Чтобы полностью понять значение горы Кайлас, нужно рассматривать ее не только в контексте культуры, истории или географии, но и прежде всего, увидеть ее глазами паломника
Как Земля совершает оборот вокруг солнца, дающего ей жизнь, так и паломники, приезжающие в Тибет совершают обход (кору) вокруг священной горы Кайлас, которая является священной для четырех религий. Буддисты-паломники верят, что прошедший 108 кор вокруг Кайласа переродится в Чистых Землях на небесах.
Божественная сила этой горы столь значима, что очищает карму и стирает все причины, которые могли бы привести к рождению в низших мирах, среди животных и людей. Делая обход (кору) вокруг святыни можно встретить паломников, которые совершают простирание от самой Лхасы. По утверждению тибетцев такое паломничество длится до трех лет.
Индусы, приезжающие к Кайласу, также стремятся совершить обход вокруг горы, Кайлас. Однако для большинства из них это становится невозможным. Холод и высота являются жестким испытанием для жителей теплого климата. Поэтому, чаще всего, можно видеть, как паломники из Индии, Непала и других стран совершают поклонение белоснежному лику Кайласа в поселке Дарчене.
Многие из них делают попытку совершить ритуальный обход но обычно это успехом не заканчивается. Вот и на этот раз нам встретилась группа паломников из Индии и Сингапура, идущая в обратном направлении; не пройдя основной коры, они двигались в обратном направлении против солнца как паломники религии Бон. Они были печальны и подавлены. Кора для двоих участников группы оказалась смертельной, они погибли, попав в снежную бурю, не пройдя перевал.
Тибетцы, к непогоде привычны, чаще всего спят под открытым небом, накрывшись ячьей шкурой. Паломники из других стран и туристы по дороге останавливаются в гостевых домах (гест хаусах), или в палатках, которые вместе с другим грузом перевозят яки или же несут носильщики (шерпы).
Некоторые тибетцы проходят весь путь за один день, для них как горных жителей - это несложно, а вот европейцам приходиться адаптироваться к высокогорью не один день.
Это связано с тем, что некоторая часть людей генетически не имеет возможности адаптации к высотам уже порядка 2500 м. Причина - это отсутствие генов, отвечающих за синтез дыхательных ферментов, без которых невозможен транспорт кислорода в самый главный орган – мозг, и неправильная адаптация к высокогорью в этом случае приводит к тяжелым последствиям.
Лучше всего использовать метод «ступенчатой» акклиматизации. В этом случае акклиматизация является результатом относительно длительного промежутка времени, этот метод наиболее эффективен во всех отношениях, о чем и говорят результаты нашей экспедиции.
Утром, совершив поклонение белоснежной вершине в Дарчене, наша экспедиция в составе 8 человек- паломников начала Кору, протяженностью 53 км на высоте от 4800 м 5600 м обычной продолжительностью в 3 дня. Все точки маршрута, с которых открывается вид на Кайлас, отмечены молитвенными флагами и чортенами – кладки из камней и черепов яка с выбитыми на них священными мантрами. Тропа поворачивает с запада на юг и ведет по долине реки Ла Чу.
Здесь Кайлас открывается до самого подножья. Рядом с флагштоком (Тарпоче) находится плато – место небесного погребения 84 махасиддхов и отпечаток стопы Миларепы. (В буддизме достижение сознания Будды доказывается на деле – если ты познал, что мир – иллюзия, то можешь не считаться с законами материи и демонстрировать единую природу всех вещей, пример тому, феномен нетленного тела Пандита Хамбо-ламы XII Даши-Доржо Итигэлова, одного из выдающихся буддийских подвижников XX века и бурятского религиозного деятеля, ) Напротив – монастырь Чуку, посвященный основателю тибетского буддизма Падме Самбхаве (Гуру Римпоче).
Двигаясь далее на юг, открывается западное ребро Кайласа и гора Гуру Римпоче. На слиянии трех притоков Ла Чу стоит храм Дирапук – храм рога самки яка, символизирующую божество ваджры. По легенде лама Гурва Готтсанг Па из Бутана, шел вслед за ячихой и так открыл путь через перевал Долма Ла, по которому сейчас и следуют все паломники.
В скале во внутренней пещере монастыря есть отпечаток ее рога. Монастырь пристроен к пещере, где медитировал великий йог Тибета Миларепа. Напротив монастыря – северная стена Кайласа. И самая на мой взгляд красивая панорама Кайласа. Вокруг Монастыря расположены множество ступ.
Далее дорога поднимается к перевалу и проходит через место, где тибетцы оставляют свою старую одежду в знак очищения от грехов и символической смерти, когда душа сбрасывает одежду -тело, она свободна и устремляется в новую жизнь. Здесь же еще один отпечаток стоп великого йога Тибета – Миларепы.
И вот он Перевал Долма Ла – высшая точка коры (5600м), По буддистским канонам Долма – имя Тары – богини-заступницы, родившейся из слезы Будды сострадания Аволокитешвары. Поднявшись на перевал, все участники экспедиции поздравили с 70 летним юбилеем Чимитцыренова Цыбик-Доржи Очировича нашего земляка из с Кижинга как самого пожилого человека из Бурятии и возможно (Р. Ф.) совершившего кору вокруг горы Кайлас на перевале Долма Ла, с высшей точкой коры (5600м).
На перевале паломники, развесив молитвенные флаги, с именами близких, молятся о новой чистой и счастливой и жизни! Теперь каждому дана возможность начать новую жизнь, ибо все ошибки вам прощены, и вы стоите пред чистым листом бумаги. На спуске с перевала расположено озеро Гаури Кунд Тибетцы зовут это озеро Тукже Тсо, что означает озеро Благодарности.
Последний монастырь на пути к Дарчену – Зутрул Пук, что в переводе означает «пещера чудес». Здесь Миларепа, соревнуясь с ламой Бон Наро Бон-чунг, выиграл мистический поединок. Дорога снова выводит в широкую долину, разделяющую массив Кайласа и озеро Манасаровар, и в Дарчене замыкается священный путь, ведущий к освобождению. Кора завершается.
Дерзайте вперед!!!! Время не ждет!!!
В 21 веке Тибет все так же полон тайн и загадок и притягивает к себе множество паломников и любопытных туристов из многих стран и все также остается труднодоступен и попасть сюда очень непросто. Это единственная закрытая для свободного посещения территория в Мире.
Фото автора
Досуг
5900