

В полиции от подробных комментариев воздерживаются.

- По факту причинения телесных повреждений возбуждено уголовное дело, ведется предварительное расследование, - сообщила Юлия Домбровская, и.о. дознавателя МВД России по Кабанскому району.

Нам удалось встретиться с главой поселения городского типа «Селенгинское» Галиной Вараксиной. Чиновница отрицает, что в ее вотчине есть криминальные группировки. И утверждает, что никто из предпринимателей никогда к ней не обращался с жалобами по поводу рэкета и вымогательства. По ее словам, только в поселке Селенгинск зарегистрировано почти 400 предпринимателей с разной формой собственности. Избиение Джамила Гусейнова и его брата, по ее мнению, произошло на почве неприязненных отношений.

- Я считаю, это их личное недовольство, возможно, что-то произошло, - предположила Галина Вараксина. – Я не считаю, что поселок криминальный, здесь нет разборок или наездов, как они выражаются. У нас сегодня не обозначены группировки.

При этом Галина Вараксина рассказала, что не раз в Селенгинск приезжал Петр Мордовской, помощник президента Бурятии по взаимодействию с правоохранительными органами.

- Не было ни одной жалобы, ни одного обращения, - подчеркнула глава поселка.

Она также отрицает факты поборов в школе, подчеркивая, что в каждом учебном заведении «есть охранники».

- Да все боятся говорить, настолько запуганы, потому что действуют вымогатели втихую, нагло, - говорит в противовес чиновнице Джамил Гусейнов.

Журналист «ИП» провела опрос на улицах поселка: на точках, где собираются маршрутчики-перевозчики, и среди прохожих. Узнав, что не нужно говорить на камеру или в диктофон, люди подтвердили, что в поселке бесчинствует криминалитет. И для местных это не новость.

- Да, платим, - пожимая плечами, признался один из водителей.

- А почему не откажетесь?

- А как вы думаете, вы бы захотели остаться без машины или маршрута? Потому что начинают угрожать сожжением машины, битьем стекол. И куда потом?

Одна из прохожих оказалась учительницей средней школы. Она подчеркнула, что в школе фактов поборов не замечала. Однако вне стен ученики становятся объектом преследований.

- Кто это делает? Да ведь все знают, где эта группировка собирается. О чем-то совещаются, а потом их гонцы разбегаются. Я слышала, что они среди старшеклассников назначают старшим одного и он регулярно собирает деньги с ребят. А мы, учителя, как можем отследить? Ведь вне стен школы они уже не под нашим контролем, - призналась педагог.

Селенгинск – Улан-Удэ

Автор: Туяна Цыренжапова

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях