Большинство школьников Бурятии выбрали курс светской этики, а не основы религиозных культур. Это стало известно в ходе «круглого стола», который прошел в пресс-центре «Комсомольской правды в Улан-Удэ»
Введение нового курса в план школьной программы вопрос решеный. С 1 сентября четвероклассники республики и всей страны приступят к изучению «Основ религиозных культур и светской этики». Это известие вызвало некоторое волнение, в первую очередь родителей нынешних третьеклашек. Им многое непонятно: детям на уроках будут читать Библию? Как отнесутся к моему ребенку сверстники, если он один из класса изучает иудаизм? Кто будет преподавать предмет?
Вопросы есть. Чтобы попытаться найти ответы на них, «Комсомольская правда Улан-Удэ» провела «круглый стол» с представителями Министерства образования и науки Бурятии, школ и священнослужителями.
Собеседники сразу предложили зреть в корень проблемы: зачем, собственно, вводится этот курс.
- Когда в государстве случаются какие-то проблемы, оно обращается к церкви, к религии, - высказал свое мнение на этот счет Петр Шестаков, иерей, сотрудник отдела по образованию и катехизации Улан-Удэнской епархии. - Мне кажется, цель этого курса - вернуть общество к консервативным ценностям.
- Учителя будут преподавать не сами религиозные культуры. Это всего лишь ознакомительный курс с основами мировых религий и светской этики. Ставка делается на человеческие отношения, чтобы ребенок учился понимать ценность жизни. Это будет также и профилактика суицидов, которые сейчас встречаются очень часто среди молодежи, - говорит Татьяна Номоконова, консультант отдела дошкольного и общего образования Министерства образования Республики Бурятия.
Направлений курса, как известно, всего шесть. Это основы православной, исламской, буддийской, иудейской культур, а также основы мировых религиозных культур и основы светской этики. Сегодня многие родители уже определились с направлением для своего ребенка.
- В нашей школе один выбрал исламскую культуру, трое будут изучать православную культуру, еще трое - основы всех мировых религий и подавляющее большинство, 209 человек, выбрали основы светской этики, - рассказала Ирина Токуренова, преподаватель начальных классов средней школы №49.
По словам Татьяны Номоконовой, похожая ситуация наблюдается по всей республике. Выходит, что религии детей (вернее, их родителей) не особо интересуют. Уроки светской этики в светском государстве нужнее. Не получится ли, что религиозные ценности в рамках этого курса и вовсе останутся не затронутыми?
О том, что не все так просто, сказал иерей Петр Шестаков:
-Во многих районах, в частности, в Тарбагатайском, уже заранее было решено, что дети будут изучать «Основы светской этики». Родителям только остается подписать бланк о согласии, никакого выбора нет. Причина такого хода - попытка избежать лишних проблем.
Не надо готовить дополнительно учителей, по мнению иерея, для них это путь наименьшего сопротивления.
Уже до середины июля в республике подготовят около 400 преподавателей. Система здесь такая. 16 апреля тридцать учителей из Бурятии поедут в Красноярск на двухнедельные курсы. Поездку оплачивает Минобразования РБ. Вернувшись с сертификатами и знаниями о методике преподавания нового предмета, они передадут знания другим. А вот будет ли способен школьный учитель преподать детям религию, священнослужители сомневаются.
- Не думаю, что обычный человек без опыта сможет объяснить буддийскую философию. Надо самому жить этим, понимать. Разве что только самые общие знания… - считает Баясхалан-лама, преподаватель буддийской философии.
Неожиданным стало высказывание по этой теме иерея Петра Шестакова:
- Я бы своего ребенка отдал на основы буддийской культуры, пусть изучает! И это не помешает ему быть православным человеком!
Еще один острый вопрос подняла Наталья Семенова (она же солистка группы «Аборт мозга» Сабрина), член Молодежной палаты городского Совета депутатов:
- Главное - объяснить детям семейные ценности, а не религиозные. Я считаю, что и вводить этот предмет надо общим курсом обо всех вероисповеданиях. Дети-то совсем еще маленькие, у них психика неокрепшая. Начнутся стычки: буддисты пошли туда, православные - туда, а вот он один мусульманин, он не такой, как все, с ним не будем общаться.
С этим согласились все участники беседы и сошлись на том, что наилучшим вариантом был бы предмет для всех школьников, объединяющий в себе основы всех религий, а деление детей на группы приведет к непониманию и однобокости восприятия курса.
- Важен сам факт, что подобные уроки вводятся. А там видно будет, что подкорректировать, - подытожил разговор директор школы №49 Казимир
Иванов.
КСТАТИ
1. Оценки по новому предмету ставить не будут.
2. В любой момент школьник может поменять выбранное направление.
3. Все учебники по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» предоставляются бесплатно.
4. Родители имеют полное право присутствовать на уроках своего ребенка и ознакомиться с методикой преподавания любого предмета.
5. Священнослужители могут быть только специально приглашены на занятия по желанию учеников, вести уроки должен лишь школьный учитель
Фото: Марк Агнор
Общество
2217