10 вопросов бизнесмену, директору группы компаний «Домино» Дмитрию Путилину
Мне некогда скучать
- «Если ты хороший психолог, значит, у тебя было трудное детство»… Говорят, вы хороший психолог. Какое у вас было детство?
- Обычное - счастливое, пионерское. Я был старшим ребенком в семье, оттого к самостоятельности приучился рано. Вся моя жизнь виделась мне на тридцать лет вперед. Я знал, что, окончив школу, пойду в институт, в армию, буду работать, получу квартиру, куплю машину, дачу. Но в начале 90-х годов все изменилось. И в моей голове не укладывалось, как зарплата за месяц может быть равна стоимости килограмма колбасы? Тогда я впервые осознал, что хочу жить иначе.
- И что вы предприняли? Расскажите нам эту историю победы и восхождения…
- В школе не скажу, что я был хорошистом или отличником, скорее больше неисправимым троечником. Всегда мечтал попасть в «спортивный» класс. Задатки были, но троечники там были не нужны. И в класс меня не взяли. А может, пошел бы по спортивной стезе. Спорт до сих пор люблю.
Только после школы, поступив в академию культуры, почувствовал жажду к знаниям. Понял, что от того, как буду учиться, что-то зависит. Стал много читать и много заниматься. Прежде я послушно мирился с отказами, с тем, что существую в неком образе. Даже документы подал не на тот факультет, на который собирался. Только потому, что мне сказали, что троечников туда не берут. Но спустя два года, все же, перевелся туда, куда хотел. Сдал колоссальную разницу и впервые ощутил, что все в большей степени зависит от меня. Окончил академию с красным дипломом. Считаю, важно не то, где ты учился, а что ты умеешь и кто ты есть на самом деле.
- Вы – успешный бизнесмен: молодой, обеспеченный, умный, свободный. Почти принц на белом коне. Со стороны все «в шоколаде»…
- Думаете? Поверьте мне, материальная сторона не делает никого счастливее. Это иллюзия. Да, деньги дают определенную свободу. Для меня деньги не являются целью. Это промежуточный ресурс, который позволяет мне реализовываться.
Когда-то в детстве я поймал себя на мысли, что хочу заниматься только тем, что мне нравится. Не пойду никогда в торговлю. Потому что это не мое. Хотя понимаю, что там бы в материальном плане ушел еще дальше. Но творческая натура требует процесса созидания. Поэтому то, чем я руковожу, и является творческим производством. Создание рекламы приносит мне, прежде всего, внутреннее удовольствие. Более того, начав заниматься бизнесом, о деньгах думал в последнюю очередь.
Учась на 4-м курсе, придумал свой проект «Желтые страницы Улан-Удэ». Подстегивала мысль: «Мне 20 лет, а я еще ничего в жизни не сделал». Был момент, когда реализация проекта была под угрозой, а между тем я уже нес ответственность перед людьми. И страх подвести людей то и дело заставлял меня быть одновременно и директором, и бухгалтером, и менеджером, не думая о собственной выгоде. Передо мной была неизвестность: чем заниматься после окончания вуза? Я понимал, что люди без опыта нигде не нужны, и, будучи студентом, пытался устроиться на работу. Хотел работать почти бесплатно, только за возможность приобретать опыт, но в этом видели какой-то подвох. И на работу не брали. Тогда, собственно, и решил, что должен сам дать себе работу. Всё, что на сегодняшний день достигнуто, стало результатом этого решения. И умения перешагнуть через страх.
- «Если человек честно живет и трудится так, что те, кто зависит от него и привязан к нему, живут лучше благодаря тому, что он живет на свете, можно сказать, что такой человек преуспел в жизни». А часто приходится перешагивать через страх?
- Часто. Не за себя, а за близких - родителей, сына. Страх – отличный мотиватор. На тренингах для начинающих бизнесменов я делюсь мнением: когда вы в начале пути, считайте, что у вас ничего нет и вам нечего терять. Вы можете только получить негативный или позитивный опыт. И именно негативный опыт делает нас мудрее. Если в жизни ты ни разу не падал, ты не сможешь стать мудрым. Поэтому родители, старающиеся оградить ребенка от всех проблем, оказывают ему плохую услугу.
- Кое-кто видит в вас «гламурного» человека. Это определение льстит вам или, напротив, неприятно?
- Вообще я плохо понимаю, что такое «гламурный» применительно ко мне. Мой внешний вид – следствие здорового образа жизни. Я вырос в семье, далекой от гламура. Мама у меня учительница, отец – инженер, проработавший всю жизнь в сфере ЖКХ. Учась в 11 классе, помнится, заработал 50 рублей, сдав в пункт приема стеклотары собранные бутылки. Гламурно? В студенчестве работал проводником. Профессия не гламурная, но нам, студентам, казалась очень романтичной.
- Сегодня о вас ходит немало разных противоречивых слухов. Как вы к ним относитесь?
- Философски: никто никогда не бьет мертвую собаку. Это лишь подтверждает мнение моих близких о том, что я не от мира сего (улыбается). Нет плохих людей, есть конфликт интересов. По натуре я человек впечатлительный, но тратить свои эмоции на негатив у меня нет времени. Люди склонны придумывать то, что им хочется. Иногда это удивляет, иногда, не скрою, расстраивает. Да, я занимаюсь успешным бизнесом, а это предполагает наличие тех, кто не рад твоим успехам. Увы, это неизбежно сопутствует успеху. Да, мне приходится увольнять людей. И, возможно, кто-то из них обижен. Но либо ты растешь вместе с компанией, либо компания перерастает тебя.
- Ваш образ мог бы стать находкой для «глубокого» писателя. Вы - сочетание мажора и минора одновременно. «Человек в глянцевом футляре» кажется осторожным и внимательным наблюдателем. Так ли это?
- При первом знакомстве я произвожу впечатление молчаливого и неразговорчивого. Некоторые склонны преувеличивать, полагая, что в это время их изучают, наблюдают, проникают в глубину души и психотипа. Нет. Ценю в людях искренность, но понимаю, что открываться стоит не всем. Бывший друг может стать врагом. И это в моей жизни было. Поэтому к выбору друзей подхожу избирательно. Считаю, что если у тебя есть хотя бы один настоящий друг, это уже хорошо.
Рядом с искренним человеком чувствую ответное желание открыться. Ведь мы все существа социальные. Этим и объясняется успех социальных сетей на сегодняшний день. Мой самый близкий друг живет в другом городе, в бизнесе мы партнеры. Излить душу… Я вообще стараюсь не жаловаться. Считаю, что это усугубляет ситуацию. Стараюсь собой управлять.
- Похоже, что вы деликатный и умный человек. Но, по мнению Черчилля, таким нечего делать в политике. Вы собираетесь идти в политику?
- Возможно, приду к этому. Бизнес учит быть тактиком, стратегом и игроком одновременно. К тому же обладаю нужной долей агрессивности. Без этого работать в условиях жесткой конкуренции было бы сложно. Моя агрессивность проявляется как раз в том, что я буду делать все, чтобы ценный специалист пришел работать именно ко мне. Буду предлагать ему лучшие условия и зарплату. Считаю, что человек в состоянии комфорта останавливается в своем развитии. Политика не напрасно оценивается многими, как грязное дело. Идти туда и быть там белой вороной – это дискомфорт. Но именно это состояние лучшее для развития. Мое глубокое убеждение, что человек всегда должен находиться в состоянии дискомфорта. И идти вперед. И когда он достигает цели, наградой ему служит победа. И так всегда. Это постоянный процесс, без которого скучно жить. Но любой ценой в политику я не пойду.
- А вам скучно жить?
- Нет. Мне некогда скучать. Порой фонтанирую идеями настолько, что жаль тратить время на сон. Моя неудовлетворенность результатом, конечно, не всем сотрудникам нравится. Чувствую недостаток деловой активности, нехватку квалифицированных кадров. И тогда у меня бывает ощущение, что мог бы, ради того, чтобы раздвинуть горизонты, пойти работать на, скажем, крупную федеральную компанию, как наемный работник. Мне не столько скучно, сколько тесно. Просто я – человек действия.
- Буддисты говорят: нельзя привязываться к результату. А вы могли бы все взять и… отпустить?
- По сути, так и делаю. Каждый проект я веду лишь какое-то время. А потом отхожу от дел, давая свободу действия своим менеджерам. Не держусь ни за что по принципу: не отпущу, пока все не выжму. У меня к деньгам отношение… атрофированное. Потребности в жизни у меня, несмотря на то что «всё в шоколаде», минимальные. С деньгами я расстаюсь легко, потому что имею убеждение, что в этом случае они легко возвращаются. Когда человек занимается любимым делом, успех и деньги приходят сами собой. Ничего не получится у того, кто, прежде всего, думает о деньгах. Конечно, начиная проект, оцениваю затраты и отдачу, но никогда не отказываюсь от проектов с низкой рентабельностью, если они мне интересны и могут стать делом для души.
Досуг
5237