Общество
4046

Молитва матери. Воспоминания о великой отечественной войне

Четверо братьев Очировых вернулись с войны живыми

Из небольшого бурятского села Арахлей на Великую Отечественную войну ушло 60 мужчин. Почти половина - 29 - из них не вернулась. Редкий дом обошла стороной потеря, поэтому о семье Очировых, где выжили все четыре сына, говорили с особым чувством. Односельчане верили, что война пощадила братьев благодаря молитвам матери.

При этом братья Очировы не отсиживались в штабах. Каждый попадал в самое пекло боев. Двое старших, Базарханда и Санжижап, со дня призыва в июне 1941 года попали в один отдельный зенитно-артиллерийский дивизион. Базарханда стал связистом-телефонистом, а Санжижап артиллеристом. Боевой путь двух старших братьев Очировых начался в Сталинграде, прошел через Украину, Румынию, Болгарию, Венгрию и Австрию.

Среди многочисленных благодарностей и наград Очировых сверкали медали «За оборону Сталинграда», «За отвагу», «За победу над Германией» и «За боевые заслуги». Достойный подражания пример – сейчас потомки Очировых прекрасно знают историю и географию боевых побед своих воинов.

- Два старших брата Очировых в августе воевали за Харьков в составе 57-й армии. А в марте 1945 года громили 11 танковых дивизий немцев юго-западнее Будапешта в составе 26-й армии, –рассказывает Елена Плишкинова о подвигах родных, ориентируясь по карте не хуже военного топографа. – Базарханда и Санжижап Очировы отмечены приказом Сталина как отличившиеся артиллеристы.

После каждого боя два брата искали друг друга, чтобы убедиться, что родной человек жив.

Двое младших

Третий брат был офицером и воевал далеко от своих старших. Цырену Очирову выпала судьба освобождать Корею от японцев. Среди его наград особая – орден Александра Невского.

Самая драматичная история войны сложилась у младшего. Отхончика Бадму призвали на войну 24 февраля 1942 года. За два дня до этого Бадме исполнилось 18 лет. Юношу направили учиться в Забайкальское пулеметно-минометное училище. Не все улан-удэнцы знают, что тогда на нашей станции Дивизионная находились сразу три военных училища: Забайкальское пехотное, Забайкальское пулеметно-минометное военные училища.

- Дисциплина в училище была железной. Например, как "архаизм мирного времени", строго соблюдался "послеобеденный мертвый час". За малейшее нарушение дисциплины курсантов отчисляли из училища и направляли сразу на фронт. Командирами курсантских отделений и помощниками командиров взводов (младший комсостав) были кадровые красноармейцы-"дальневосточники", и с ними тоже не церемонились и их не берегли в ЗПУ. За время нашей учебы в училище только из нашего взвода отправили на фронт двух кадровиков "за компанию" со старшиной роты. Кормили нас неплохо, по курсантской норме, мы не голодали. Увольнений за пределы училища мы не получали, – вспоминал об этом училище ветеран Ефим Миронович Авротинский. - Мы совершали бессчетные марш-броски по сопкам, таща на своих спинах разобранные на части пулеметы "Максим". Бегом по 20 - 30 километров, да иной раз часть броска бежали в противогазах...

Выпускник пулеметно-минометного лейтенант Бадма Очиров был направлен командиром минометного взвода в 21-й запасной полк 23-й бригады в город Бердск.

- В январе 1943 года Бадма-ахай прошел курсы «Выстрел» в Новосибирске, затем предстояла учеба в резерве начсостава в Москве, – с гордостью рассказывает о военном образовании дяди Елена Очировна.

Летом 1943 года Бадма Очиров воевал в составе 80-й гвардейской дивизии. В сентябре 1943 года он был ранен и попал в плен. Наперекор всему Бадма сумел бежать.

Так после войны все четыре брата вернулись домой живыми. В селе говорили о том, что мать защитила детей от лиха своими молитвами. Молилась женщина врастяжку так, что к концу войны молельная доска была словно отполированная.

Догнавшая война

Но война догнала самого младшего через два года после победы. Эти два года Бадма учился на лечебном факультете Иркутского мединститута. Студенту Бадме Очирову казалось, что все мечты сбываются. Но подвело здоровье. Да так, что через год старательной учебы на врача Бадму привезли домой на носилках. Но воин не сдался, ведь у него был еще и талант художника.

За отпущенный ему короткий срок Бадма оставил незаконченный художественный альбом. В нем целая жизнь самого Бадмы, его семьи и друзей. В 1947 году в 23 года самый младший из Очировых ушел из жизни. Мама пережила отхончика только на месяц. Оставшиеся три брата до старости продолжали трудиться в родном колхозе.

- Хочется, чтобы нынешнее подрастающее поколение, наши дети и внуки знали о войне только из таких рассказов о своих дедах и прадедах, – говорит Елена Очировна.

Картина из семейного архива Очировых.

Автор: Андрей Ян

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях