Последний изготовитель бурятской флейты – сура живет в Джидинском районе
Об этом музыкальном инструменте мало кто слышал, тем более видел даже из представителей среднего поколения. О суре писали в учебно-методическом пособии о национальных инструментах Лидии Дашиевой. Герой её научных изысканий оказался дедушкой подающего большие надежды молодого талантливого певца Алдара Дашиева.
Талантлив во всем
Единственный изготовитель сура - Бато-Мунко Сенгижапович Дашиев - оказался человеком талантливым во всём, за что бы он ни брался. Его отец славился у земляков даром исцеления людей от различных недугов. Сын унаследовал от отца не только этот дар. Будучи молодым, Бато-Мунко овладел техникой резьбы по дереву.
К юбилейным торжествам, посвящённым 300-летию присоединения Бурятии к России, он из целого куска дерева вырезал статую, изображающую рукопожатие бурята и русского. Она была выставлена для всеобщего обозрения в районном музее села Петропавловка. По итогам конкурса этой работе присудили первое место в данной номинации.
Сейчас дети и внуки бережно хранят искусно вырезанные из дерева работы их отца, деда - мастера на все руки.
Художник-самоучка
Ещё Бато-Мунко Сенгижапович известен односельчанам, жителям богатой талантами Джидинской земли картинами, воспевающими красоту своей малой Родины, описывающими жизнь и быт земляков. При этом пенсионер – художник-самоучка! Ему не пришлось учиться в специализированных художественных школах, но природный талант ярко выражен в его картинах, написанных масляной краской, в целых циклах картин, выполненных в графическом стиле.
Его полотна «Молодая чабанка», «Войлочная юрта», «Юноша в старинной одежде и украшениях», «Девушка в старинной одежде и украшениях», «Изюбр», «Арканщик», «Охотник», «Обоо тахилга», «Бурятская борьба», «Сурхарбан», «Старинные детские игры», «Встреча знатных гостей», «Молодая семья в юрте», «Священный козёл», «Озеро Таглей» особо почитаемы джидинцами.
Нести кино в массы
Официальное образование Бато-Мунко не ограничилось дипломом зоотехника в Иройской сельскохозяйственной школе. Через четыре года службы в армии он начал трудовую жизнь в колхозе «Улаан Торей» учётчиком. Вскоре по поручению руководства колхоза он освоил специальность киномеханика и начиная с 1963 года и до ухода на пенсию работал киномехаником родного села.
В 60-е годы прошлого столетия фермы и гурты не были оснащены электричеством, но он без устали до глубокой ночи объезжал все ближние и дальние поселения, взяв с собой движок и киноаппаратуру. Бато-Мунко Сенгижапович – один из основателей и активный участник народного фольклорного ансамбля «Дэбэсэнэм», который и ныне пропагандирует народное творчество в селе Алцак Джидинского района.
За безупречную и добросовестную работу в 1981 году Бато-Мунко Сенгижаповичу Дашиеву было присвоено звание заслуженного работника культуры Бурятской АССР. В 1984 году он стал отличником кинематографии СССР. В 1986 году был избран делегатом пятого съезда культработников Бурятии.
Забытый инструмент
Ремеслу изготовления бурятских народных музыкальных инструментов хуура и суура он научился у своего старшего брата Тобоя, участника Великой Отечественной войны. Научившись мастерству изготовления бурятских народных инструментов, Бато-Мунко Дашиев сам на них прекрасно исполнял мелодичные старинные народные песни.
К сожалению, здоровье и почтенный возраст мастера не позволяют ему выехать в город. Поэтому с Бато-Мунко Сенгижаповичем встретилась Виндарья Доржиева, «Человек года-2010». Она вернула мастеру после реставрации его старинный двухструнный сууха хуур. Он после хранения в местном музее был в плачевном состоянии: струны и смычок были порваны.
- К нашему удивлению, мочевой пузырь, натянутый на корпус инструмента, украшенный мастером национальным орнаментом, оказался цел и невредим. Хуур был отреставрирован преподавателем колледжа традиционных искусств народов Забайкалья №38 Баиром Бодиевым, – рассказывает Виндарья.
Другой инструмент мастера - суур - был в хорошем состоянии и почти не потерял свою первозданную тембровую окраску. Поэтому Виндарья обратилась за помощью к единственному изготовителю народных инструментов Очиржапу Доржиевичу Жамбалову для изготовления подобного сура. Но работа над восстановлением суура оказалась не такой лёгкой, как предполагалось.
А пока мастер душевно исполнил перед гостями на сууре свою любимую «Сайхан голой эрье дээрэ».
Из всех внуков мастера его музыкальные способности больше всех унаследовал Алдар Дашиев. Сейчас он совершенствует вокальные данные в братской Монголии. Надеемся, придёт время и Алдар заиграет на старинных музыкальных инструментах: хуурах, суурах, лимбе, на которых виртуозно играет его дедушка Бато-Мунко Сенгижапович Дашиев.
Общество
2853