Послание Президента Республики Бурятия к народу Республики Бурятия и Народному Хуралу Республики Бурятия
Уважаемые депутаты Народного Хурала!
2011 год был одним из благоприятных в плане экономического, социального и инфраструктурного развития Бурятии. По темпам промышленного роста республика заняла 1 место в СФО и 12 место по России.
По естественному приросту населения Бурятия заняла 3 место в СФО. В результате роста рождаемости и снижения смертности увеличилась продолжительность жизни: у мужчин с 56 до 62 лет, а у женщин – с 68 до 71 года. В Республике интенсивно строились дороги, линии электропередач, введено в эксплуатацию более 75 новых объектов культуры, здравоохранения, образования. Были выполнены все основные индикаторы программы социально-экономического развития. В течение 2 лет мы ежегодно выделяем по 300 млн. руб. на развитие общественной инфраструктуры, в результате чего в районах республики и г. Улан-Удэ отремонтировано 670 объектов, в том числе домов культуры, библиотек, школ, амбулаторий и т.д.
Все это говорит о том, что Программа СЭР в Бурятии не просто работает, а доказывает свою высокую эффективность в решении поставленных населением задач.
Сегодня мы переходим к новому этапу в реализации программы СЭР. И я бы назвал 2012 год:
в экономическом плане – годом закрепления экономических успехов;
в социальном плане – годом социальных инноваций;
в инфраструктурном – годом благоустройства и перехода к новому качеству жизни.
Развитие экономики
В Республике в последние годы развитие экономики шло опережающими темпами по сравнению с другими регионами. За пять лет ВРП республики увеличился в 1,6 раза, среднедушевые денежные доходы населения – в 2,2 раза, средняя заработная плата – в 2,2 раза. Объемы производства в сельском хозяйстве выросли в 1,8 раза. Снизилась в 1,7 раза общая численность безработных. Объем инвестиций в основной капитал увеличился в 2,6 раза и составил в 2011 г. 41 миллиард руб.
В Бурятии разработана необходимая законодательная база для развития инвестиционной деятельности, определены формы поддержки, которые может получить инвестор. В реестре инвестиционных предложений Бурятии перечислены реальные проекты, под которые уже выделены земельные участки, разработаны условия инвестирования, решены инфраструктурные вопросы.
Для работы с инвесторами в Бурятии создан институт проектных управляющих.
Эксперты рейтингового агентства отметили ощутимый рост инвестиционного потенциала республики и значительное - снижение экономических, криминальных и управленческих рисков.
В настоящее время Правительством заключено 16 соглашений с инвесторами. А это значит, что новые миллиарды рублей поступят в экономику Бурятии.
Другое важное направление работы – это борьба с инфляцией, люди должны ощущать реальный рост своих доходов. Последние 5 лет инфляция в Бурятии была всегда ниже роста доходов людей, что позволило обеспечить рост реальных доходов на 64%. Этого мы добились, в том числе, благодаря работе по открытию социальных магазинов, росту производства собственных продуктов, товаров и услуг. Достигнутые Республикой успехи напрямую связаны с реализацией программы социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья на 2008 - 2013 год и с юбилейными мероприятиями по подготовке к празднованию даты 350-летия добровольного вхождения Бурятии в состав России.
Поэтому одной из самых главных задач, которая стоит на 2012 год, является вхождение Республики со своими проектами в ФЦП развития Дальнего Востока и Забайкалья на 2014 – 2018 годы. Проект программы должен пройти обсуждение с экспертами, населением. При подготовке необходимо учесть основные наказы, которые были получены в ходе выборных кампаний. Основной упор в новой программе должен быть сделан на развитие транспортной и энергетической инфраструктуры.
Также необходимо в короткие сроки разработать программу подготовки к празднованию 350-летия г. Улан-Удэ для того, чтобы войти в процесс планирования федерального бюджета. Объектами программы должны стать – строительство социальных объектов, новых развязок в том числе и через железнодорожные переезды, переселение людей из ветхого и аварийного жилья. В эту программу нужно включить создание инфраструктуры для индивидуальных поселков. Особое внимание, необходимо уделить благоустройству и строительству социальных объектов на окраинах города, в пос. Заречье, Стеклозаводе, пос. Авиазавод и др.
Огромное значение – для Республики представляет программа «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы». Это программа должна решить вопросы газификации республики, строительства полигонов твердых бытовых отходов и очистных сооружений, модернизации коммунального комплекса, ликвидации накопленных вредных отходов и экономического развития районов центральной экологической зоны.
Добыча природных ресурсов
В развитии минерально-сырьевого комплекса прослеживается положительная динамика роста объемов добычи. Только за год добыча топливно-энергетических ископаемых выросла в полтора раза. На сегодня эта отрасль обеспечивает 30% налоговых поступлений промышленности.
Сегодня перед нами стоит задача о включении 9 месторождений Озерного рудного узла в перечень объектов лицензирования. На Озерном месторождении нам в 2012 году необходимо запустить в эксплуатацию опытно-промышленную установку и отработать технологию разработки месторождения. На Жарчихинском месторождении необходимо завершить разработку проекта и приступить к строительству ГОКа. На Хиагде завершить строительство завода. На Окино-Ключах - довести добычу бурого угля до 1200 тыс. тонн.
Кроме того, необходимо найти инвесторов на новые разработанные проекты по освоению Сыннырского и Мухальского месторождений калийно-глиноземного сырья, Харанурского и Ухагольского месторождений фосфоритов и Осеннего месторождения флюоритов. Также нужно подготовить новые инвестплощадки по добыче общераспространенных полезных ископаемых.
Другая значимая для нас задача связана с освоением месторождений минеральных вод. Мы слишком долго и безрезультатно занимаемся этой проблемой. Сегодня наконец-то разработана нормативная база, позволяющая признать территории с минеральными источниками лечебно-оздоровительными местностями и курортами республиканского и местного значений и включить их в проект республиканской целевой программы. Я надеюсь, что и главы районов и наши проектные менеджеры наконец-то смогут извлечь выгоду для республики из подаренных нам природой возможностей.
Развитие крупной промышленности, малого и среднего бизнеса
За последние годы отмечена высокая инвестиционная активность в промышленном производстве региона. Практически все крупные предприятия Республики Бурятия успешно реализуют программы модернизации. Авиационный завод осваивает новую модификацию вертолета МИ 171. ЛВРЗ переоснащает литейное и электротехническое производство. Улан-Удэстальмост выполнил инвестиционный проект по увеличению объемов производства.
Быстрыми темпами развивается малый бизнес. В настоящее время в предпринимательстве занято более 154,5 тыс. человек, что составляет 35,3 % от общей численности занятых в экономике республики. В последние годы Правительством республики оказывались разные формы поддержки малому бизнесу и крупным организациям, реализующим инвестпроекты. В 2011 г. предприятия республики получили около 1 млрд. руб. в качестве госгарантий, субсидирования процентной ставки, залогового обеспечения, бизнес-старта.
Мы вправе ожидать в 2012 и последующих годах отдачи в виде создания новых малых и средних предприятий, увеличения налоговых поступлений, социальной защищенности граждан, работающих в сфере предпринимательства.
Тем не менее, нам необходимо массовое развитие малого бизнеса, это позволит нам в целом увеличить благосостояние республики. Для этого необходимо активнее создавать инфраструктурные объекты для развития бизнеса. В частности, нужно открыть промышленный индустриальный парк на территории бывшего авиаремонтного предприятия. Парк должен включать в себя три направления: крупно-узловая сборка промышленной, дорожной, лесозаготовительной, сельскохозяйственной техники с последующим освоением ее полного производства в Республике, производство изделий лёгкой промышленности и реализация проектов малых инновационных компаний.
Также предстоит с нуля на голом месте создать технопарк, резидентами которого станут предприятия в области энергосбережения и энергоэффективности, медицинских технологий, нанотехнологий, биотехнологий, агротехнологий, информационных технологий.
На базе Улан-Удэнского авиационного завода необходимо создать инновационно- территориальный кластер и войти в перечень пилотных программ развития, формируемых на федеральном уровне. У нас есть для этого все основания и необходимая инфраструктура.
Нам необходимо принять республиканский закон о патенте. Сегодня по федеральному законодательству регионы получили такое право самостоятельно расширять список видов деятельности, входящих в патентную систему
Развитие агропромышленного комплекса и перерабатывающей промышленности
За 2011 год в республике построено 25 новых откормочных площадок и ферм на 7000 голов, за счет лизинга 15 сельхозорганизаций и 26 крестьянско-фермерских закупили сельскохозяйственную технику и оборудование. В настоящее время в сельском хозяйстве Бурятии реализуется 7 крупных инвестпроектов - это строительство свинокомплекса, трех молочно-товарных ферм, тепличного комплекса в Саган-Нуре, модернизация производств на ОАО «Молоко Бурятии» и на ООО «Бурятмяспром».
Серьезной для нас задачей является увеличение посевной площади с одновременным повышением плодородия земель. Для этого нам необходимо предусмотреть государственную поддержку хозяйств, вводящих в оборот ранее неиспользуемые земли. А также предусмотреть частичнуюкомпенсацию на проведение работ по мелиорации. За счет мер стимулирования довести площадь пахотных земель до 650 тыс. га, в том числе мелиорированных - до 45 тыс. га.
Здоровый протекционизм нужен и местной переработке. Конечно, мы не можем создавать барьеры для товаров с других регионов или из-за рубежа. Но необходимо решить вопрос с нашими торговыми сетями, чтобы иметь полки с местными товарами, содействовать созданию программы лояльности потребителей к товарам Бурятии. Совместно с производителями разъяснять о пользе и качестве местных продуктов. Мы должны убедить людей, что их средства, инвестированные в местных производителей через покупку бурятских товаров, вернутся им же через налоги в виде новых дорог, школ, садов, больниц.
В то же время нашим переработчикам нужно сотрудничать с наукой и стремиться создавать уникальные инновационные товары, это позволит им успешней конкурировать и занять свою нишу и не только на наших местных рынках.
Необходимо завершить разработку программы развития рыболовства и рыборазведения, восстановить или запустить новые рыборазводные заводы, в том числе на небольших озерах Бурятии.
Участники РЦП должны перевести свои хозяйства на промышленную основу. Нам необходима собственная служба по искусственному осеменению, настоящие племхозяйства и семеноводческие центры, улучшающие общественное стадо и урожайность наших полей. Для развития индивидуального производства нужна поддержка предприятий, закупающих излишки продукции ЛПХ, должна в полной мере заработать программа развития малых сел.
Развитие лесопромышленного комплекса
В 2011 году в лесной промышленности был реализован ряд инвестиционных проектов. Состоялся запуск Ильинского деревоперерабатывающего комбината Байкальской лесной компании. Завершен первый этап модернизации производства Селенгинского ЦКК. Начата переработка древесных отходов и опилок в древесный уголь и топливные брикеты в Улан-Удэ, в Новой Бряни, в п. Николаевский.
Перед лесной отраслью стоит 4 основных задачи:
Первая задача – необходимо расширять глубокую переработку леса. С этой целью в Республике должно быть реализованы к 2014 году два проекта. Первый - создание в Северобайкальском районе предприятия с выпуском пиломатериалов и древесно-полимерного композита. Второй - строительство завода по производству ориентировано-стружечных плит в Заиграевском районе.
Вторая задача – нужно отработать четкую систему профилактики и тушения лесных пожаров. Необходимо наладить систему своевременного выявления лесных пожаров, в том числе с помощью аэрокосмической съемки. Обновить материальную базу «Авиалесоохраны». Нужно отработать с соседними регионами вопросы о взаимодействии в использовании авиации, человеческих ресурсов на тушении пожаров. Разработать схему мобилизации людей, в том числе местного населения, в случаях чрезвычайных ситуаций и изменить систему охраны лесов, она не должна стимулировать людей к росту очагов возгорания.
Третья задача – активизировать работу по выявлению незаконных рубок. Нам необходим надежный инструмент контроля за состоянием лесов. Мы должны создать систему точного ГЛОНАССа, которая поможет специалистам в лесной отрасли через спутник фиксировать в режиме on-line все незаконные изменения лесных отводов и реагировать совместно с МВД.
Наконец, четвертая задача - необходимо разработать на ближайшие 10-15 лет программу по развитию лесной отрасли, разработать географически привязанный план размещения тех или иных категорий лесных участков. На плане должны быть определены места под строительство лесоперерабатывающих заводов, участки под заготовку древесины, определены направления строительства лесных дорог, а также участки, выделяемые под рубку дров. Кроме того, необходимо разработать подпрограмму воспроизводства лесных ресурсов с четко определенным количеством посаженных деревьев, местами посадки и, главное, построить лесопитомник для выращивания саженцев в закрытом грунте.
Развитие туризма
Количество туристских прибытий только за 2011 год выросло на 30%. В Бурятию приезжают туристы более чем из 60 стран и всех регионов России.
На участке «Турка» практически закончены работы по созданию инфраструктуры, теперь очередь - за резидентами. Завершена разработка проекта планировки участка «Гора Бычья». До конца 2012 года резиденту необходимо разработать всю проектно-сметную документацию, провести общественные слушания и согласования по ней с общественными экологическими организациями и госструктурами и начать работы по строительству уже в 2013 году.
При поддержке Минспорттуризма России четыре проекта республики включены в ФЦП по развитию внутреннего и въездного туризма. Это «Подлеморье» в Кабанском районе, «Байкальский» в Иволгинском районе, «Кяхта» и «Тункинская долина». Следующий наш шаг - это на конкурсной основе определить резидентов этих участков и приступить к освоению проектов на основе частно-государственного партнерства.
Мы должны подготовиться к приему большого потока туристов уже в 2014 г., когда будут открыты первые крупные отели в особой экономической зоне.
Для этого необходимо продолжить работы по организации «цивилизованного» отдыха на Байкале и уборке мусора, по наведению порядка на бесхозных участках и турбазах. Нужно повысить ответственность для тех турбаз, у которых не заключены договоры по уборке мусора.
Одним из важных направлений является работа по созданию туристских маршрутов. У туристов должна быть возможность во время отдыха побывать в разных местах Бурятии, ознакомиться с достопримечательностями, имея при этом на протяжении всего маршрута приличный сервис. И, в первую очередь, бытовой.
Инвесторам, владельцам турбаз, туристическим фирмам необходимо научиться налаживать взаимоотношения с местным населением. Добиваться взаимовыгодного сотрудничества, заниматься трудоустройством местных жителей, встраивать в туристские маршруты местные достопримечательности.
Нужно позаботиться о медицинском обслуживании туристов и обеспечении их питанием. Необходимо по-новому представить туризм в Бурятии в интернет-пространстве. Слова «Байкал», «Бурятия» должны выйти на первые строчки в поисковиках. Для этого нужно перестроить работу туристического интернет-портала. Необходимо, чтобы все туристические фирмы республики открыли свои сайты на базе этого портала. Чтобы была возможность забронировать базу и туристическую экскурсию через интернет.
Нам нужно наращивать проведение в Бурятии мероприятий международного уровня. Это послужит привлечению туристов и развитию делового туризма, продвижению территории и решению социальных проблем.
Транспортно-логистический комплекс.
Идеи по использованию выгодного географического положения республики, как перекрестка транспортных коридоров, начинают приобретать очертания конкретных инвестиционных проектов. Разработаны 3 проекта по размещению транспортно-логистических комплексов. В Кяхтинском районе в п. Наушки нам предстоит создать терминал нефтепродуктов для обеспечения потребителей в Монголии горюче-смазочными материалами в необходимом количестве и нужном ассортименте.
В Селенгинском районе на участке 100 га, вдоль федеральной трассы А-165 предстоит создать контейнерную перегрузочную станцию и модульные холодильные установки. На этой площадке будет осуществляться комплектование товаров, пришедших из Китая, и рассылка их в контейнерах по стране, а холодильные камеры позволят создать запасы монгольского мяса для ритмичной работы мясоперерабатывающих комплексов как в Бурятии, так и в соседних субъектах.
Еще один проект - это создание на базе аэропорта «Байкал» мультимодального транспортно-логистического комплекса. Его планируется создать с привлечением федеральных средств в рамках проекта по созданию портовых зон.
Социальное развитие
Сегодня республика практически перешла на новый уровень качества услуг в социальной сфере. Завершен переход на новую систему оплаты труда и финансирования. Республика вошла в десятку лучших субъектов по эффективности бюджетных расходов.
На оказание адресной социальной поддержки в 2011 году направлено 4,8 млрд. рублей.
Введены 5 новых мер социальной поддержки жителей республики. Среди этих мер - компенсации расходов в связи с ростом платы за коммунальные услуги и по установке приборов учета холодной и горячей воды, предоставление ЕДВ к пенсиям Ветеранам труда РБ. Родители детей-инвалидов стали получать компенсацию на обучение детей. Мы ввели материнский капитал на улучшение жилищных условий многодетных семей, имеющих 7 и более детей. С ноября 2011 года для многодетных семей, приемных семей, имеющих 3-х и более детей, бесплатно предоставляются земельные участки.
Система социальной защиты в Бурятии считается одной из самых новаторских. Все учреждения соцзащиты перешли в автономные организации. Появились такие новые услуги: как приемная семья для граждан пожилого возраста и инвалидов, хоспис на дому, социальное обслуживание по договорам пожизненного содержания с иждивением, мобильные службы экстренной социальной помощи, бригадный метод социального обслуживания на дому, социальное такси. Однако для повышения качества предоставляемых услуг необходимо уже с 2012 года начать применять конкурсный механизм отбора исполнителей, чтобы и другие организации, в том числе некоммерческого сектора, могли принимать участие в них.
На новый уровень нужно вывести работу с пенсионерами.
В целом, как правило, после выхода на пенсию человек, имеющий огромный жизненный и профессиональный опыт, остается без внимания, зачастую в одиночестве. Поэтому нужно продумать, как задействовать этот опыт, как обеспечить внимание и заботу к этим людям.
Необходимо больше внимания уделять созданию доступной среды для инвалидов. Развивать не только дистанционное и индивидуальное образование, но и инклюзивное. При новом строительстве, ремонте, особенно социальных объектов, благоустройстве нужно предусматривать, чтобы эти объекты были доступны для маломобильных групп населения. Центру занятости нужно активнее заниматься трудоустройством инвалидов, используя закон о квотировании рабочих мест для инвалидов.
Современное экономическое состояние республики позволяет нам сделать следующий шаг в обеспечении многодетных семей жильем, опустив порог до 6 детей, ввести материнский капитал на рожденного третьего и последующих детей. Учесть пожелания наших ветеранов по снижению трудового стажа и расширению перечня наград, на основании чего можно было бы присваивать звания ветерана труда РБ. Мы должны поддержать эти предложения.
Мы также должны поддержать наших граждан, самостоятельно решающих жилищную проблему с использованием бесплатной земли и леса для строительства дома, путем компенсации из бюджета части затрат на транспортировку леса, если он доставляется на расстояние свыше 100 километров.
Материнство и детство
Впервые в 2011 году мы смогли единовременно обеспечить жильем 442 ребенка-сироты. Это большой шаг вперёд, но в очереди стоят 1500 детей и наша задача найти решение и в течение 2012-2013 годов решить проблему полностью.
В республике растет число детей, переданных в приемные семьи, под опеку и попечительство. Начинает выстраиваться система работы с неблагополучными семьями. В 19 районах создан институт кураторов по оказанию поддержки трудным семьям. Сегодня на учете стоят 3600 таких семей, воспитывающих более 7 тысяч детей.
Мы многое сделали для того, чтобы поменять систему работы с неблагополучными семьями, чтобы вернуть ребенка в семью или передать в новую, приемную. Республика Бурятия считается по этому направлению одной из передовых в России.
Развивая это направление, для нас главная задача - организация эффективного межведомственного взаимодействия по своевременной поддержке неблагополучных семей и раннему их выявлению. Приоритетом нашей системы является сохранение семьи, а не ее разрушение.
Одна из форм работы с семьями, которые готовы меняться – социальный контракт. О нем говорил в своем отчете Владимир Путин. Необходимо принять нормативный акт, по которому семья может получать поддержку в виде социальных трансфертов, в обмен на обязательства «встать на ноги», обрести работу и вести здоровый образ жизни.
Правительству необходимо в ближайшее время завершить работу по формированию ресурсной базы с целью начала масштабной работы по реабилитации неблагополучных семей и семей, находящихся на ранней стадии кризиса, оказания поддержки и сопровождения семей, взявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.
Здравоохранение
В 2011 году много сделано для укрепления материально-технической базы здравоохранения республики. Введено в эксплуатацию 6 медицинских объектов, в том числе лечебный корпус Центра восточной медицины, лабораторный корпус республиканского центра по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями и хирургический корпус Республиканской клинической больницы им.Н.А.Семашко. Завершено строительство амбулатории врача общей практики с травматологическим отделением в с. Турка Прибайкальского района, ФАПов в с.Михайловка Кижингинского района и в с.Хасурта Хоринского района. Амбулатории врача общей практики построены в с.Поселье Иволгинского района, на ст.Джида Джидинского района, в с.Хонхолой Мухоршибирского района, реконструированы – в с.Оронгой Иволгинского района и в п. Танхой Кабанского района.
Начаты масштабные мероприятия по реализации программы модернизации здравоохранения. В лечебно-профилактические учреждения республики направлено почти 2 млрд.руб.. На эти средства проводится ремонт, закупается оборудование, оснащено более 45 ЛПУ.
В 2012 году эта работа должна быть продолжена. Однако, несмотря на положительную динамику развития материальной базы здравоохранения, остается ряд проблем. Отмечается рост смертности населения в трудоспособном возрасте, и это происходит в основном за счет внешних причин. Остается высоким уровень смертности от самоубийств. Сохраняется напряженная ситуация по заболеваемости туберкулезом. Но самая распространенная болезнь – алкоголизм. Борьба с алкоголизацией населения задача не только медиков. Нужно, как говорится, всем миром взяться за эту проблему. Создать нетерпимое отношение в обществе. Повысить штрафы за продажу алкоголя в запрещенное время или за продажу людям до 21 года. Объявить конкурс среди школ и вузов на территорию без алкоголя и табака. Собрать самые интересные предложения, неординарные идеи. Настал момент поднимать на борьбу с алкоголизмом всю общественность, объединяя усилия с органами власти. Алкоголизм для Республики – это главный враг, не победив которого, мы не сможем эффективно двигаться вперед.
Нужно разработать межведомственную программу по профилактике суицидов, сделав основной упор на ранее выявление склонных к таким проявлениям людей, и профилактическую работу психологов.
Необходимо разработать программы борьбы с туберкулезом, сокращению смертности на автодорогах.
Другая проблема здравоохранения Республики в том, что по-прежнему много нареканий со стороны населения на работу учреждений здравоохранения. Проверки Контрольного комитета показывают, что очередей в поликлиниках стало меньше, однако жалобы на эти очереди не уменьшились. Механизм предварительной записи в учреждениях так и не заработал. По-прежнему, много нареканий на платные услуги и отношение врачей, качество и профессионализм персонала. С учетом передачи всех полномочий в здравоохранении Минздраву республики предстоит большая работа.
Очень важный вопрос – кадровое обеспечение учреждений здравоохранения высококлассными специалистами. Чтобы быстро решить эту проблему, зарплата у таких врачей должна расти темпами, в два раза быстрее, чем, в целом, в здравоохранении. Именно такие врачи нужны в создающихся на территории республики сосудистых, травматологических центрах, строящемся онкологическом диспансере. Конкурсы на работу в этих центрах необходимо проводить открыто. Чтобы исключить порочную практику приема по знакомству или по родственным связям.
Образование
Для каждого любящего родителя важно, чтобы ребенок, взрослея, получал определенные знания, был физически здоров, и при этом обладал устойчивыми ценностями и жизненными принципами. Самое главное для нас вырастить в Бурятии из наших детей полноценные личности, которые смогут реализовать себя на благо Бурятии и России.
К решению этой проблемы необходимо подходить комплексно. Нужно изменить работу школ. Нам необходимо улучшить материальную базу учебных заведений. За счет средств на модернизацию образования мы должны отремонтировать 27 школ, реконструировать – 4 школы и в 160 школах провести мероприятия по энергосбережению. В ближайшие годы в республике не должно остаться ни одной ветхой и аварийной школы, а также школ, не имеющих своей спортивной базы. Необходимо закупить учебно-лабораторное, учебно-производственное, спортивное, компьютерное оборудование, оснастить медицинские кабинеты и школьные столовые. Ежегодно должна повышаться зарплата учителей, а также преподавателей средних специальных учебных заведений до средней заработной платы, сложившейся в экономике Республики.
Со своей стороны учителя должны повышать квалификацию, чтобы соответствовать новым реалиям. Зачастую современные школьники лучше своих преподавателей разбираются в технических новинках и это резко снижает их интерес к учебе. Соблюдая требования наполняемости классов, необходимо тем не менее внедрять индивидуальный подход к ребенку. Нужно приблизить к 100% охват детей дополнительным образованием. Я предлагаю во всех школах пять часов учебного плана направить на организацию дополнительного образования. Каждый ребенок должен ходить в кружок, заниматься спортом, танцами и быть разносторонне развитым.
Нужно серьезно пересмотреть основы физической подготовки в школе. Время на уроки физкультуры увеличено и поэтому, важно, разумно его использовать, с пользой для здоровья ребенка. Нам вновь надо вернуться к оценке здоровья учащихся и сделать этот показатель главным в оценке учебного заведения, необходимо разработать нормативы в зависимости от возраста школьников и ввести ежегодную аттестацию физической готовности. Необходимо также возродить работу по профориентации учащихся, начиная со средних классов. Возродить институт шефов среди предприятий республики, возобновить экскурсии на заводы.
Назрела необходимость создания образовательно-просветительского проекта под условным названием «Что такое хорошо и что такое плохо». В котором волонтеры, в том числе сверстники, рассказывали бы о здоровом образе жизни, об Интернете и его опасностях, о негативном влиянии вредных привычек.
В 2011 году в Бурятии создано почти 3000 дошкольных мест, в том числе: группы полного дня и кратковременного пребывания, семейного воспитания и группы при школах. Уже почти полторы тысячи мест открыто в частных детских садах. В связи с резким снижением требований со стороны Роспотребнадзора и Пожнадзора к семейным группам, это направление развития дошкольного образования должно стать приоритетным для всех глав муниципалитетов и Минобразования.
Культура и искусство
В последние годы многое делалось для улучшения материально-технической базы культуры. В течение 2011 года мы дважды с 1 июня и 1 октября повышали заработную плату на 6,5% всем категориям работников культуры. С 1 января этого года повысили на 40% фонд оплаты труда основному персоналу государственных и муниципальных учреждений культуры. Необходимо главам муниципалитетов также принять меры по повышению заработной платы, прежде всего, работникам учреждений дополнительного образования в сфере культуры и искусства.
Мы построили замечательные театры, оснащенные по последнему слову техники, их можно назвать настоящими храмами искусств. Впереди - освоение технического потенциала модернизированных сцен. Мы ждем новых постановок, соответствующих обновленному духу театров, повышения качества услуг в учреждениях культуры.
За три года нам необходимо еще построить Национальную библиотеку и новое здание Национального музея, и достойно разместить там наши основные экспозиции. Серьезная работа предстоит по созданию базы и сохранению культурного наследия в цифровом виде. Что сделает доступной нашу культуру для всего мира.
Особое внимание нам нужно уделить развитию муниципальных учреждений культуры. В течение трех лет в рамках программы «Сохранение и развитие культуры и искусства» для всех библиотек республики необходимо приобрести современную литературу, для каждого народного и образцового коллектива приобрести свето- и звукоусиливающую аппаратуру, музыкальные инструменты и сценические костюмы.
За счет средств, выделяемых из республиканского бюджета на развитие общественной инфраструктуры, нам необходимо привести в порядок учреждения культуры, находящиеся в аварийном и ветхом состоянии. К сентябрю этого года необходимо завершить благоустройство этнографического музея и сделать его любимым местом отдыха горожан. Мы надеемся, что творческие коллективы Бурятских театров, цирка, библиотек и музеев в обновленных фондах создадут новую атмосферу и обеспечат потребности любителей культуры новым инновационным творчеством.
Физическая культура и спорт
В 2011 году в Бурятии завершено строительство стадиона на 10 тысяч посадочных мест, построено 9 спортивных залов, 35 спортивных площадок. В феврале этого года открыт Физкультурно-спортивный комплекс. Это безусловно привело к всплеску увлечения спортом многих людей.
Перед сферой физкультуры и спорта стоят три основные задачи.
Первая - это продолжить строительство новых спортивных сооружений, таких как: лукодром, Ледовый дворец, крытые катки, спортивные центры и школьные спортивные залы в районах.
Вторая задача – увеличение количества, занимающихся физической культурой и спортом, и доведение охвата граждан в 2012 году до 20,5%, в 2015 году – до 23% . Решать эту задачу мы должны за счет увеличения количества дворовых инструкторов и строительства дворовых площадок. Нам надо развивать массовые виды спорта, такие как: футбол, волейбол, баскетбол, борьба, легкая атлетика, лыжи, коньки и т.д.
Третья задача – это достижение реальных результатов во всероссийских европейских и олимпийских соревнованиях. Для этого необходимо изменить систему подготовки спортсменов.
Национальная политика
ВРеспублике Бурятия ежегодно проводится мониторинг межнациональных отношений. Он дает возможность выявить проблемные вопросы и тенденции в развитии этнических и межконфессиональных отношений в обществе и, в конечном счете, позволяет органам власти всех уровней проводить взвешенную, научно-обоснованную национальную политику, направленную на снижение уровня конфликтности в межнациональных и конфессиональных отношениях. В качестве индикатора национальной политики принят показатель интолерантности в молодежной среде. Этот показатель в Бурятии снизился с 39% в 2009 году до 12,5% в 2011 году.
Для снижения уровня интолерантности должна быть продолжена практика проведения различных акций, мероприятий, направленных на пропаганду этнической толерантности среди работающей молодежи, студентов ВУЗов и ССУЗов, школьников.
Для Республики Бурятия большим достижением является открытие в 2011 году Дома дружбы народов Бурятии.
Основной целью в сфере межнациональных отношений в 2012 году станет сохранение и укрепление социально-политической стабильности, взаимопонимания и согласия между представителями всех национальностей, проживающих в Республике Бурятия.
Развитие инфраструктуры
Развитие транспорта, дорожного хозяйства
В последние годы Республика значительно продвинулась в развитии инфраструктуры. Так, только в 2011 году на инфраструктурные проекты было направлено 5,5 млрд. руб. В Бурятии одновременно ведется реконструкция сразу нескольких крупных автотрасс: Улан-Удэ – Турунтаево – Курумкан, Улан-Удэ – Кяхта до границы с Монголией, Улан-Удэ – Чита, Култук-Монды, строятся мосты и ремонтируются региональные дороги. Всего отремонтировано 125 км дорог и 5 искусственных сооружений. При строительстве и реконструкции дорог, в том числе федеральных, мы перешли на комплексное обустройство в населенных пунктах: с обязательным устройством перильных ограждений и освещения тротуаров. В г. Улан-Удэ отремонтировано 20 улиц и площадь Славы, установлено 19 светофоров, закончен капитальный ремонт моста через р. Селенга и ведется строительство транспортной развязки на ул. Балтахинова-Куйбышева, отремонтирован 81 проезд к дворам и 181 дворовая территория многоквартирных домов.
2012 г. мы объявили годом благоустройства. Этот год должен стать переломным в плане ремонта и строительства дорог. Вновь возобновил свою работу региональный дорожный фонд. Ежегодное выделение средств на все дороги должно составить порядка 6 млрд. руб.
В 2012 году мы должны осуществить реконструкцию 58 км автодороги Улан-Удэ-Турунтаево-Курумкан-Новый Уоян, начать реконструкцию 4 км автодороги Северобайкальск – Даван и 4 аварийных мостов, отремонтировать 11 искусственных сооружений и 32 км автодорог регионального значения, предстоит сделать комплексное обустройство населенных пунктов Турка, Новый Заган, Усть-Бургултай, Телемба, Хоринск и Оймур, осуществить строительство подъездов к 5 сельским населенным пунктам, не обеспеченных круглогодичной связью с сетью автодорог с твердым покрытием, в Закаменском, Баргузинском, Курумканском, Хоринском районах, построить мостовой переход через р. Баргузин в местности Буксыкен Баргузинского района.
Региональный дорожный фонд позволяет нам перейти на трехлетнее планирование и уже сегодня дает возможность ответить населению на вопросы о сроках решения их проблемных вопросов.
В соответствии с соглашением, подписанным с ОАО «РЖД», мы должны уже в 2012 году начать работы по строительству железнодорожных вокзалов на станциях Заиграево и Мысовая, проектированию и реконструкции железнодорожного вокзала Улан-Удэ. Для решения проблемы транспортных заторов в Улан-Удэ необходимо расширить до 8 полос железнодорожный переезд в п. Горький.
В 2012 году мы должны сделать серьезный шаг по внедрению спутниковых навигационных технологий с использованием системы ГЛОНАСС во всех отраслях экономики, провести реконструкцию аэропорта г. Улан-Удэ и обеспечить комфортные условия для людей, проходящих пункт пропуска через государственную границу и вылетающих внутренними авиалиниями. Бурятия активно расширяет географию авиаперелетов: в 2011 году открыты рейсы до Улан-Батора, Бангкока, Маньчжурии. В 2012 году необходимо дополнительно открыть рейсы до Пекина, Турции, Вьетнама, Якутска, Хабаровска, Новосибирска. Это в значительной степени облегчит путешествия людей и сделает Бурятию более доступной для мира.
Развитие энергического комплекса
Общий объем инвестиций в электроэнергетику региона в 2011 году составил 4 млрд. руб. Ведутся работы по началу строительства ВЛ-220 для электроснабжения особой экономической зоны туристко-рекреационного типа «Байкальская гавань». На ТЭЦ-1 введен в эксплуатацию турбогенератор №7 мощностью 97 МВт, завершена реконструкция котла №5, котлов высокого давления №№7,8.
В сентябре 2012 г. будет завершена реконструкция энергоблока №4 на Гусиноозерской ГРЭС. Но главной стратегической задачей остается решение вопроса строительства двух энергоблоков Улан-Удэнской ТЭЦ-2, а также схемы выдачи тепловых и электрических мощностей потребителям. Нужно провести огромную работу по включению этого объекта в госпрограмму «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года».
Серьезной задачей для Республики на ближайшие годы будет решение вопросов повышения энергоэффективности.
В 2012 году необходимо сделать упор на 100% установку приборов учета потребления топливно-энергетических ресурсов, а также провести обязательное энергетическое обследование бюджетных учреждений с дальнейшим заключением энергосервисных договоров, основным достоинством которых является превращение экономии на коммунальных издержках в капиталовложения для повышения энергоэффективности.
Строительство
Объем строительных работ за 2011 год составил 20 млрд. руб. По темпам ввода жилья в рейтинге среди регионов СФО республика заняла 4 место, среди регионов России - 28 место.
В рамках РЦП «Жилище» в Республике Бурятия только в 2011 году тысяча наших граждан была переселена из аварийного и ветхого жилья в зоне БАМа.
С 2010 года бесплатные земельные участки получили 4881 человек, 300 кубов леса бесплатно для строительства дома получили 1400 человек, начато строительство 272 домов и уже построено 46 домов.
Актуальной задачей сегодняшнего дня становится строительство социального жилья и жилья эконом-класса. Сегодня жилье строится в основном дорогое, которое может позволить себе приобрести не более 30% граждан. На мой взгляд, наряду с ипотекой, мы должны начать строительство социальных и доходных домов, расширяя возможности наших граждан.
Для выполнения задачи необходимо завершить подготовку градостроительной документации в муниципальных образованиях, что создаст условия для привлечения инвестиций в жилищное строительство, коммунальное хозяйство, социальную, инженерную и транспортную инфраструктуры.
Нужно разработать программу развития коммунальной инфраструктуры земельных участков массовой жилищной застройки. И выделять ежегодное финансирование на коммунальную инфраструктуру из республиканского, муниципального бюджетов, средств населения и используя инвестиционные возможности МРСК Сибири.
Необходимо разработать программы по улучшению жилищных условий учителей, врачей, молодых специалистов, многодетных семей с помощью льготной ипотеки.
Для обеспечения бесплатного предоставления земельных участков органам местного самоуправления Республики Бурятия нужно расширить границы населенных пунктов Республики Бурятия за счет земель сельскохозяйственного назначения. Кроме того, использовать для этих целей фонд перераспределения земель, внедрять современные технологии строительства дешевого жилья, оказывать содействие в расширении частных усадеб. Важной задачей на ближайшее время для города Улан-Удэ будет снос неблагоустроенного жилищного фонда в центральной части города и строительство на освободившихся участках современного комфортного жилья и социальной инфраструктуры. Не менее важной для города задачей будет комплексная застройка на юго-западе 104, 140а, 142 кварталов.
Жилищно-коммунальный комплекс
Приоритетной для отрасли является задача обновления основных фондов, снижения потерь на тепло-, водопроводных сетях, замена устаревшего оборудования новым.
В настоящее время разрабатывается республиканская целевая программа модернизации жилищно-коммунального хозяйства, в рамках которой должны быть реализованы проекты оптимизации, реконструкции и строительства новых объектов коммунальной инфраструктуры.
Источники ее финансирования – тарифы и средства инвесторов. С целью привлечения инвестиций нами организовано открытое акционерное общество «Региональная управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства», деятельность которой будет направлена на реализацию инвестиционных проектов по развитию инженерной инфраструктуры РБ.
Реализация программы модернизации позволит повысить надежность работы коммунальных объектов, обеспечить прохождение отопительных сезонов без серьёзных сбоев и аварий, снизить потери в сетях тепло и водоснабжения и решить вопросы экологии.
Также проводится работа по энергосбережению ресурсов в коммунальной сфере, до конца 2012 года должны быть проведены энергетические обследования зданий и сооружений, а также объектов теплоснабжения, по результатам которых управляющим компаниям будут выданы необходимые предписания для исключения тепловых потерь на этих объектах.
2012 год должен стать переломным в сознании людей, отвечающих за ЖКХ. Уже всем и давно понятно, что невозможно только за счет роста тарифа привести коммунальный комплекс в порядок и выдать качественный продукт, что выделение средств на эти цели из бюджета будет считаться нецелевым и неэффективным.
Поэтому сегодня у нас путь один – это сдача объектов генерации и инфраструктуры в концессию, без перехода права собственности в частные руки, проверенным и состоятельным инвесторам, а не своим близким и родным людям, не имеющим собственных средств для решения поставленных задач. Эта сложная задача должна быть решена нашими уважаемыми главами районов и поселений совместно с министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса.
Совершенствование управления
Одним из главных направлений в деятельности любых органов власти должен стать учет мнения населения. Нужно чутко реагировать на запросы общества. В настоящее время регулярными стали общественные слушания по освоению месторождений, строительству дорог, недавно состоялось широкое обсуждение проблем безопасности на дорогах. Необходимо расширить практику проведения таких слушаний. Каждое министерство и ведомство должно выставлять на общественное обсуждение проекты программ, законов. В том числе такое обсуждение может вестись через Интернет. Нужно обсуждать строительство крупных объектов, чтобы выслушать разные мнения и уже, затем, принимать решение.
Нужно расширить количество мероприятий с участием общественности, начать проведение «Дней открытых дверей» во всех министерствах, чтобы знакомить людей с направлениями своей работы, выслушивать предложения по совершенствованию деятельности.
В дальнейшем, необходимо максимально использовать интернет-технологии для приема и рассмотрения обращений граждан. К концу этого года жители республики должны получить на республиканском портале услуг информацию о более чем 400 предоставляемых всеми органами власти услугах.
Нужно продолжать организацию многофункциональных центров, работающих по принципу «одного окна». Как вы знаете, в течение 2011 года в республике действовало два таких центра – в Улан-Удэ и Гусиноозёрске. Совсем недавно открылись в Заиграево и Кяхте. В этом году необходимо эти услуги сделать еще ближе к людям, и для этого организовать мобильные пункты МФЦ для территориально удаленных населенных пунктов.
С 2013 года все министерства и ведомства Бурятии должны перейти на программно-целевой принцип формирования республиканского бюджета. Это позволит повысить эффективность расходования бюджетных средств.
Программы нужно формировать снизу. То есть первые предложения в те или иные программы должны идти от людей, от ТОСов, муниципалитетов и потом уже объединяться на уровне министерств в проекты программ.
Необходимо сделать ТОСы повсеместными. Разработать механизм, при котором средства на развитие общественной инфраструктуры частично могли бы идти на софинансирование объектов, строящихся за счет средств ТОСов.
Нужно обкатать проект «Народного парламента», используя интернет-пространство, как механизм, при котором реально зарегистрированные под своим именем активные участники могли бы совместно с Правительством и Народным Хуралом выносить на обсуждение вопросы, принимать участие в голосовании, активно продвигать свои идеи. Это в значительной степени сблизило бы интересы общества с принимаемыми в Правительстве Бурятии и Народном Хурале решениями, сделало бы более открытой и понятной политику органов государственной власти.
Необходимо создать и сделать реально работающей Общественную палату Республики Бурятия. Палата не должна быть органом для лоббирования интересов отдельных людей или площадкой для выпускания пара, нужно создание реального сообщества экспертов, которые обсуждали бы проблемы и предлагали решения.
За последние годы мы серьезно продвинулись на пути улучшения жизни людей в нашем регионе. Этого невозможно было сделать без поддержки депутатов, без активной помощи предприятий и всего населения. Конечно, проблем еще много. Еще много задач нам предстоит решить вместе. Только сообща, вместе, мы представляем ту силу, которая способна сделать Бурятию процветающим регионом с сильной экономикой, развитой инфраструктурой и надежно работающей социальной сферой. Успехов всем нам в достижении поставленных целей.
Фото Марка Агнора