Человек года 2012
9357

Первый бурят, выступавший на трибуне ООН в Нью-Йорке

Владимир Цыбикдоржиев

Первый россиянин, получивший ордена Дружбы трех стран, человек, к чьему мнению прислушивались правители многих государств! В 60 лет он ходил по улицам и… продавал газеты

Студентки жалели его и охотно их раскупали. Он слышал, как они шептались: «Бедный дедушка, наверно, на жизнь так зарабатывает». А Владимир Цыбикдоржиев только посмеивался — делал он это не ради денег. Ради того, чтобы жители Бурятии знали историю своей родины.

Сделать мир лучше

Трудно найти такого же разностороннего человека, как Владимир Цыбикдоржиев. Академик, педагог, инженер-строитель, историк, дипломат, редактор — в каждом занятии он добился невероятных результатов.

Кажется, что все, за что он берется, просто обречено на успех. И сейчас в свои 75 лет Владимир Будаевич ведет такую активную жизнь, что многие ему позавидуют.

Про свою удивительную биографию он рассказывает так, что видишь наяву и его встречу с Далай-ламой, и выступления на международных трибунах, и предательство друга, из-за которого Владимира Будаевича допрашивали в КГБ. Тот успех, которого добился уроженец Бурятии, вполне закономерен. Им всегда двигали не честолюбие и жажда денег, а желание помочь и сделать мир лучше.

Любовь к истории

Владимир Цыбикдоржиев родился в тугнуйской степи в старинном бурятском улусе. Будучи маленьким мальчиком, с удовольствием слушал рассказы родителей о своем роде. Иногда, боясь забыть ту или иную легенду, записывал ее на клочках бумаги. Особенно поражала история про молодую шаманку, которая попала на прием к Петру I и сыграла поистине великую роль в судьбе всего народа.

Впечатлительный мальчик слушал рассказы родителей, затаив дыхание. Быль перемешивалась с реальностью, и Вова как будто видел образ великой родственницы, слышал ее голос, вещающий через века. Никто не сомневался, что мальчик, так страстно любящий историю, пойдет на исторический. Однако неожиданно для всех Владимир поступил в институт железнодорожного транспорта в Москве.

— Меня в школе терпеть не могла учительница математики. И вот, из чувства противоречия, я поступил на инженера, — рассказывает Владимир Будаевич. — Все думал: докажу ей, что могу, а потом переведусь на исторический. Как-то затягивал все с переводом, а потом и бессмысленно стало.

Но историю Владимир не бросил. После занятий в институте молодой парень бежал в библиотеку и с головой погружался в то, что происходило много лет назад. Это было время хрущевской оттепели, открылись некогда закрытые фонды. Именно тогда у студента сформировались стойкая позиция и другое отношение к советской власти.

— Меня поразила натянутость обвинений против бухаринско-зиновьевского блока, то, что подсудимые оговаривали самих себя, отсутствие обоснованных аргументов и многие другие вещи, — вспоминает Владимир Будаевич.

Предательство

Уже много позже свободомыслие и просвещенность дорого ему аукнутся. Через несколько лет Владимир, ожидая самолета в Иркутске, повстречает своего одноклассника. Такая встреча — оба живут в разных городах и не виделись долго, обоим есть что вспомнить и что рассказать.

Вспомнив альма-матер, родных педагогов, общих знакомых, одноклассники разговорились о политике. Володя неожиданно разоткровенничался, простодушно высказал свою позицию о том, что СССР ждет развал, а Прибалтика, Кавказ и Средняя Азия отделятся… Друг слушал, кивал и, казалось, целиком и полностью поддерживал позицию одноклассника. На прощанье друг поинтересовался у Володи, откуда у него, небогатого ученого, такая роскошная пыжиковая шапка.

— Подарок якутского друга, сына первого секретаря Якутского горкома, — не подозревая подвоха, отвечает Владимир.

…Спустя полтора года Цыбикдоржиева вызвали в КГБ. Вопросы последовали неожиданные. Молодого, подающего надежды ученого спрашивали о будущем развале СССР, Бухарине, Зиновьеве. Сначала Володя был растерян и не понимал, кому же он рассказывал о своих взглядах. После вопроса о пыжиковой шапке Владимир понял, кто на него донес.

Допрос сыграл роль в карьере Владимира Будаевича. Пять лет его держали в тени, не выдвигали и всячески избегали вольнодумца. Только в период правления Горбачева с объявлением перестройки с Владимира были сняты все подозрения. В том же году его отправили на дипломатическую службу в Монголию.

Миротворец

Владимира ждала головокружительная карьера. Тонкий дипломат, тактичный и политически подкованный, он не только успешно справлялся со своими задачами, но и завоевывал доверие правителей других государств.

Активно вел миротворческую деятельность. Будучи заместителем генерального секретаря международной неправительственной организации Азиатской буддийской конференции за мир, Владимир Будаевич выступал на международных трибунах с докладами о вопросах мира и разоружении. Его доклады слушали в Нью-Йорке на съезде ООН и в Женеве во Дворце Наций.

— Конечно, волновался, — вспоминает свои выступления Владимир Будаевич. — Я представлял Россию, а еще был первым представителем своей национальности на самой высокой международной трибуне. Было страшно и за произношение — мой английский хромал.

Наш герой — один из немногих, кто лично знаком с Далай-ламой. Владимир Будаевич встречался с ним четыре раза. Он и сейчас в деталях помнит те встречи и беседы, оставившие глубокий след в его душе.

— Я до сих пор удивляюсь, почему Далай-лама был так откровенен со мной и так мне доверял… — вспоминает Владимир Будаевич. — Но понимаю, что это неспроста и пока я не имею права рассказывать о нашей беседе.

Сам себе редакция

Для того чтобы описать все заслуги Владимира Цыбикдоржиева, нужна не газетная полоса — целая книга. Именно благодаря ему в Улан-Удэ появилось крупнопанельное домостроение. Владимир Будаевич первым в республике произвел расчеты по замене фундаментов из бутовых камней на сборные железобетонные элементы.

И только после выхода на пенсию у него появилась возможность наконец-то полностью посвятить себя любимому делу — истории. Двое друзей предложили Владимиру Будаевичу выпускать свою историческую газету. Однако позже, когда он уже придумал концепцию и начал собирать материал, энтузиазм у друзей угас. Не привыкший бросать дело на полпути, деятельный пенсионер довел выпуск первой газеты до конца.

— Сам себе редактор, журналист, наборщик и распространитель, — смеется он. — Чтобы выпустить первый

номер, потратил все деньги, да еще и занять пришлось.

Владимир Будаевич сам ходил по учебным учреждениям и организациям, предлагая свое детище. Сначала газету брали неохотно, но потом, прочитав ее, звонили уже сами:

— Когда будет второй выпуск?

Позже захотели печататься у новоявленного редактора журналисты и историки. Издание стало пользоваться популярностью. Сейчас Владимир Будаевич отправляет газету «Угай зам» — «Путь предков» не только по районам, но и далеко за пределы республики.

И до сих пор Владимир Будаевич издает книги и газету исключительно на свои деньги. А сколько времени пенсионер тратит в архивах и фондах, для того, чтобы поднять тот или иной исторический факт, узнать о мелочи, которая может быть важна! Но самое главное — его труд нужен, востребован и важен.

Партнеры проекта:

Администрация президента и правительства Республики Бурятия, Администрация города Улан-Удэ, Улан-Удэнский городской Совет депутатов

Информационный партнер проекта

Телерадиокомпания "Ариг Ус"

Автор: Валентина Габышева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях