Раньше два завода, которые производят модификации вертолетов Ми-8 и входят в холдинг «Вертолеты России», конкурировали только на внешнем рынке. Теперь они вступили в бой и внутри страны за производство модернизированного Ми-171А2
Об этом пишет казанское издание «БИЗНЕС Online». Про конкуренцию на внешних рынках речь, в частности, идет о том, что Колумбия, которой раньше поставлялись вертолеты Ми-17 из Казани, в марте может принять решение о закупке Ми-171 из Улан-Удэ.
«Вроде нареканий к казанским машинам не было, - сетует издание. - Сам КВЗ вряд ли станет отказываться от колумбийского рынка. Специалисты знают, какие это титанические усилия – проникнуть в новую страну и закрепиться в ней. Как правило, это многолетняя кропотливая работа. Такой рынок обхаживают и оберегают, да и самому заказчику нет смысла менять хорошо зарекомендовавшие себя машину и завод».
В самом холдинге «Информ Полису online» заявили, что конкуренции между заводами нет. «Есть общий модельный ряд «Вертолетов России», - отметили там.
Между тем, «соперничество КВЗ и УУАЗ – тема не то чтобы табуированная, но хорошо прикрытая», считает «БИЗНЕС онлайн». ««Исторически рынок сбыта двух предприятий был разделен: КВЗ поставлял вертолеты для ВВС и на экспорт, а УУ авиационный завод - для регионов Западной Сибири (геологоразведка, нефтяники, местные авиаперевозчики). Однако все важные заказы выполнялись именно на КВЗ». Экспортная ориентированность и помогла казанцам в лихие годы. Ориентированность на экспорт и помогла пережить Казанскому вертолетному заводу сложные 90-е годы. В Улан-Удэ тогда собирали по два-три вертолета в год. Сейчас в Бурятии выпускают по 80 машин в год. И производство с каждым годом увеличивается.
НОВУЮ МОДЕЛЬ БУДУТ ДЕЛАТЬ В БУРЯТИИ
На Улан-Удэнском авиазаводе станут выпускать и новый современный вертолет Ми-171А2. Его представили в начале этого года. Он заменит весь модельный ряд Ми-171, который сейчас производят в Улан-Удэ, и продлит жизни наследникам Ми-8, взлетевшего еще 50 лет назад, минимум на 30 лет.
- Сейчас УУАЗ в рамках холдинга "Вертолеты России" занят организацией серийного производства глубоко модернизированного вертолета Ми-171А2, который заменит в структуре продаж российский бестселлер - вертолеты типа Ми-8/17, что позволит России еще десятки лет сохранять лидерство в нише машин среднего класса, - подтвердил во время визита в Улан-Удэ в январе 2012 года Андрей Реус, глава «Оборонпрома», куда входят «Вертолеты России».
Казанцы не довольны. «Раньше все-таки говорилось, что машина разрабатывается как единый вертолет для производства в Казани и Улан-Удэ, то сегодня заявлено: серийное производство Ми-171А2 планируется развернуть в 2014 году на УУАЗ. А КВЗ при этом всего лишь будет «внедрять в свои контракты» наработки по Ми-171А2», пишет «БИЗНЕС Онлайн».
Казанцам остается выполнять уже существующие контракты по Ми-17, а также налаживать выпуск более тяжелого Ми-38 (он разрабатывается почти 20 лет, строится третий опытный образец) и легкого вертолета «Ансат». Поставлять модернизированный Ми-171А2 в Россию и на экспорт будет Бурятия. В Казани не уверены, что Ми-38 будет востребован на рынке. Тогда как на обновленный Ми-171 однозначно будет довольно много заказов.
УЛАН-УДЭ В ОДИНОЧКУ НЕ СПРАВИТСЯ
Журналист «БИЗНЕС Online» попросил прокомментировать возможность ухода с КВЗ Ми-17 главного редактора отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеева:
- Да, для определенных рынков приоритет получит именно продукция Улан-Удэ, - считает главный редактор «АвиаПорт» Олег Пантелеев. - Но сегодня, и такая ситуация сохранится не один год, производственных мощностей Улан-Удэ будет недостаточно, чтобы закрыть все потребности всех заказчиков.
По данным «Информ Полиса online», в 2009 году УУАЗ произвел 60 вертолетов, в 2010 - 75, в 2011 – 80. На КВЗ выпустили в 2010 году 79 Ми-17. После проведения реконструкции казанского завода, «Вертолеты России» стали инвестировать сотни миллионов рублей в год в модернизацию УУАЗ. Дело в том, что Улан-Удэнский авиазавод полностью принадлежит холдингу, в КВЗ – существенная доля Татарстана. То есть холдингу выгодно инвестировать в УУАЗ.
Бизнес
4603