Общество
13212

ПСИХическая атака: способы противодействия

способы противодействия

"Информ Полис" выяснил, как вести себя с неадекватным человеком

По мнению специалистов, теракты и катастрофы способствуют массовой невротизации общества. Аварии, где гибнет много людей, криминальные новости всегда приводят к обострению психических расстройств. Как защитить себя от агрессии? С этим вопросом «ИП» обратился к врачу-психотерапевту Республиканского психоневрологического диспансера Валерию Сергееву.

Каждый новый день газеты и телевидение сообщают о жестоких преступлениях. Узнав о произошедшем в Улан-Удэ зверском убийстве школьницы, знакомая психолог не могла уснуть всю ночь.

- Все это произошло здесь, на нашей улице. Там, где ежедневно ходит в школу моя дочь. Что происходит с людьми? Они были признаны психически здоровыми, но они – звери! Как защитить детей? – восклицала она, как и многие из тех, кто узнал о трагедии.

Морда «кирпичом» и камень за пазухой

Про нас говорят мы, угрюмые и злые. Иностранцев пугают наши лица. Не понимают они, что наши лица несут на себе отпечаток тяжелой истории. Страхи прошлого и настоящего делают лица соотечественников такими, что в них тоскливо смотреть. Наши лица – дома с закрытыми ставнями, открыть которые мешает страх остаться без защиты. А лучшая защита – морда «кирпичом». Агрессия, проявляемая людьми повсюду - в транспорте, местах общественного пользования и т.д., заставляет некоторых восклицать: «А есть ли среди нас абсолютно здоровые психически люди?».

По словам Валерия Сергеева, четкой границы между здоровьем и психическим нездоровьем нет.

- Есть люди, которые состоят на учете у нас в диспансере, но психически больными не считаются. Просто человек является эмоционально-вспыльчивым, обладает тяжелым характером, но в остальном это практически здоровый человек. Таких людей можно встретить на каждом шагу. Для них главное – научиться спокойно реагировать на разные психотравмирующие ситуации и избегать алкогольного опьянения. Если два таких человека встречаются во время распития спиртных напитков, это, как правило, плохо заканчивается.

Не так страшен больной, как… здоровый?

По словам психотерапевта, истинные психические больные встречаются не так часто. Но их преступления, как правило, имеют резонанс.

- В небольших городах случаи нападения психически больных – явление редкое, - успокаивает врач.

Психически больной человек как белая ворона, его выдают жесты, мимика и речь. Бывает, однако, что психически больной человек умело скрывает свою болезнь, замышляя преступление.

- В этой ситуации защититься сложно. Порой невозможно, - говорит врач.

Социально опасные больные состоят на особом учете, образуя группу активного диспансерного наблюдения. Большинство психически больных, по словам Валерия Сергеева, не представляют опасности.

- Бред и галлюцинации для них первостепенны. В них они и пребывают, - говорит врач.

- А если ты ему в этот момент покажешься, скажем, чертом, которого нужно ударить молотком? – спрашиваю.

- Чаще всего такое возникает не у психически больных, а у пьющих людей. Это называется алкогольной галлюцинацией. Если в момент такой галлюцинации кто-то постучится в дверь, находящийся в запое легко может принять его за кого угодно и нанести увечья. Бред психического больного, направленный на людей, – редкость. Хотя от случайностей не застрахован никто, - объясняет Валерий Сергеев.

Псих, его мама и торт в беседке

Помню в студенчестве, сидели мы с девчонками в беседке, читали лекции и ели торт из коробки. Вдруг в беседку вошел человек с ножом в руке. Прошел по кругу и воткнул нож в одну из лежавших тетрадок. Что-то предъявил нам, оторопевшим девчонкам. Принялся оскорблять, заглядывая в глаза каждой по очереди. Не знаю, кто первый догадался с самой беспечной интонацией предложить агрессору кусочек торта. И он взял. И без умолку начал говорить. Зло и агрессивно, погружаясь в воспоминания. И мы дружно ели, глядя, как пожилая мать психа, жестикулируя у него за спиной, призывала нас молчать и продолжать в том же духе. «Вот видишь, это наши девочки, из нашего дома», - боязливо говорила женщина сыну. Уходить тот не собирался. Его все устраивало. Улучив момент, мы как-то деликатно «слились». И чувство, что мы столкнулись с чем-то, находящимся за гранью нормального, еще долго не покидало нас. Все могло кончиться много хуже.

- Как правильно противостоять агрессии неадекватного человека?

- В данном случае имело место явное психическое отклонение. Вы действовали верно.

Как и во всех критических ситуациях, действовать надо по обстановке. Желательно при нападении выполнять требования нападающего. Не перечить ему. Вспомните, как в природе: при нападении больших собак маленькая собака падает на спину лапами вверх и просит пощады. Такую собаку потреплют, но не убьют. У людей то же самое. Нападающий преследует какую-то цель. Унизить или ограбить – надо выполнять требования. Но если есть шанс уйти, надо немедленно им воспользоваться и убежать. В случае, если удалось оторваться от преследователя, следует сразу же дать информацию сначала в полицию, а затем в неотложную 25-ю бригаду «скорой помощи».

- Ну, этот был явно больной человек. А подростки, убивающие животных и людей с особой жестокостью, нормальные?

- В психическом смысле слова чаще всего – да. Здесь виною всему безыдейное воспитание и привычка к виртуальным играм и Интернету. В виртуальном мире людей убивают легко. Отсутствует элемент ответственности. И потом подобное поведение легко переносится в реальную жизнь. Алкоголь, наркотики и азарт становятся спусковым механизмом для совершения преступлений. И тут, конечно, люди хуже зверей. Звери следуют законам природы. А человек разумный способен пытать и мучить себе подобных. Современный мир похож на мир дикой природы, где человека подстерегают опасности. Очень важно правильно выбрать себе круг общения. Не вступать в компании, где допускается «малое» зло. Оно всегда может стать началом большого зла.

- Современное законодательство в отношении психически нездоровых людей позволяет многим чуть ли не кричать: «Я со справкой! Убью, и мне ничего не будет!».

- Чаще всего так кричат вменяемые люди. Совершив преступление, «отморозки» никогда не останавливаются. Факт, что с каждым разом они действуют все более жестоко. Поэтому наказание должно быть жестким. И, знаете, оно будет. Сколько веревочке ни виться, а конец все равно будет. Наказание по закону при этом бывает гуманнее того, что делают с теми, кто издевался над женщинами и детьми на «зоне». Считаю это справедливым.

- Коллега жалуется: «Сосед всякий раз садится на улице и «удит рыбу». Ругается при этом, что люди ходят туда-сюда. А вдруг ему в голову взбредет напасть?». Что скажете, Валерий Иванович?

- Страх – естественная защитная функция всего живого. Если имеете дело с соседом, имеющим хроническое психическое заболевание, то надо быть готовым, что в определенные периоды у него будут случаться обострения. И по закону такой больной обладает всеми правами гражданина, пресекающими возможность принудительного обследования и лечения. Последнее в отношении психически больных возможно в двух случаях: опасности для себя и для окружающих. Если родственники больного чувствуют, что появились предвестники обострения, которое может повлечь за собой какие-либо противоправные действия, они могут написать заявление в полицию. Оттуда дело передают в суд, который может вынести решение о принудительном направлении на судебно-психиатрическую экспертизу. Сложностей много. Порой проще переехать. Но не надо бояться всех психически нездоровых людей. Уровни течения психических заболеваний настолько разные, что в некоторых случаях их трудно определить даже психиатрам. Бывает, расстройства возникают не чаще чем раз в 5 – 7 лет. После лечения такой человек снова здоров. Сам чувствует, когда необходимо вновь пройти лечение, и обращается к специалистам. Или в храм. Иногда это помогает.

Представляют опасность:

пожилые мужчины с параноидным бредом,

лица с императивными (приказывающими совершать какие-либо действия) галлюцинациями,

лица с бредом ревности,

лица с опасным поведением на фоне депрессивного или маниакального аффекта,

женщины в состоянии глубокой депрессии (насилие бывает направлено на детей),

лица с сумеречными помрачениями сознания,

лица, у которых умственная отсталость с нарушениями личности и поведения,

алкоголизм, особенно состояние абстиненции (отсутствия алкоголя),

наркотическое опьянение или состояние абстиненции (отсутствия наркотика),

лица с нарушениями влечения.

Как вести себя с человеком, чье поведение неадекватно:

Осмотритесь, постарайтесь оценить, есть ли у вас пути к бегству. Постарайтесь понять, трезв ли ваш собеседник, понаблюдайте за его мимикой, жестами. Оцените, складно ли звучит его речь. Обратите внимание на его одежду.

Можете вступить в беседу, если считаете, что опасность вам не грозит, но не стоит самому идти на контакт с человеком, поведение которого насторожило вас.

Нарушьте стереотип поведения. Внезапная сексуальная агрессия, как правило, исходит со стороны психически нездоровых лиц.

Особенностью серийных насильников является стереотипность действий, порой стереотип может быть отработан до мельчайших деталей. Нарушение стереотипа, как правило, ведет к прекращению сексуальных действий.

Перехватить инициативу, вести ситуацию самому можно, если задать нападающему какой-то нелепый вопрос, дать реакцию, на которую тот не рассчитывал. Советский психотерапевт Владимир Леви советовал при агрессии… читать стихи.

Не пытайтесь переубеждать больного с бредом. Во всех случаях, когда вы сталкиваетесь с состоянием, сопровождающимся нарушением сознания (припадки, либо иные, сходные с ними по природе состояния, помрачение сознания), воздействовать на больного словами невозможно.

Острый бред характеризуется быстрым развитием, и вы можете быть включены в фабулу бреда. Например, у вас короткая стрижка, а все наемные убийцы стрижены коротко (не пытайтесь найти здесь логику, у бреда "кривая логика").

Если вы решили кричать, то кричите оглушительно. Не предупреждайте нападающего о ваших намерениях (буду кричать, буду кусаться, ударю и т.д.), действуйте сразу.

Если рядом есть припаркованные автомобили, бейте по ним, чтобы сработала сигнализация. Это может спугнуть противника.

Если соотношение сил спорное, вступайте в борьбу. Разумнее всего в этом случае попытаться освободиться любой ценой (бить туда, где больнее, кусаться, пустить в ход газовый баллончик и т.д.), затем предпринять попытку к бегству, звать на помощь, искать средства для защиты.

Даже в случае удачного разрешения ситуации постарайтесь обратиться в полицию.

Агрессию, чаще всего, провоцирует неправильное поведение.

Нельзя быть провокатором!

Короткая юбка в сочетании с колготками или чулками на бретелях в сеточку, с кружевами, изящным топом, напоминающим бюстгальтер, и нахождение в одиночестве возле ближайшей стоянки такси может кое-кого навести на мысль, что девушку стоило бы проводить домой (вариант: к себе домой). Отказ в подобной ситуации принесет разочарование и обиду, которая может явиться стартовой точкой для запуска агрессивных действий.

Нельзя называть фамилию, адрес и телефон при первой - второй встрече. Опрометчиво приглашать к себе домой, особенно если там никого нет, и совершенно недопустимо принимать приглашение. Вежливый, но решительный отказ может остановить агрессию.

Попытка пролезть без очереди может стать запуском для ответной агрессии.

Даже взбучка от шефа на работе может стать причиной вспышки агрессии в отношении более слабых и зависимых, например, домочадцев.

! За 10–15 лет в мире делается столько открытий, сколько раньше совершалось за века. Это дает огромную нагрузку на человеческую психику. Динамичный ритм жизни, ответственность и необходимость усваивать много информации напрямую провоцируют расстройства психики.

Автор: Диляра Батудаева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях