В школах Бурятии собираются ввести новый спорный курс - основы религиозной культуры.
С сентября 2012 года бурятские школьники должны начать постигать основы мировых религий. По мнению представителей Минобраза, суть курса будет состоять в том, чтобы познакомить детей с культурой, научить их разбираться и ориентироваться в современной культуре различных религий
ЧТО ПОЧЕМ
По плану курс будет введен во всех школах республики, его начнут изучать в четвертых классах.
- Этот курс поможет внедрить новый стандарт образования, - рассказала начальник отдела дошкольного и общего образования Министерства образования Татьяна Будаева. – Чтобы дети получали полное, хорошее и грамотное образование, имели представление обо всех сторонах современной жизни.
Курс будет необычным. Для упрощения обучения будут введены шесть модулей, четыре из которых представляют традиционные мировые религии: православие, иудаизм, ислам, буддизм. Родители вместе с учениками смогут выбрать религиозный курс, который им более интересен. Для тех школьников, которые не захотят вникать ни в одну из религий, предусмотрены общие модули: «основы мировых религий» и «основы светской этики».
- Мы уже определили в бюджете специальную строку, из которой будем приобретать для всех учащихся учебники, - объяснила Татьяна Будаева, - также в ней предусмотрены расходы для повышения квалификации учителей. Понятно, что придется приглашать специалистов из других регионов.
УЧИТЕЛЯ НЕ УСПЕВАЮТ
Данная программа, по признанию ее активных сторонников, поможет ориентировать детей в мире религии, делать правильный выбор, различать плохое и хорошее.
- У нас уже есть положительный опыт, - рассказал специалист синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ из Москвы Юрий Юренко. – Мы внедрили данный курс в нескольких регионах, и вполне успешно. Сначала многие родители были против, но потом они увидели, как их дети меняются в лучшую сторону, и одобрили новый учебный курс.
Также представитель РПЦ отметил, что во многих регионах случались недопонимания между религиозными деятелями и чиновничьим аппаратом. Но, как сказали представители Минобраза, никаких препонов возникнуть не должно.
Также курс изучения религии предполагает полное исключение какого-либо идеологического влияния на неокрепшие умы школьников.
- Школа – территория нейтральная, - рассказала директор Института непрерывного образования БГУ Марина Цыренова, - свободная от любых идеологических влияний, поэтому курс нужно вводить осторожно и умело.
К преподаванию основ религий будут допускаться только школьные учителя, которые к началу нового учебного года должны пройти курсы по изучению нового предмета.
Представители Минобраза сообщают, что для подготовки учителей для преподавания нового курса предусмотрено множество мероприятий: от мастер-классов до специальных курсов. Но основная проблема в том, что до летних отпусков осталось всего два месяца.
- Учителя начальных классов не владеют в достаточной степени содержанием предмета, а учителя истории и литературы не владеют методикой работы с учащимися начальных классов, - отметила председатель Ассоциации учителей истории Ая Дашиева. - На дворе апрель. Когда мы успеем подготовиться к такому серьезному предмету, не знаю. Мне, честно говоря, очень сомнительно.
Вопросы возникали и по чисто школьной организации – за счет чего будет введен предмет? Есть максимальная нагрузка на одного ученика по часам, превышать которую не рекомендуется. По логике учителей, придется урезать количество часов у других предметов - русского языка или литературы.
- Курс будет введен за счет регионального компонента, - объяснила эксперт Минобраза Ольга Карбаинова, - федеральные предметы урезаны не будут.
СЛИШКОМ ПРОСТО
«Круглый стол», прошедший на историческом факультете Бурятского госуниверситета, показал, что школьное нововведение имеет ряд сложных и болезненных вопросов.
- Ребенок в младших классах еще никаких плохих вещей не знает, - сказал имам-хатыб мечети г. Улан-Удэ Айрат хазрат Гизатулла. – У нас самые испорченные дети в старших классах. Я рад, что наконец поняли: общество нуждается в идеологии, построенной на правильной основе – религии.
Но, по мнению имама, в школе могут научить постулатам: что правильно, а что нет, но не смогут научить духовности, вере.
- Остается большой и нерешенный вопрос, - отметил Айрат хазрат Гизатулла. – Как это будет происходить и как учителя будут взаимодействовать со священнослужителями?
Также отметили, что деление на изучение разных модулей может разобщить класс на религиозной почве.
- Такой риск предполагается, - сообщил представитель РПЦ Юрий Юренко. – Но ни в одном регионе такого не произошло. Даже в кавказских республиках, где 99 процентов школьников выбрали ислам, не было распрей.
ОПЫТ ИМЕЕТСЯ
Не так давно попытку преподавать в школе основы буддизма в Бурятии предпринимал Цоржи-лама кяхтинского дацана «Балдан-Брэйбун» Баир Батомункуев.
- Я ходил по школам района, - рассказал Баир-лама. – Разговаривал со школьниками, показывал им фотографии, говорил о жизни дацанов, о своих поездках в Индию. Школьников это очень заинтересовало. Да и не только школьников.
По словам ламы, его уроки носили скорее характер беседы.
- Потом мне намекнули, что нужно такие уроки прекращать, - сказал лама, - якобы могут возмутиться представители малых внутрирелигиозных течений, что преподаем только традиционные религии.
Также, по словам ламы, в прошлом году он был на конференции в Аге, куда приезжали учителя из Калмыкии. Они уже преподавали у себя в республике основы буддизма.
Представителя РПЦ поддержали и буддийские ламы.
- У нас в республике как нигде царит дружелюбная атмосфера между представителями разных религий, - поделился преподаватель Буддийского университета «Даши Чойнхорлин» Радна Содномов. – Надо сделать так, чтобы наш материал оказывал влияние на формирование религиозной культуры учащихся, как части общей культуры человечества.
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ В РОССИИ
По России статистика введения нового курса в общеобразовательную программу благоприятная. Около 92 процентов родителей и детей в разных регионах страны положительно отнеслись к основам религиоведения после первых занятий.
Бурятия – один самых поликультурных регионов страны. На сегодняшний день в республике около 190 различных религиозных организаций, среди которых протестанты, мормоны, распространен шаманизм.
К вопросу надо подходить очень внимательно и осторожно, сообщили в Минобразе, чтобы никого не оскорбить и не задеть.
С 1 сентября к изучению основ религиозной культуры приступит 11, 5 тысячи школьников по всей Бурятии.
Фото www.patriarchia.ru Главы традиционных конфессий России одобряют введение нового предмета
Общество
4825