Паломничество из Бурятии в Индию с каждым годом набирает обороты. "Информ Полис online" уже писал о том, что в начале этого года Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН направил научную экспедицию в Индию для изучения феномена буддийского паломничества
Но в фокусе исследования оказалось не только паломничество с целью посещения святых для буддистов мест. Гораздо раньше из Бурятии в Индию началось паломничество учебное. Сегодня мы расскажем о том, что представляет собой буддийское монастырское образование и почему самые упорные хувараки едут за ним так далеко?
Учиться спорить
- В тибетском буддизме традиции Гелук особый упор делается на логическом мышлении и знании классических текстов. В ранний период своей истории буддизм был лишь одной из многочисленных религиозно-философских систем Индии. Поэтому истинность постулатов своей религии буддистам приходилось отстаивать в горячих дискуссиях. От монахов требовалось умение с помощью безупречной логической аргументации доказывать свою правоту и ошибочность взглядов оппонентов. На кону стояла честь религии и даже жизнь, ибо зачастую проигравший должен был покончить собой, - объясняет участник экспедиции Николай Цыремпилов.
По мере распространения буддизма его последователи все меньше сталкивались с необходимостью защищать свои взгляды. И все же в XIII веке буддистам снова пришлось доказывать справедливость своих постулатов, на этот раз при дворе монгольского хана Хубилая в устроенном им межрелигиозном диспуте с участием христиан, мусульман и даосов.
Согласно свидетельствам Марко Поло, для победы буддисты задействовали сверхъестественные способности: «Сидит великий хан в своем главном покое, за столом; стол тот повыше осьми локтей, а чаши расставлены в покое, по полу, шагах в десяти от стола; разливают по ним вино, молоко и другие хорошие питья. По наговорам да по колдовству этих ловких знахарей-бакши полные чаши сами собою поднимаются с полу, где они стояли, и несутся к великому хану...».
И все же главным орудием буддистов была логика, а позднее философские диспуты стали эффективной образовательной методикой.
- В тибетских монастырях, воссозданных беженцами на юге Индии, уровень религиозного образования поддерживается на чрезвычайно высоком уровне, - рассказывает Цыремпилов.
Без овладения искусством аргументации и заучивания наизусть обширных текстов получение монастырского образования невозможно.
Первые индийские буряты
В 1996 году несколько первых бурятских юношей, учившихся в различных дацанах Бурятии, прибыли в Индию. Они, как и многие поколения их знаменитых бурятских предшественников прошлого, горели желанием обучаться в лучших религиозных школах буддийского мира. Сегодня эти ребята вспоминают первые годы своей жизни в индийских тропиках с ностальгией.
Позади мучительное привыкание к изнуряющей жаре, к бесконечным летним дождям, к тяжелым болезням и к напряженной учебе на чужом языке. Малоприятным было и знакомство с разнообразной тропической фауной. На стене туалета запросто можно обнаружить застывшую полуметровую ящерицу, а на кухне, если зайти туда внезапно, по полу врассыпную разбегаются огромные усатые тараканы.
Многие не выдерживали всех этих разом обрушившихся на их молодые головы трудностей. Кто не смог вынести климат, а кто-то не выдержал академических требований. Тем, кто остался, во многом помогла поддержка тибетцев, среди которых все еще жива память о старых бурятских ламах, которые когда-то были их учителями.
Достигшие вершин
В 20-х годах XX века знаменитый бурятский лама, ставший учителем Далай-ламы XIII, Агван Доржиев отправил нескольких молодых ребят в Тибет. Великий учитель предвидел, что они могут не вернуться на родину, но просил их на всякий случай не забывать русский язык. Действительно, когда до Тибета дошли вести о тотальном уничтожении буддизма в СССР и трагической смерти их учителя, они поняли - назад дороги нет.
Через десятилетия учебы без всякой поддержки от родных и близких бурятские монахи достигли вершин буддийской учености. Уроженец Ацагата Тубден Нима стал главным блюстителем монашеской нравственности в крупнейшем из монастырей Тибета - Дрепунге. Выходец из Тунки Легден пользовался почтением за свои глубокие познания в буддийской логике и был приглашен занять престол настоятеля знаменитой гоманской школы.
И, наконец, Агван Нима, как и его соратники, получил высшую ученую степень тибетско-буддийского мира - геше-лхарамба. Два первых геше трагически погибли в годы культурной революции в Китае. Геше Агван Нима последовал за Далай-ламой в Индию. Он дожил до преклонного возраста и ушел в мир иной всего за несколько лет до того, как новое поколение бурятских хувараков приехало в Индию за тем же, за чем прибыл в Тибет и он несколькими десятилетиями ранее.
- Тибетцы посчитали священным долгом принять и помочь юным землякам геше Агван Нимы на новом месте, - рассказывает геше Бадма Мархаев.
Он и Дымбрыл Дашибалданов получили высшую монашескую ученую степень «геше» зимой этого года после шестнадцати лет учебы. Это первые два бурятских монаха нового поколения, кто продолжил линию преемственности от прошлых бурятских учителей. Глубоко символично, что многие из этих ребят первого гоманского набора теперь возвращаются на родину, чтобы поднять уровень буддийского образования в бурятских дацанах.
Первые годы
Бадма-лама вспоминает первого тибетского учителя, которому администрация дацана доверила заботу о бурятских юношах.
- Этот учитель посвящал нам все свое время. Он учил нас говорить по-тибетски, помогал в учебе, а если кто-то заболевал, то жил с нами в госпитале, ночуя прямо на полу. Нас тогда очень впечатлило его самоотречение, и мы до сих пор испытываем к нему огромную благодарность, - говорит Бадма-лама.
В первые годы у бурятских студентов еще не было своего хозяйства и кухни, а потому питались в монастырской столовой. Со временем при поддержке Хамбо-ламы Аюшеева ребята стали сами закупать для себя все необходимое и установили дежурство на своей кухне. По словам студента из Кяхты Нацагдорж-ламы, БТСР ежегодно аккуратно перечисляет необходимую сумму для содержания студентов.
Будни студента
Утро для студентов начинается еще до восхода. В предрассветной тишине один за другим раздаются мерные голоса монахов: они готовятся к очередному уроку. Во время него учитель должен проверить, насколько твердо студенты запомнили очередную порцию текстов. К 6 часам монахи собираются на утреннюю службу, а после ее завершения начинаются занятия с учителями. Все уроки проходят исключительно на тибетском языке.
Поэтому для молодых хувараков восприятие материала - самая большая проблема. Нацагдорж-лама, приехавший учиться в Индию 5 лет назад, вспоминает, как сложно ему давался материал в первые годы.
- Тяжелее всего в весенние месяцы. От невыносимой жары голова просто отказывается думать. Но есть четкое понимание, что стоит расслабиться и отстать от программы, догнать будет уже невозможно. Никто отдельно с тобой заниматься не будет. Приходилось учиться, стиснув зубы, несмотря на жару, языковой барьер и тоску по дому, - рассказывает Нацагдорж-лама. - И тут нам на помощь всегда приходят старшие. После каждого урока они разъясняют нам трудные моменты по-бурятски. Без этой помощи пришлось бы тяжело.
Кстати, бурятский - это основной язык общения в бурятской диаспоре. Те, кто владеют им плохо или не владеют совсем, уже через полгода начинают бойко изъясняться на языке предков.
Но самым первым бурятским студентам объяснять материал на родном языке было некому. Им приходилось учиться вдвое больше, чем тибетцам. Многие не выдержали такого напряжения и возвратились на родину. Остались самые стойкие и здоровые. Здоровье тут важный фактор. Ведь зачастую, даже при наличии железной воли и стремления к знаниям, непреодолимой преградой становятся болезни.
- Во время сезона дождей у ребят выступали нарывы на коже. Не помогали всевозможные мази и снадобья. Кто-то «цеплял» гепатит, малярию или даже туберкулез, - вспоминает Бадма-лама.
И все же главным испытанием всегда есть и были высокие академические требования. На раннем этапе обучения главная проблема - запомнить большие объемы текстов наизусть. Ведь каждое утро учитель лично проверяет знание текстов, а потом будут еще и ежемесячный, и ежегодный контроль. Чтобы понять сложность такой учебы, можно сравнить с тем, что вместо привычного заучивания стихов в школе нас бы заставляли заучивать всю хрестоматию.
Для буддийского традиционного образования мнемотехника, то есть искусство запоминать и помнить, - основа основ. Стоит ли говорить, что при такой методике память студентов развивается чрезвычайно. Среди бурятских студентов ходят легенды о гениях запоминания, заучивающих наизусть по нескольку страниц за вечер.
Умственное развлечение
Во второй половине дня на площадке перед главным соборным зданием начинаются диспуты.
- После монотонного заучивания текстов диспуты для студентов что-то вроде умственного развлечения. Это как увлекательная игра, во время которой нужно очень быстро думать, просчитывая в голове множество вариантов ответов за считанные секунды, - говорит Эрдэм-лама. - Интеллектуальные поединки так захватывают, что иногда мы не замечаем, что наступила глубокая ночь. И в этом деле среди бурят есть свои звезды. Наши первые геше в их числе.
Поздним вечером со стен и крыш общежитий доносится все тот же гул речитатива: учащиеся готовятся к завтрашнему дню, который снова начнется засветло.
- Наблюдая за тем, как напряженно учатся монахи, невольно напрашивается вопрос: сколько академиков и лауреатов Нобелевской премии воспитали бы наши университеты, если бы жажда к знаниям у светских студентов была бы столь же высока, а преподаватели столь же требовательны? - задается вопросом Николай Цыремпилов.
Мечта о своем общежитии
Главной целью бурятской диаспоры в Гомане в последние годы стало строительство собственного общежития. У калмыков и тувинцев, которых даже в совокупности меньше, чем бурятских хувараков, уже давно есть свои жилые корпуса. Наши земляки все эти годы делят общежитие, предоставленное монастырской администрацией, с монгольскими студентами. Комнат не хватает катастрофически, дополнительные занятия приходится проводить в жилых помещениях.
- Несколько лет назад, - говорит Нацагдорж-лама, - один наш земляк - доктор из Новосибирска - сделал первый взнос на постройку жилого корпуса для бурятских студентов. С этого времени фонд на строительство стал расти. Деньги присылают буряты из разных городов России, и на отведенной монастырской администрацией земле недавно был заложен фундамент.
Цыденжап-лама, бурятский студент, назначенный диаспорой курировать строительство, рассказывает, что на заливку фундамента уже ушел миллион рупий. Всего для окончания строительства требуется еще порядка девяти миллионов.
- Стараемся закупать все самое качественное, так, чтобы после заезда в течение 10 лет менять только лампочки, - говорит куратор стройки.
Студенты мечтают, что в их собственном общежитии будут просторные и прохладные залы под библиотеку и учебные лекции.
Малолетние студенты
Для библиотеки требуется не только буддийская литература. В числе бурятских хувараков есть совсем еще дети. Нимажапу и Зэгбэ всего по 14 лет. В Гомане они учатся уже три года.
- У этих ребят, - говорит Эрдэм-лама, - кармическая связь с Учением Будды. Еще будучи совсем маленькими, они просто рвались в монастырь, не допуская и мысли, что, как и обычные дети, будут учиться в общеобразовательной школе.
Эти подростки упорно постигают буддийское знание, но расширять кругозор им тоже необходимо. Именно поэтому для библиотеки нужны детские познавательные книги на бурятском и русском языках. Нацагдорж-лама замечает, что монахи, которые живут в монастыре с детства, с трудом находят общий язык с мирянами:
- Им просто не о чем говорить с мирянами, общие интересы отсутствуют, - констатирует Нацагдорж-лама.
Недавно монастырская администрация стала приглашать университетских преподавателей, которые ведут курсы физики и других научных дисциплин. Большинство же бурятских студентов поступают в Гоман уже после окончания средней школы или даже вуза. Это дает им возможность идти в ногу со временем, не отчуждаться от общества и чувствовать его духовные потребности.
Бурятские индусы
Почти все студенты после завершения курса обучения в тибетских монастырях Индии возвращаются домой, чтобы служить своему народу. Есть и те, чьи знания оказались востребованы на Западе. Так, один из ярчайших бурятских проповедников Жигжид-лама недавно возглавил буддийский центр в Швейцарии.
Но и они стараются не терять связь с родиной и часто наведываются в Бурятию. «Индусы», как называют учившихся в Индии бурятских лам в Иволгинском дацане, за последние годы существенно подняли уровень образования в главной буддийской школе Бурятии - университете «Даши Чойнхорлинг». Первый бурятский геше Бадма-лама с уверенностью говорит, что еще через несколько лет уровень буддийского образования в Иволге станет немногим ниже тибетского.
- Нас, бурятских студентов, существенно больше, чем калмыцких и тувинских, а из количества, как известно, рождается качество. А это значит, что лучшие времена для бурятского буддизма еще впереди, - заключает Бадма-лама.
Фото: ИМБИТ СО РАН
Общество
4842