Власти Улан-Удэ обсуждили состояние парков и скверов, играющих роль легких Улан-Удэ. Состояние насаждений признано неважным
.Достаточно сказать, что обеспеченность зелеными насаждениями общего пользования в расчете на 1 жителя составляет в Улан-Удэ 0,9 квадратных метра. Город хочет довести этот показатель в ближайшей перспективе до 8 квадратных метров и выше. А, стало быть, работы – непочатый край.
Между тем в Улан-Удэ насчитывается 27 скверов, 4 парка, 1 «зеленый» бульвар и 1 сад общего пользования суммарной площадью около 36 гектаров, что не соответствует нормативам обеспеченности в расчете на одного человека. С учетом некоторых других категорий городской растительности, которая еще встречается вдоль улиц, магистралей и в жилых дворах, площадь зеленых насаждений в городе оценивается в 112 гектаров. Или в среднем 3,3 метра на человека. При этом тяжелее всего дышится жителям Октябрьского района, где этот показатель составляет 2,2 квадратных метра, и относительно легко – Железнодорожного района с его «щедрыми» 5,3 квадратных метра зеленых насаждений.
Заметим, что проблема озеленения столицы Бурятии имеет (извините за каламбур) глубокие корни. Ею была озабочена каждая новая власть, но особых успехов добилась лишь советская социалистическая. Именно в это время в городе были разбиты основные скверы и парки, засажены магистрали, улицы и дворы. Нынешние правители все это методично уничтожали – как деятельно, срезая гигантские тополя, так и бездеятельно, оставив без призора городские парки, скверы и сады на многие годы, что особенно заметно по удручающему состоянию парка имени Орешкова.
При разработке генерального плана Улан-Удэ в 2008 году выяснилось, что решение предыдущего генплана от 1986 года, которым предусматривалось изрядное увеличение площади зеленых насаждений общего пользования, не выполнено. Разработчики вынуждены были констатировать, что запроектированные парки и лесопарки не были созданы в том числе из-за «отсутствия свободных территорий в сложившейся городской застройке», что заметно сократился ассортимент деревьев и кустарников, а размеры городских питомников ужались до 6 гектаров.
По мнению специалистов, дендрологический состав насаждений общего пользования представлен сегодня скудным ассортиментом, включающим до 10 наименований деревьев и столько же — кустарников. Тогда как бурятские ученые еще в середине прошлого века составили список подходящих для местных природно-климатических условий деревьев и кустарников в количестве около 170 пород.
Ошибку попытались исправить авторы нового генерального плана, рассчитав, что площадь зеленых насаждений общего пользования должна расти пропорционально росту населения Улан-Удэ, составив к концу 1 очереди строительства 15 квадратных метров на жителя, а в дальнейшем – до 24 квадратных метров. Речь идет примерно о четверти века, «вот только жить в эту пору прекрасную…».
До разработки нового плана озеленения никакой системы в наведении порядка в этой сфере в Улан-Удэ не было. Движимые благородными порывами, предприятия, организации, общественность на свой лад решали проблемы озеленения. В прошлую осень энергетики с помпой высадили в парке Орешкова тысячу молоденьких сосенок под самопровозглашенным девизом «Улан-Удэ – город сосны». Ученые Бурятского научного центра полагают, что – зря!
- Сосна в городских условиях обречена, — говорит в беседе с «МК» сотрудник БНЦ СО РАН, кандидат биологических наук Алексей Суткин. – Ее медленно, но верно губит загазованность воздуха и уплотнение почвенного горизонта. Прибавьте к этому вредителей, с которыми никто не борется, и через 10-15 лет в центре Улан-Удэ не останется ни одной живой сосны. Не выдерживает урбанизации ель, которая высажена на площади Советов. Ели постепенно сохнут, что заметно по срезу площади, где проходят массовые мероприятия. Опыт их выращивания перенят в Москве, но там хотя бы периодически моют деревья, у нас этим никто не занимается, а дождей в нашем городе мало.
Алексей Суткин с сожалением отметил, что городские власти особо не прислушиваются к рекомендациям бурятских ученых – «у них такая модель поведения». Достаточно сказать, что к разработке проекта озеленения Улан-Удэ были привлечены дендрологи из… Иркутска. В результате в проект вкрались досадные ошибки:
— Например, при характеристике насаждений было отмечено, что в Улан-Удэ массово применяется тополь лавролистный, что не соответствует действительности, — говорит кандидат биологических наук. — Массово использовался тополь бальзамический. Тот самый тополь, который плодоносит пухом, именуют «взломщиком асфальта», и который сейчас активно вырубается. А такая рекомендация, как использование растений с закрытой кроной (липа), не обосновано ни экономически, ни биологически. Последнее связано с тем, что липа в молодом возрасте подмерзает, а в старшем — отличается медленным приростом побегов. Сведения о состоянии озеленения основных магистралей и улиц Улан-Удэ достоверны отчасти.
Например, на улице Ленина в составе насаждений разработчиками были указаны тополь, ива, карагана древовидная (акация желтая). На самом деле там высажены яблоня и клен. Не соглашусь с авторами и в том, что ведущими породами деревьев на улицах города должны стать тополь душистый и бальзамический. Негативная роль бальзамических тополей уже отмечалась в нашей литературе. А отказ от желтой акации нецелесообразен, поскольку этот быстрорастущий вид растения адаптирован к нашим условиям.
Фото Марка Агнора
Общество
3548