Закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» вступит в силу с будущей осени. Пока он доставит головной боли лишь взрослым
Новый закон призван оградить неокрепшую детскую психику от травмирующего воздействия негативной и, способной развить порочные наклонности, информации. Эта проблема стала особенно актуальной в последние годы, когда дети все больше подвергаются воздействию через компьютерные игры, мобильную связь, Интернет. Все больше в сети появляется роликов с жестокими детскими «забавами».
Отныне в России законом вводится само понятие информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей. К таковой относится порнографическая, а также информация, побуждающая к совершению действий, представляющих угрозу жизни и здоровью, способная вызвать желание употребить наркотические, психотропные и иные одурманивающие вещества, отрицающая семейные ценности, обосновывающая допустимость насилия или жестокости, содержащая нецензурную брань.
В частности, закон ограничит оборот информации, содержащей описания жестокости, насилия, катастроф, изображения половых отношений.
Виды информации
Теперь информацию закон делит на 2 основных вида:
1. Запрещенная к размещению. Это информация, вызывающая у детей страх, панику, а также оправдывающая насилие и противоправное поведение, в том числе информация, побуждающая к действиям, представляющим угрозу их жизни и здоровью, провоцирующая детей на суицид.
2. Информация, распространение которой ограничено возрастной категорией ее потребителей, которые сформированы по четырем возрастным категориям: «до 6-ти лет», «с 6-ти лет», «с 12-ти лет», «с 16-ти лет».
Классифицировать свою информационную продукцию должны производители и распространители с привлечением экспертов. При проведении классификации оценке подлежат, в том числе, тематика, жанр, содержание, художественное оформление, особенности восприятия информации детьми определенной возрастной категории, вероятность причинения содержащейся информацией вреда здоровью и развитию детей. Соответствующие сведения должны содержаться в сопроводительных документах к информационной продукции.
Кроме того, предупредительная маркировка (знак информационной продукции) должна размещаться на учебных пособиях, периодических изданиях, а также в виде текстового предупреждения об ограничении распространения перед началом трансляции теле- и радиопередач, демонстрации кино- и видео-продукции.
Определены требования к размещению знака информационной продукции, времени трансляции ограниченной в обороте информационной продукции, порядку распространения информации в сети Интернет.
Например, для детей, достигших 6 летнего возраста: допускается к обороту продукция, содержащая ненатуралистическое изображение или описание несчастного случая, аварии, ненасильственной смерти, но без демонстрации их последствий, которые могут вызвать у детей ужас, страх.
Дошкольникам разрешается просмотр видеопродукции, разрешенной детям, достигшим 12 лет, при условии нахождения рядом их родителей или иных законных представителей.
От 16 и старше
К обороту продукции, допускаемой для детей, достигших 16 лет, может быть отнесена информация о наркотиках, с указанием последствий их употребления, но без демонстрации применения. Обязательное условие – нужно выразить отрицательное или осуждающее отношение к потреблению наркотиков.
Также для подростков, достигших 16-летнего возраста, допускается информация, не эксплуатирующая интереса к сексуальным отношениям и не носящая оскорбительного характера при изображении или описании половых отношений между мужчиной и женщиной.
Сведения о том, какой возрастной категории несовершеннолетних разрешен тот или иной информационный продукт, должны указываться его производителем в сопроводительных документах. Информация о том, для какой возрастной категории рекомендован фильм, спектакль или другой продукт, должна быть размещена на афишах, рекламных объявлениях, входных билетах.
Перед демонстрацией зрелищного продукта, разрешенного для ограниченной возрастной категории, должно производиться звуковое оповещение о недопустимости присутствия детей определенной возрастной категории.
Информация о том, кому не рекомендован просмотр того или иного фильма, указывается в прокатном удостоверении - разрешительном документе на прокат фильма, а также в свидетельстве о регистрации в качестве средства массовой информации любого периодического издания.
Защитные барьеры
Новый закон вводит и ограничения по времени демонстрации теле, видео продукции ограниченного оборота: с 4 часов до 23 часов и с 7 часов до 21 часа. Но эти ограничения не распространяются на каналы, подключаемые на платной основе. То есть, каждый родитель сам определяет - какая информация будет доступна его ребенку.
Введены защитные барьеры к печатной продукции: первая и последняя страницы газет, журналов не должны содержать информацию, причиняющую вред здоровью ребенка.
Информация, запрещенная для детей, не должна распространяться в образовательных, медицинских учреждениях, а также учреждениях культуры и не может размещаться на расстоянии менее чем 100 метров от их зданий.
Что касается ограничения доступа детей к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, то здесь такая обязанность возлагается на операторов связи, оказывающих данные услуги. Закон требует от них применять технические, программно-аппаратные средства защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью.
А судьи кто?
Контролировать исполнение этого закона будут сразу несколько ведомств. За соответствием информационной продукции (предупреждения) новому закону будет Роспотребнадзор.
Министерство культуры России должно определить порядок размещения знака информпродукции и (или) текстового предупреждения об ограничении ее распространения перед началом демонстрации фильма при кино- и видеообслуживании.
Более того, Министерство культуры будет надзирать и контролировать оборот аудиовизуальной информпродукции на любых видах носителей, а также информпродукции, распространяемой посредством зрелищных мероприятий.
От Роскомнадзора будут назначаться экспертизы продукции в целях обеспечения информбезопасности детей. Это же ведомство аккредитует экспертов и экспертные организации для проведения экспертизы и ведет их реестр.
Рособрнадзор будет следить за образовательными учреждениями и научными организациями. Точнее за их информпродукции, используемой в образовательном процессе.
Минкомсвязи России определяет порядок проведения экспертизы, возмещения связанных с ней расходов, правила размещения знака информпродукции и (или) текстового предупреждения об ограничении ее распространения перед началом трансляции телепрограммы или передачи, требования к административным и организационным мерам, к техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей.
Закон допускает и возможность общественного контроля в указанной сфере. Если общественной организации покажется что-то несоответствующим новому закону, она вправе обращаться в уполномоченный орган для проведения экспертизы информационной продукции.
Пока чиновники Бурятии еще не готовы комментировать новый закон.
Как применить?
У производителей информпродуктов больше всего вопросов вызывает механизм применения нового закона.
- Кто будет контролировать социальные сети, безумно популярные у детей? А YouTube, где миллионы людей размещают сотни роликов в день? – задается вопросом программист Денис Ванчиков.
закон придется дорабатывать, в противном случае он просто не сможет применяться на практике.
Правда, один из авторов закона, председатель комитета Госдумы РФ по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина заметила, что этот закон может не действовать применительно к Интернету.
- В связи с тем, что до сих пор нет единого технического регламента или поправки в закон, регулирующего маркировку и фильтрацию веб-сайтов, закон может не вступить в силу применительно к интернету, - сообщила Мизулина.
Фото: www.vashaibolit.ru
Общество
2371