Досуг
2277

Я уже знаю даже, какой рояль станет в финале пьесы как сердце - красным

Рассказать историю Даримы Линховоин – главного концертмейстера и руководителя оперно-режиссерского управления Бурятского театра оперы и балета - одновременно и трудно и увлекательно, как все, что связано с настоящим и живым<br>
<br>
[13 апреля в 17.00 Театр оперы]

Рассказать историю Даримы Линховоин – главного концертмейстера и руководителя оперно-режиссерского управления Бурятского театра оперы и балета - одновременно и трудно и увлекательно, как все, что связано с настоящим и живым

Собственно, это не одна история, их множество – одни мотивы диктует судьба, другие – она создает сама. Что говорить, сама фамилия Линховоин – История.

Словно в «ЖЗЛ»-овской биографии в жизни и творчестве Даримы Лхасарановны переплелись все жанры: детектив, сказка, драма, авантюрный роман и даже мистика.

Начнем со сказки. Детство Даримы – веселое, беззаботное - проходило у бабушки с дедушкой в селе Оронгой. Заслуженные учителя Республики Бурятия – Лодон и Долгор Линховоин - «непедагогично» баловали внучку, не обременяя заботами деревенского быта. Ничто не предвещало и музыки, разве что дедушкино пение народных песен и игра на мандолине. Окончив подготовительный и первый класс бурятской школы, неугомонная и босоногая, Дарима целыми днями носилась с детворой по деревне, в лес, на речку. Пока в один из августовских дней того лета не приехал вместе с писателем Даширабданом Батожабаем ее отец – король бурятской оперы Лхасаран Линховоин. Маленькую деревенскую «принцессу», прямо с улицы, отмыли, одели нарядное платье и усадили, словно в волшебную карету, в светлую «Победу» писателя, которая увезла ее навстречу солнечному ветру («карета» была без переднего стекла) в город.

В эти дни в улан-удэнском музыкальном училище происходило невероятное – комиссия ленинградских педагогов проводила отбор учеников в Специальную музыкальную школу-десятилетку для одаренных детей при Ленинградской консерватории. Прослушивания проходили по городам всего Советского Союза, и в их число каким-то чудом (первый и последний раз) попал и наш город. И, словно в сказке, в списке пятнадцати счастливчиков из тысячи прослушанных со всего Союза попадает и Дарима, в то время абсолютно не сведущая в музыке, но имевшая абсолютный слух и, видимо что-то еще, «зацепившее» членов комиссии. Так начался выход в свет, точнее захватывающее путешествие обычной деревенской «золушки» в большой мир классического искусства.

Как оказалось, ничто не бывает случайным. Ленинград 60-х, сердце культурной жизни страны, был городом юности ее родителей - выпускников Ленинградской консерватории, основоположников бурятской вокальной школы - Лхасарана Линховоина и Веры Лыгденовой. Здесь же, в Педагогическом институте им. Герцена до войны училась ее бабушка – Долгор Линховоин, а ранее, тогда Петербурге, лечил царскую семью ее выдающийся предок Петр Бадмаев. И город на Неве, еще недавно такой далекий и сказочный, благосклонно встретил юную представительницу династии. Как вспоминает сама героиня, первый день в Ленинграде запомнился ей проливным дождем и словами отца, увидевшего в его каплях счастливый знак: «Этот город принесет тебе удачу».

За удачей последовали годы напряженной и увлекательной учебы. Мало кто в нашей республике может похвастать таким фундаментальным образованием. Десятилетие обучения в одной из самых привилегированных музыкальных школ страны, далее пять лет лениградской консерватории, которую Дарима закончила с отличием, дали ей такой запас прочности, который держит ее в форме и поныне. За годы занятий в Ленинграде у педагогов с мировым именем, погружение в атмосферу лучших концертных залов, театров и музеев страны она получила наивысшую специализацию (пианиста, концертмейстера, педагога), обширные познания во всех сферах культурного пространства, а главное: серьезное отношение к профессии и чувство восхитительной сопричастности к подлинному искусству.

