Досуг
4815

Шойдагбаева: "Нужно заканчивать проводить эксперименты над театром!"

По словам артистов театра оперы и балета, собравшихся 4 мая по случаю увольнения Азата Максутова, желание сменить худрука у коллектива назрело давно. Поэтому новую весть многие артисты встретили с радостью

- Мы и подписи собирали, но нам объясняли, что до тех пор, пока не истечет контракт с Максутовым, сделать ничего нельзя, - начала молодая солистка театра Аюна Базаргуруева.

Основная обида артистов на уволенного худрука состояла в нежелании Максутова работать.

- Спевки проводились редко, да и то галопом, - говорят артисты.

То, что Максутов опытный режиссер, дирижировавший в Германии, певцы подвергли сомнению. По словам знаменитой Валентины Цыдыповой, все дирижеры, с которыми ей приходилось работать, начиная с Гергиева, отличались трудолюбием, чего Максутов был совершенно лишен.

- Он не дирижер, а на бумаге можно написать все, что угодно, - раздавались возмущенные голоса артистов.

Как выяснилось, артистам приходилось тщетно просить дирижера о спевках.

- Это работа концертмейстера, отвечал он нам, - возмущались певцы.

Отказывая в репетициях и спевках, Максутов, по словам артистов, ссылался на загруженность работой с оркестром, с балетом, но никто его ни в оркестре, ни среди балетных не видел.

- Бывало, откажет всем, а сам гуляет по коридору, - усмехнулась прима театра Галина Шойдагбаева.

- Вы же профессионалы, должны сами репетировать, - говорил получающий 90 тысяч рублей в месяц Максутов артистам.

- Только поговорив с Максутовым один на один в его кабинете, мне удалось «выбить» согласие на одну спевку. Нигде так не работают, - рассказывает Бадма Гомбожапов.

То, что репетиция – работа над ошибками, Максутов, по единодушному признанию артистов театра, не признавал.

- Ошибется оркестр, просишь повторить, но… нет. «Потом», - отвечает. А когда потом, если спевок больше не будет? – вспоминает Бадма Гомбожапов.



Хам торжествующий

О наглости Максутова в театре говорят многие.

- Мы забыли, что такое уважительное обращение с артистами, - восклицает певица Оксана Хингеева.

Взаимные обвинения в бездарности звучали с обеих сторон.

- Он нас обзывал, унижал перед оркестром, а сам даже вступление показать не мог. Говорил: «Оксана, когда поете дуэтом с Дамбой, покажите, где ему вступать». Но дело в том, что мы никогда не пели дуэтом! И показывать вступление должен дирижер, - вспоминает Оксана Хингеева.

Немецкое грубое ругательное слово «шайсэ», по словам артистов, Максутов особенно любил.

О том, что руководство Максутова способно погубить молодые кадры, все говорили единодушно.

- Молодых, талантливых ребят можно сломать, если выпускать на сцену без репетиций с дирижером. И это большая ошибка, что уже два года в нашем театре командуют парадом неопытные приглашенные дирижеры, - говорит Галина Шойдагбаева, кипя возмущением.

Единственное, что, по мнению артистов, умеет делать Максутов, так это пускать пыль в глаза речами.



Не все «варяги» плохие

Театр около семи лет был на реконструкции, поэтому именно сейчас нужен хороший руководитель, который мог бы собрать творческий коллектив, считают в театре.

- Артистов часто обвиняют в непрофессионализме: то балет «корявый», то поют плохо. Никто не замечает, что нет ни дирижеров, ни режиссеров, - возмущается Аюна Базаргуруева.

В том, что причина неудачных выступлений кроется именно в этом, артисты не сомневаются.

- Приехал Ковтун - и кордебалет станцевал прекрасно два балета, - добавляет певица.

Приехал новый дирижер Александр Полищук - и артисты пришли в восторг от его работы.

- Мы соскучились по профессионализму, - хором восхищаются они работой нового дирижера.

- Жаль только, что с нами он не останется – уедет. Он ведь и преподает еще, - с грустью вздыхают артисты.

- Нам нужен режиссер! Надеемся, что Министерство культуры решит эту проблему, - говорит Галина Шойдагбаева.

По словам знаменитой певицы, театр превратился в полигон для начинающих дирижеров, не имеющих ни опыта, ни репертуара. Высокая зарплата делает должность очень привлекательной.

- Нужен опытный, мудрый руководитель, мастер, способный вернуть театру былую славу, - заключает прославленная певица.

Новый худрук – кто он?

Новый худрук должен поставить заслон мюзиклам и низкокачественным заезжим гастролерам на сцене Бурятского театра оперы и балета.

- Приезжих дирижеров, не знающих атмосферы театра, не стоит назначать художественными руководителями. А решение о назначении должен принимать худсовет, - говорит Галина Шойдагбаева.

Прежде чем назначать худрука, нужно дать ему испытательный срок, считают в театре.

Очень хорошего мнения в театре о дирижере Владимире Ткаченко:

- Он талант от Бога, и то, что у него нет диплома дирижера, не важно. Максутов – пример того, что можно иметь все дипломы, но ничего не уметь. А зрителю со сцены диплом не покажешь, - говорят артисты хором.



Век артиста балета недолог. Семь лет реконструкции, два года поисков руководителя театра – ждать артистам уже некогда. Пора творить, делать новые постановки, декорации.

- Нужно заканчивать проводить эксперименты над театром! – отрезала Галина Шойдагбаева.

С гобоем наперевес

По словам артистов, есть у Максутова несколько рьяных сторонников.

- На Ткаченко грязь льют, а объясняется все просто: скоро дочь консерваторию заканчивает, нужно место для нее. Есть люди, которым просто необходимо интриговать, - говорит артист оркестра Анатолий Тим.

- От того, что кто-то из поддерживающих Максутова в знак протеста не выйдет на сцену, оркестр ничего не потеряет. А может, и выиграет – фальшивить будет некому, - считают в театре.

Пока зрители 4 мая заполняли зал перед концертом памяти Юрия Ирдынеева, в театре шла борьба. Прорвавшись в театр, Азат Максутов метался по этажам. У человека был явный стресс. В присутствии журналистов он обвинил руководство театра в краже партитур и отчетной документации. Ставшая внезапно известной гобоистка Светлана Кириллова при камерах просила Максутова выйти на сцену и сообщить зрителям в зале о происходящей несправедливости.

- Или я выйду! – сказала она.

И Максутов благословил, призвав, однако, быть осторожной.

- Как я себя подставляю, - говорила Кириллова, стоя за кулисами и не решаясь выйти на сцену. - Что мне делать? Ведь скажут потом, зритель-то тут при чем. Правда?

Гобоистка искала у меня поддержки. Больше поддержать ее за кулисами было некому.

- На пресс-конференции он сам все скажет, - вдруг сказала Кириллова и приняла решение на сцену не выходить.  

Фото Марка Агнора

Автор: Диляра Батудаева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях