Недавнее высказывание премьер-министра Путина в Госдуме вызвало бурю эмоций не только у коммунистов
- У нас в России, в Советском Союзе, не было специального мясного животноводства… Вы знаете, что я уже занимаюсь этим не первый год, и я внимательно слушаю наших сельхозпроизводителей… У нас в Советском Союзе не было специального мясного животноводства!! Не было! Не было!!! Да не о поголовье идет речь! Длинное зеленое, мясом пахнет — что такое? Электричка в Москву! Не было мясного животноводства. Не бы-ло! – эмоционально заявил Путин.
Ситуацию прокомментировали многие специалисты сельского хозяйства, несогласные с таким утверждением. Одно из живых доказательств ходит в нашей республике – это выведенная бурятским ученым полугрубошерстная овца.
Профессор Московской ветеринарной академии Нима Дамдинович Дондоков вывел новую породу овец в тяжелые 90-е годы. За годы реформ в России исчезло двадцать пород. Благодаря Ниме Дамдиновичу Бурятия единственная в стране зарегистрировала новую полугрубошерстную овцу
Она стала плодом 14 долгих лет работы большой группы ученых под руководством Нимы Дамдиновича. К сожалению, сам он чуть-чуть не дожил до счастливого дня, когда комиссия Минсельхоза России зарегистрировала новую бурятскую полугрубошерстную породу овец. Она - первая отдельная полноценная порода, выведенная в Бурятии.
До этого в далеком 1973 году вывели бурятский тип забайкальской тонкорунной породы. Но это лишь тип, а не отдельная порода. Ни разу не выводилась новая порода и среди крупного рогатого скота в Бурятии. Из местных домашних животных зарегистрирована лишь лошадь местной бурятской породы, дошедшая до нас из старины.
Новая порода овец появилась неслучайно. Ее автор сам вырос в колхозе, детство пришлось на тяжелые годы войны, когда школьники взвалили на себя работу взрослых. После школы многие мечтали стать инженерами, летчиками, врачами. Нима с детства думал о том, как облегчить труд животноводов. Он поступил в Московскую ветеринарную академию, после ее окончания поработал зоотехником и директором совхоза. Родной вуз пригласил способного выпускника в аспирантуру и не ошибся. Молодой бурятский ученый с группой коллег вывел новую породу овец – волгоградскую. Участвовал в издании книг и учебников по животноводству, кинофильмов, в том числе кинокурса. Став доктором, Нима Дамдинович осуществил свою мечту – вывести новую породу овец мясного и коврошерстного направления в условиях Забайкалья.
Взять лучшее от всех
Все началось с задачи – создать таких овец, чтобы при минимальной себестоимости их шерсть и мясо были высшего стандарта. Без поддержки из бюджета выполнить такую работу было бы немыслимо. Поэтому республика выделяла средства не только на исследовательскую работу, командировки ученых и закуп животных в других регионах. Для выведения новой породы скрещивали овец бурятского типа забайкальской тонкорунной породы, монгольских баранов, казахскую полугрубошерстную. За четвертой породой ездили даже в Воронежскую область.
Базой для разведения новой породы стали ЗАО "Сутайское" Мухоршибирского района, СПК имени Доржи Банзарова Джидинского района и село Верхний Ичетуй. Эти же хозяйства стали патентообладателями.
Превзойти все ожидания
То, что получилось в результате долгой селекции, превзошло самые чудесные замыслы. Новая порода овец оказалась идеально приспособленной к нашему суровому климату. Выживаемость и выносливость новой породы поразили видавших разное селекционеров. От бурятской традиционной овцы новая полугрубошерстная порода взяла самое лучшее. Это стойкость к морозам и отсюда способность круглый год жить в пастбищных условиях. Значит, зимой не требовалось строительство дорогостоящих кошар, овцам достаточно навеса и сухой подстилки. Самое главное, можно не беспокоиться о больших запасах сена. Новая овца, не хуже бурятских коней, 90 процентов травы добывает из-под снега сама. К тому же пастбища выбирает тоже сама, предпочитая горную траву и избегая болот.
- Чтобы вырастить один килограмм живого мяса такой породы, тратится всего лишь 10 — 11 рублей. При этом у такой овцы необычное мясо без специфического запаха, по вкусовым качествам оно отличается от мяса, к примеру, тех же тонкорунных овец. Одна взрослая овца может дать 19 — 20 кг вкусного питательного мяса. Окот происходит весной. Овцы новой породы очень быстро набирают вес: ягненок, родившийся в апреле, в октябре дает 17 кг мяса.
Хорошие мамы
Те, кто вырос в селе, знают, сколько мучений приносят животные, которые отказываются от своих новорожденных. У бурят даже есть специальная песня «Тэгэ, тэгэ», при звуках которой нерадивая овца начинает подпускать к себе ягненка. Чаще всего это случается с тонкорунными овцами. Новая полугрубошерстная овца унаследовала от традиционной сильный материнский инстинкт. Неудивительно, что овцы новой породы представляли республику на животноводческой выставке зоны Сибири и Дальнего Востока.
Пошли заявки на чудо селекции из Красноярского, Приморского и Алтайского краев, Иркутской, Амурской, Омской областей. Ведь новая овца прекрасно адаптировалась в условиях Сибири и Дальнего Востока. Неприхотливость бурятской полугрубошерстной овцы раздвинула ареал распространения овец, дала возможность эффективно использовать обширные невостребованные в настоящее время степные и сухостепные пастбища.
Ковровая шерсть
К тому же новую породу не зря назвали полугрубошерстной. Она давала однородную белую ковровую шерсть с блестящим люстровым оттенком. С одной полугрубошерстной овцы можно состричь порядка двух килограммов шерсти. Шубная овчина из такой шерсти получалась более легкой по сравнению с той, что дают мериносы. Если выход волокна из настриженной мериносовой шерсти составляет в среднем 50 процентов, то от полугрубошерстной 70 процентов. При этом шерсть у новых овец ковровая: длина, тонкость и другие параметры качественно выше, чем существовавшие до сих пор. Сохранился образец отличной дубленки из шкурок этих овец.
- Я хотел оставить след на родной бурятской земле, чтобы землякам на ней работалось легче – говорил Нима Дамдинович в одном из своих последних интервью.
Горький факт – но имя автора новой уникальной породы овец не получило в Бурятии должного почета. Прошло уже несколько лет с тех пор, как в БГСХА с письмом обратились известные деятели с просьбой увековечить имя Нимы Цырендондокова мемориальной доской. Под обращением подписались такие знаменитые труженики сельского хозяйства как Константин Албашеев, Леонид Шевченко, Владимир Павлов. К просьбе присоединились и действующие на тот момент депутаты Госдумы Матханов и Кузнецов. Ответа нет до сих пор. Знавшие при жизни Ниму Дамдиновича коллеги считают, что он достоин не только мемориальной доски, но и памятника. Пока же по степям Сибири и Дальнего Востока бродят «живые памятники» об ученом.
Фото из архива
Общество
5457