В случае принятия федерального закона по безопасности перевозки пассажиров, ограничивающего возраст общественного транспорта, пассажирское движение в Улан-Удэ может быть парализовано
В России чиновники снова вспомнили о поддержке отечественного автопрома, который после окончательного вступления страны в ВТО может понести многомиллиардные потери из-за снижения пошлин на ввозимые из-за границы подержанные автомобили.
Как сообщил «Коммерсант», недавно в план адаптационных мероприятий, разработанных властями, которые должны компенсировать негативный эффект от вступления России в ВТО, внесено предложение группы ГАЗ по ограничению возраста автобусов, используемых в общественных перевозках, десятью годами. Для легковых такси же речь идет уже о пяти годах. О серьезности намерений властей говорит то, что соответствующий план, разработанный минэкономики РФ, утвердила правительственная комиссия во главе с первым вице-премьером Игорем Шуваловым.
Между тем Бурятия оказалась абсолютно не готова к тому, чтобы общественный транспорт соответствовал новым правилам.
Как сообщили в Управлении государственного автодорожного надзора по РБ (УГАДН по РБ), в регионе из более 4 тысяч предпринимателей, имеющих лицензии на право перевозки пассажиров автобусным транспортом, лишь 699 имеют автобусы, выпущенные после 2008 года. Большая же часть общественного автотранспорта, бегающего по дорогам республики, — старше 10 лет. Это в основном южнокорейские микроавтобусы «Истана» и другие микроавтобусы, не сертифицированные для перевозок пассажиров в России. В соседних регионах проблема замены подержанного автомобильного транспорта не стоит так остро, как у нас. В Иркутске и Чите власти давно перешли на прямые договоры с перевозчиками, где прописали требования по возрасту автобусов.
Бурятия же имеет свои местные «особенности», которые пока не позволяют решить вопрос обновления транспорта. Общеизвестно, что в том же Улан-Удэ с регуляторами в области пассажирских перевозок, как правило, решают вопросы не сами предприниматели, а представители так называемых «бригад», «авторитетные» бизнесмены, депутаты, чиновники, бывшие сотрудники ГИБДД и других силовых структур. В 2000 годы многие маршруты были поделены между ними, а продажа «маршрутов» и мест превратилась в доходный бизнес.
Никто не был заинтересован в том, чтобы снижать прибыль, поэтому через властные органы были пролоббированы поправки в закон о бесконечном продлении использования южнокорейского подержанного автотранспорта. Ведь никому неинтересно обновлять автотранспорт, поскольку это нанесет удар по текущим прибылям. Недавно депутаты Народного Хурала снова отодвинули срок окончательного запрета использования в пассажирских перевозках подержанного нелицензированного автотранспорта, отложив поправки, внесенные в закон «Об автомобильном и городском электрическом пассажирском транспорте в Республике Бурятия» с 2013 года до 2014 года.
Общеизвестно, что часть депутатов прямо или косвенно вовлечена в маршрутные схемы. Однако при этом в основном в Улан-Удэ возникает ряд проблем, от которых страдают, прежде всего, пассажиры. Например, многие микроавтобусы просто нельзя выпускать на линию как по причине их небезопасности, так и ужасающего состояния салонов. Ведь с недавних пор Бурятия стала отстойником для того автохлама, от которого ускоренно избавляются более дальновидные соседи. А мы все надеемся на авось.
В результате мы имеем массу маршруток с разбитыми дверями, грязными, промасленными креслами, источающими неприятные запахи, прокуренные и чрезвычайно тесные салоны. Думаю, пассажиры имеют право пользоваться чистым и просторным общественным транспортом.
И третья проблема — в Улан-Удэ крайне не хватает автобусов средней и большой вместимости, которые бы позволяли снижать проблему поездок в час пик. Но большинству перевозчиков проще выкачивать все соки из старого транспорта. Начальник УГАДН по РБ Виктор Баранов считает, что альтернативы замены автотранспорта на новый нет.
— Новый автотранспорт более безопасен для пассажиров, хотя многое зависит от качества обслуживания, — говорит он. — Убежден, что требования к возрасту автобусов будут ужесточаться.
Также Виктор Баранов выразил озабоченность весьма крупной долей подержанного автобусного парка. «Одномоментно решить эту проблему будет невозможно, ведь речь идет о замене более трех тысяч автобусов старше 10 лет», — считает он, при этом отметив, что «в прошлом году резко вырос процент тех, кто решил обновить транспорт».
Пока же власти приучили водителей к бесконечному откладыванию вопроса перевода автопарка с подержанного на новый. И если в этом году Москва введет запрещающую норму (закон НХ в этом случае действовать не будет), то предприниматели останутся у разбитого корыта. В Иркутске это не будет проблемой — там старый транспорт составляет мизерную часть автопарка. А Улан-Удэ в этом случае просто встанет.
Фото: baikal-media.ru
Авто
3870