Именно вдохновенное служение, а не работа, по признанию Даримы Лхасарановны делает человека счастливым в профессии. И до сих пор, в своих занятиях с вокалистами, она в первую очередь старается вывести каждого из будничного равновесия, заразить вирусом творческого азарта, чтобы в состоянии повышенного исполнительского «жара» голос зазвенел живыми эмоциями. Словно в сказке про серебрянное копытце, она высекает из певца скрытые в нем россыпи драгоценных талантов. И изумленные магией собственного преображения, проникнув в самую суть музыкального образа, солисты с благодарностью делят с ней зрительский успех.

Все, кому посчастливилось поддаться чарам воздействия концертмейстерского искусства Линховоин, убеждались, что оно не сводится к сумме исполнительских и педагогических секретов. Увидеть в холодных точках партитуры тончайшие переливы душевных переживаний, угадать мысль автора, вскрыть и обогатить ее силой собственного воображения возможно только обладая глубинным знанием человеческой психики и законов психологии.

Отвергая унылый путь прикладного аккомпаниаторства, Дарима Линховоин сравнивает свою работу с захватывающим детективом, где она в роли следопыта методом музыкальной дедукции ищет среди нагромождения нот тайные тропы человеческих эмоций. Она заставляет вглядываться певца в каждую деталь лежащей на поверхности мелодии, чувствовать по ее поведению весь сопровождающий подтекст, пробовать «на вкус» каждое слово, вытягивая их в логические цепочки интонаций. Скрупулезно идя по следу музыкальных «улик» концертмейстер совместно с певцом «выходят» на сам персонаж, тем самым выстраивая цельный художественный образ. И неважно где этим персонажем оставлены следы душевных волнений – в саду городского романса или на поле большой оперной партии.

Дальше – больше. Следуя голосу своего внутреннего профессионального азарта, Дарима Линховоин решает бросить вызов большой исполнительской сцене. Она первая в нашей республике стала последовательно готовить певцов на всероссийские, всесоюзные, международные конкурсы. В советское время, в начале восьмидесятых, это было больше похоже на авантюрный роман. И это ей удалось. Целая плеяда ведущих солистов бурятской оперы становятся лауреатами и дипломантами престижных вокальных конкурсов, среди них: Галина Шойдагбаева, Валентина Цыдыпова, Батор Будаев, Владимир Албатаев, Ольга Аюрова, Елена Шараева, Дамба Занданов, Шагдар Зондуев, Оксана Хингеева, Ганбат Пурэвжав, Татьяна Шойдагбаева; в наше время - Мунхзул Намхай, Ольга Жигмитова, Аюна Базаргуруева, солисты монгольской оперы Ч. Энхтайван, А. Санбаяр, и многие другие.

«Каждый раз певческая делегация из Бурятии, возглавляемая Д. Линховоин, привлекает внимание жюри конкурса высоким уровнем подготовки, профессионализмом, продуманностью и великолепным подбором программы, проникновением в суть исполняемых произведений» - эти слова признания великой Ирины Архиповой, председателя жюри Международного конкурса вокалистов им. Глинки, дорого стоят.

Рискуя увлечься повествованием, любуешься как самоцветами переливается каждая история, связанная с Даримой Лхасарановной. А их, как у человека умеющего талантливо жить, действительно много: о преподавании в Пекинском университете, о возвращении на родину, о предательстве и прощении, о том, что наедине ей рассказывают родные стены театра, наконец, о любви и жизни женщины…

Собственно, все эти строки, не более, чем скромный конферанс к большому событию – юбилейному вечеру выдающегося человека – в пятницу, 13 апреля в 17.00, на сцене оперного театра, где мистика музыки, сотканная ее руками и талантом продолжит рассказ. Историю Даримы Линховоин.

Давид Дондупов, музыковед

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях