Политика
4237

«Туркменское» голосование. Депутаты согласились за 3 часа

Депутаты согласились за три часа

Единственный вопрос – о наделении Вячеслава Наговицына полномочиями главы Бурятии на новый пятилетний срок – депутаты Хурала «рассматривали» больше трех часов.

3.jpg

Редкая сессия парламента Бурятии проходила при столь большом скоплении народа. Присутствовали все министры, сенатор Иннокентий Егоров, первый президент республики Леонид Потапов, депутат Госдумы Вячеслав Мархаев, бывшие спикеры Хурала Михаил Семенов и Александр Лубсанов. Самый «высокий» гость – сибирский полпред Виктор Толоконский – вновь стал не только причиной пробок в центре Улан-Удэ.

В этот раз полиция не пропускала в зал заседаний даже журналистов. Их отвели в малый зал, чтобы они наблюдали сессию только с экрана. Но, едва началась вступительная речь Наговицына, пропал звук. Разъяренные журналисты побежали в кабинет пресс-службы Хурала. Места хватило лишь нескольким корреспондентам.



Дифирамбы в унисон


По закону, который устареет с 1 июня, назначенного Кремлем главу региона депутаты обязаны «принять» в течение десяти дней после указа президента. Не прошло и недели, как Вячеслав Наговицын уже как кандидат на должность главы успел провести встречи во всех комитетах Народного Хурала, поговорить с членами всех трех фракций. Поэтому на сессии депутаты не задали ни одного вопроса после вступительной речи кандидата. Он же напомнил парламенту, что реализовал практически в полном объеме планы, заложенные пяти лет назад.

– У нас уже был обстоятельный разговор во всех комитетах и фракциях, - отметил спикер Хурала.

Несмотря на это, руководитель фракции «единороссов» Иван Калашников заявил, что его однопартийцы единогласно поддержат кандидатуру Наговицына. После этого хлынул поток дифирамбов от депутатов-«единороссов». Формально все они выступали как руководители комитетов, но своими славословиями они «съели» практически все время, которое было отведено для прений.

Впрочем, называть это прениями было неловко. «Справедливоросс» Гейдебрехт разбавил медовые речи коллег предложением Наговицыну заморозить свое членство в партии власти и стать надпартийным главой республики. К этому предложению Владимир Гейдебрехт добавил мысль о том, что Хурал неплохо бы сократить. Зато число депутатов, получающих зарплату на профессиональной основе, по мнению Гейдебрехта, нужно увеличить.

- Мы за всенародное избрание, но уверены, что и на выборах Вячеслав Владимирович выиграл бы с огромным отрывом. – завершил свое выступление Гейдебрехт.

Верноподданнические речи оборвал депутат от КПРФ Сергей Будажапов.

- Сейчас все председатели комитетов из одной партии клянутся в любви и верности... Я бы попросил их делать это в другом месте… - вставил реплику Будажапов, чтобы слово предоставили и другим фракциям.

Но «единороссы» продолжали лить елей друг за другом, пока на трибуну не вышел депутат Арнольд Тулохонов. От его речи все присутствующие онемели. Приводим самые острые моменты выступления нестандартного «единоросса».

Горькая правда

- Я поддерживаю всех, кто хочет сказать «спасибо», но сегодня мы должны говорить не только о заслугах и достоинствах, но и о том, что нам необходимо сделать в ближайшие пять лет. Об этом, к сожалению, я не услышал и попробую этот пробел заполнить. Вячеслав Наговицын на наших партийных собраниях не раз говорил, что партия должна быть единогласной во всех ее партийных голосованиях. Но таким образом наша партия, в которой я еще пока состою, дружно шагает в пропасть, – начал Тулохонов, - театры и стадионы это хорошо, но народ хочет кушать. И тут достижений не видно.

4.jpg

Как наглядное доказательство депутат напомнил, сколько места на прилавках супермаркетов занимает местная сельхозпродукция. Закрылся «Макбур», не хватает сырья на молокозаводе, в разы сократилось производство на мясокомбинате, на мелькомбинате, на грани рентабельности работают «Бурятхлебпром» и свинокомплекс «Николаевский». Особой критике депутата подвергся Минсельхоз Бурятии за приобретение дорогостоящей импортной техники и зарубежных коров.

- Над нашим сельским хозяйством провели десятки экспериментов. И где результаты? Только один удачный эксперимент – восстановление традиционной породы овец «буубэй». Но к этому Минсельхоз не имеет никакого отношения, – жестко констатировал депутат. - Если провести опрос среди руководителей малого и среднего бизнеса на предмет их поддержки из местного бюджета, могу с уверенностью сказать, что подавляющее большинство ответит отрицательно. А некоторые предприятия, такие как «Аквабур», «Байкал-Нордик», «Байкальская лесная компания» и многие другие лесоперерабатывающие хозяйства, выживают в упорной борьбе с правительством, с департаментом Александра Чепика. При такой политике в республике скоро закроются последние предприятия. Думаю, что молча сидящие в этом зале со мной согласятся.

Сидящие в зале, действительно, ошарашенно молчали

- Несмотря что создано Министерство промышленности и торговли, сегодня наши показатели считаются, как раньше поголовье коров и овец на БАМе: было 10, стало 20, у нас показатели стали 200%, - перешел к другой проблеме Тулохонов. - На самом деле, если мы будем считать по валовому объему внутренней продукции, мы обгоним разве что Тыву. Статистика - вещь лукавая.

Депутат припомнил, что правительство, как и прежде, сохраняет практику заказа дорогостоящих эколого-экономических проектов зарубежным и московским фирмам, которые ни разу не бывали на Байкале.

- Как тут не вспомнить о «Кримсоне» и коррупции? – напомнил оратор.

Иркутяне нас обманывают

Как ученый, депутат не смог промолчать о наболевшей проблеме обмеления Байкала. Оказывается, на всем побережье озера нет ни одного водомерного пункта.

- Неужели в Бурятии не найдется миллиона рублей, чтобы поставить хоть один водомерный пункт. По заказу правительства мы готовы немедленно это сделать. Все официальные данные мы получаем с иркутской стороны, заинтересованной в увеличении производства электроэнергии. Они нас элементарно обманывают, – эмоционально подчеркнул академик Тулохонов. - Сократили «Байкалводресурсы», которые регулировали водный баланс в бассейне Байкала, и подчинили его аж Красноярску. Между тем в условиях наступающего водного дефицита в Китае и интенсивно развивающейся экономики Монголия в ближайшее время начнет строительство водохранилищ на Селенге. Это будет полная катастрофа для нас и для Байкала.

Попенял Тулохонов и на то, что многие вопросы руководством республики решаются в тиши кабинетов.

- Кулуарно принимались решения о загранкомандировках и даже о кандидатах на пост президента республики, – заметил депутат.

Два других кандидата сидели в этом же зале. Петр Носков и вовсе по соседству с бывшим кандидатом-«конкурентом» Наговицыным. В завершение своего выступления Арнольд Тулохонов подчеркнул, что более непрофессионального Минсельхоза в Бурятии еще не было. Также депутат высказался о том, о чем не осмелились сказать другие.

- В отчете Наговицына хотел бы услышать несколько добрых слов в адрес первого президента Бурятии. Ведь при нем были заложены многие сегодняшние достижения, – упрекнул в конце Тулохонов.

Господам не товарищ

Затем Сергей Будажапов попросил дать слово Мархаеву, ссылаясь на малочисленность фракции коммунистов в Хурале. Но опять последовали выступления «единороссов» - ректоров всех четырех вузов Бурятии и лидера «жириновцев» Игоря Бобкова. Критично из них выступил только ректор БГУ Степан Калмыков.

- Как многолетний депутат, я замечаю, что Народный Хурал превращается в орган, обслуживающий исполнительную власть. Надо менять эту практику как руководителю Хурала, так и председателям комитетов, – возмутился Калмыков, – идет отторжение власти от населения.

Словно в доказательство этих слов последовал скандал, когда депутаты дважды проголосовали против предоставления слова старшему коллеге – депутату Госдумы Мархаеву. По рядам прокатился возмущенный ропот – впервые в истории парламента Бурятии депутату Госдумы отказывали в слове.

- Извините, но вы не депутат Хурала. Вы приглашенный депутат Госдумы. Сядьте, господин Мархаев! – сказал Матвей Гершевич.

- Товарищ Мархаев! – поправил спикера депутат Госдумы и все же направился к трибуне.

- Народ Бурятии ждал прямых и честных выборов президента. Но, к сожалению, получилось то, что получилось! Спасибо! – кратко высказался Мархаев и вышел из зала под крики поддержки.

- Позор! – кричал помощник Мархаева Бато Багдаев. За это спикер попросил полицию вывести Багдаева из зала.

Только что принятое решение

Выступивший следом Сергей Будажапов, прежде всего, извинился за однопартийца Багдаева и озвучил решение рескома КПРФ.

- Конечно, все мы ждали всенародных выборов с 2003 года. Мы уже настроились на то, что в октябре пройдут прямые выборы. Меня уполномочили сказать, что фракция будет против назначения Наговицына, – начал Будажапов.

Ожидавшие такого решения от оппозиции, присутствующие скучающе слушали, как Будажапов вспоминает историю. Он выяснил, что Наговицын – тринадцатый глава республики и третий по счету как назначенец. В последний раз, по словам Будажапова, в Бурятию руководителя послали сверху в 1937 году.

- А Наговицын сегодня уже наш. Мне импонируют его способность работать, привлекать молодежь, гибкая национальная полтика…И только что нашей фракцией принято решение голосовать… свободно! – неожиданно закончил Сергей Будажапов.

- Народ Бурятии опасался, как бы Вячеслав Владимирович не покинул республику, не уехал на повышение в федеральное правительство, – резюмировал все выступления Матвей Гершевич и призвал голосовать.

В перерыве для голосования Будажапов отдельно объяснил журналистам, что бюро рескома, как политический орган, решает голосовать против, но фракция тоже имеет право, в зависимости от ситуации, голосовать свободно.

По результатам выяснилось, что голосовало 58 депутатов. Трое высказались против, один бюллетень оказался испорчен.

Фото Марка Агнора

Автор: Андрей Ян

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях