Вот и закончилась ежегодная гималайская экспедиция к горе Кайлас. Позади тысячи километров горных серпантинов на запыленных джипах через весь Тибет. Почти месяц колесили наши земляки по дорогам этой страны, повторяя путь бурятских паломников к буддийским святыням
Из Лхасы – столицы Тибета, мы отправились в овеянное легендами королевство Гуге. Чтобы достичь долины реки Сатледж, где расположено Гуге, нам пришлось пересечь все Тибетское нагорье. Проехав полторы тысячи километров по горным дорогам мы в изумлении застыли перед огромным каньоном, который называется «Глиняный лес».
Вода, ветер и время – три искусных ремесленника создали это чудо природы из голубой глинистой породы. Когда наши джипы въехали в каньон, мы чувствовали себя героями приключенческого фильма про Индиану Джонса. Королевство Гуге занимает территорию вдоль берегов верхнего Сатледжа в западном Тибете от долины Къюнглунг (долина Гаруды) до индийской границы.
Весь район представляет собой комплекс каньонов, причудливо размытых в древних породах. Древние руины лежат в окружении испещренных эрозией и временем скал, и вся местность представляет собой огромную безжизненную пустыню. По некогда оживлённой дороге, в древности связывающей Тибет с Индией и китайским Туркестаном, шли торговые караваны и паломники, следующие к Кайласу. Руины сохранили великолепные образцы раннего буддистского искусства. Тяжёлый подъём с лихвой окупается грандиозным видом, открывающимся сверху.
Возможно, что именно здесь и находилась таинственная мифическая Шамбала, царство просветлённых и мудрых людей. Общественным транспортом сюда невозможно добраться, поэтому единственный способ увидеть эти места - это большое путешествие на джипах, организованное из Лхасы, расположенной на расстоянии более 1500 км отсюда.
Посетили мы некогда знаменитый, но сейчас полуразрушенный монастырь Тхолинг. Он был основан в начале X века монахом Ринченом Цангпо, который под покровительством короля Гуге Йеше О, провёл 17 лет в Индии, изучая буддизм. После возвращения в Тибет, он стал одним из основных переводчиков санскритских текстов на тибетский, ключевой фигурой в истории распространения буддизма на территории плато. Во многом благодаря его усилиям в Тибет прибыл знаменитый учёный из Бенгала Атиша, который провёл в Тхолинге 3 года, прежде чем отправился в Центральный Тибет.
Некогда Тхолинг был одним из самых важных монастырских комплексов в Тибете, и действовал вплоть до 1966 года, когда китайская армия практически полностью его разрушила. Сегодня монастырь частично восстановлен. На его территории можно увидеть трёхмерную мандалу, вокруг которой расположены уникальные чортены (ступы), выполненные в не характерном для Тибета индийском стиле. Стены дуканга, главного зала собраний, украшены росписями, сохранившими кашмирский и непальский стиль XIII-XVI веков.
О Кайласе рассказывает участник экспедиции, буддолог Доржигушаева Оюна.
После Гуге и Тхолинга мы направились к священной горе Кайлас, для того, чтобы совершить гороо – священный обход посолонь горы, по праву считающейся осью мира. Кайлас тибетцы называют «Канг римпоче», также ее называют «Девятиэтажная гора свастики». Я думаю, что участники гималайской экспедиции были первыми из Бурятии, сделавшими гороо (сакральный обход посолонь) вокруг священной горы на высоте 5700 м.
Длина гороо – 54 километра по заснеженной тропе через горные перевалы. Когда экспедиция вышла в путь, навстречу ей двигалась большая группа индусов, на яках и мулах, в сопровождении 30-ти с лишним носильщиков, которые возвращались обратно, потому что не смогли преодолеть перевал Дронгма.
Гороо на высоте 5700 м. – испытание не из легких. Начиная с 5 километров начинаются приступы горной болезни, болит голова, ощущается нехватка кислорода. Все отступает, когда видишь перед собой величественный монолитный в голубой дымке с нимбом из облаков - Кайлас.
Я бы посоветовала людям, которые хотят сделать гороо вокруг Кайласа внимательно отнестись к экипировке. Хорошие горные ботинки, ветрозащитный спортивный костюм, термобелье и легкая теплая куртка в условиях Тибета – жизненная необходимость.
В индуизме Кайлас - излюбленное место медитации Шивы. В шиваитском тантризме белоснежный и неподвижный пик Кайласа является символом Чистого сознания, лежащего в основе всех проявлений. Эта пассивная, непроявленная (мужская) энергия ассоциируется с медитативным трансом Шивы. Часто волнующаяся поверхность озера Манасаровар - символ активной, проявленной энергии Шивы, его Шакти. Эта творческая (женская) энергия ассоциируется с Богиней-Матерью, супругой Шивы.
На снимке из космоса очень хорошо видно, что пики гор, окружающих Кайлас, похожи на лепестки лотоса. Видели мы и знаменитые зеркала, которые описывает Мулдашев в своих книгах. Глубокие долины, идущие полукругами вокруг Кайласа, позволяют пройти гороо за один долгий день, или за 3 легких дня. Большинство буддистов-паломников делает 3 круга коры.
Наиболее устремленные и посвященные предпринимают 13 обходов Кайласа, после 12 раза они получают право на обход горы по внутреннему кругу, это гороо проходит в святая святых, около самого сердца Кайласа. Считается, что один обход очищает грехи одной жизни, 108 обходов гарантируют Просветление.
Согласно тибетскому тантрическому буддизму, Кайлас – обитель Чакрасамвары — гневной ипостаси Будды Шакьямуни. Таким образом, Кайлас является центральной из 9 мандал Чакрасамвары, к числу которых относится и наша гора Алханай.
Фото автора
Общество
5743