Тут трудно определить, чей это триумф? Триумф режиссера и его команды. Триумф театра?
С позиции маркетинга, наверное, больше театра. Как когда-то в 2006 году объединенные из двух разных коллективов театр «Байкал» выдал свое гениальное творение «Угайм Сулдэ», так и обновленный Бурятский театр драмы создал наконец-то свой шедевр.
Это ответ на мучивший много времени вопрос: «что нужно зрителю?» и как не опуститься до дешевых комедий и неактуального эпатажа в духе 90-х.
Сегодня для театров с постоянными расходами на поддержание своей инфраструктуры и многочисленного коллектива актеров просто необходимы кассовые вещи, как и для киноиндустрии. И при этом это должно оставаться искусством, желательно высоким. Звание храма искусства еще никто не отменял.
«Турандот» - это, как говорится, нечто (о его сюжете можно почитать в википедии). То, что можно назвать одним из ярких моментов в жизни активного потребителя культурных продуктов. Это погружение в другую реальность. В реальность карнавала-сказки. Пьеса, несмотря на свою давность написания славным Карло Гоцци в 18 веке, благодаря частым режиссерским вкраплениям, так крепко связана с современностью.
Здесь на фоне крайне зловещих и пафосных атрибутов смерти нет месту никакой серьезности. Будто ее приговорили. Вместо этого бесконечный драйв. Торжество смеха. И, наконец, торжество той самой Любви.
Принцесса Турандот, за которую слаживали головы один за другим женихи, в исполнении молодой актрисы Людмилы Тугутовой – это уникальный образ взбесившейся эмо-девочки, пребывающей в настроении меланхоличного садизма и своего интеллектуального превосходства (можно назвать эту роль звездной в карьере актрисы).
Но в пресловутой войне полов побеждает мужчина, потерявший голову от любви к Турандот и не знающий цены своей жизни, но при этом с хорошо работающим мозгом. Если он, обнищавший принц Калаф, не ответит на все три вопроса Турандот, то не то, что ему не стать счастливым отцом семейства, но придется добавить свою голову, как экспонат в обширную коллекцию черепов предыдущих незадачливых цесаревичей.
В шахматных комбинациях жизни, а точнее в битвах разума в духе «Что? Где? Когда?» главного героя принца Калафа можно назвать здесь магистром. Ответы он находит быстро. Но ответит ли на его вопрос сама Турандот?
Картина была бы не полной. Без остальных людей в масках: Панталоне, Тарталья, Бригелла, Труфальдино чаша была бы наполовину пуста. Про таких говорят, что они «жгут на сцене». В какой-то момент в их последующих выходах на сцену зрители встречают их, как рок-звезд.
Так что, идти на спектакль стоит обязательно. Такое бывает редко, но метко, когда где-то рядом с нами расцветает настоящий лотос театрального искусства…
Климентий Федоров
Фото: вАжуре
Досуг
4518