Изменения в структуре и объёмах железнодорожных перевозок, произошедшие в течение последних лет, стали причиной значительного повышения загрузки инфраструктуры
Это привело к исчерпанию резервов пропускной способности на основных направлениях сети: на Транссибе, БАМе, полигонах от Кузбасса в Центральный и Южный регионы, через Урал на Северо-Запад, а также на подходах к портам. При этом дефицит пропускной способности БАМа приблизился к критическим значениям. ИА REGNUM передает, что такое мнение высказал заведующий лабораторией анализа и прогнозирования транспортно-логистических систем Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Юий Щербанин в ходе прошедших на днях слушаний в Общественной палате России, посвященных государственной поддержке развития БАМа и Транссибирской магистрали.
В настоящее время на железнодорожной сети существует более 6 тыс. км так называемых "узких мест", и при сохранении объёмов недофинансирования инфраструктуры на прежнем уровне, их протяжённость к 2015 году может превысить 13 тыс. км. По мнению экспертов, следует рассмотреть возможность и необходимость реализации инвестиций на развитие БАМа, пропускная способность которого по ряду направлений достигает предельных значений. Так, практически исчерпана провозная способность по направлению Тайшет - Тында - Комсомольск-на-Амуре, которая составляет около 10 млн тонн грузов в год. К 2015 году по сравнению с 2011 годом протяжённость участков БАМа с дефицитом пропускной способности может увеличиться на 3,3 тысячи км и составить около 3,9 тыс. км. Наибольший дефицит - до 16 пар поездов в сутки - ожидается на участках Новая Чара - Таксимо и Киренга - Лена Восточная.
Тенденция к росту объёмов перевозок сохраняется на протяжении ряда лет. В целом по России к 2014 году ожидается рост грузооборота на железнодорожном транспорте на 15% примерно до 1,4 млрд тонн. При этом объём перевозок грузов по БАМу в 2011 году составил 70,4 млн тонн, что на 4,5% или 3 млн тонн больше по сравнению с 2010 годом.
Вместе с тем, как подчёркивают специалисты, увеличение интенсивности использования магистральной инфраструктуры происходит на фоне её продолжающегося старения. На сегодняшний день отслужили свой срок или требуют капитального ремонта более 20% путей, 50% контактной сети, 20% стрелочных переводов.
По мнению участников слушаний, очевидно, что в целях создания благоприятных транспортных условий развития Дальнего Востока и Восточной Сибири требуется коренная модернизация и реконструкция БАМа, а также активное расширение железнодорожной сети указанных регионов, требующая значительных инвестиций. В противном случае, железнодорожная сеть не справится с дополнительными объёмами грузов. Одним из последствий такого развития ситуации станет рост упущенной выгоды от неиспользованного транзитного потенциала для российской экономики.
Фото из архива
Бизнес
2748