буддизм
5959

Лама, привезший в Бурятию мировую святыню

В Бурятии почтили память ламы, привезшего мировую святыню

История появления в Бурятии мировой святыни, считающейся прижизненным скульптурным портретом Будды, до сих пор окутана тайнами и легендами. 3 июня на родине ламы, сумевшего вывезти Зандан Жуу из Китая, провели большой праздник.

В Еравне об этом уникальном ламе ходят самые разные притчи. В памяти земляков он остался под именами Эрдэнийн Соржо-лама. На его малой родине старожилы говорят, что ламу иногда называли Муухайн Гомбо Соржо. Муухай - прозвище отца.

мужик.jpg

Три разных пути

Старейшины села по рассказам своих родителей вспоминают, что в семье его отца было три сына и две дочери. Интересно, что все сыновья выбрали разные пути в жизни. Один стал известным ламой Эрдэнийн Соржо, второй - сильным шаманом Муухайн бoo. Третий выбрал светскую карьеру, став главой - Муухайн гулваа.

Герой нашей статьи родился приблизительно в середине XIX века в местности Тоонтой тyглэ, недалеко от нынешнего села Гонда. Старожилы говорят, что там есть старый колодец, предположительно принадлежавший семье великого ламы.

Будущий великий лама в детстве носил имя Гомбо-Соржо. Был шаловливым и энергичным ребенком. Почти до совершеннолетия помогал пасти скот отцу. Напрашивается вопрос – почему не отдали в хувараки в более раннем возрасте? Одна из притчей гласит, что однажды мимо Гомбо-Соржо проезжал сам Хамбо лама Чойнзон-Доржо Юролтуев. Увидев юношу, Хамбо лама попросил придержать своих коней и пропустить юношу вперед. Хотя по этикету преградить путь ламе до сих пор считается грехом. Удивленным попутчикам Хамбо лама пояснил, что видит в будущем этого юношу главным ламой Эгитуйского дацана.

В памяти земляков сохранилась песня, которую мальчиком напевал Эрдэнийн Соржо.

Унагшым дyрбэн туруунhаа

улаанхан дyлэн сасарна

ухаанхан зyрхэнэйм оеорhоо

отошын убдис сасарна.

Шэбшэгэрэйм дyрбэн

туруунhаа

Сэгээхэн дyлэн сасарна

Сээжэхэн зyрхэнэйм оеорhоо

Шэгэмуниин тарни сасарна.

Опасное путешествие

Ехать в начале XX в Китай все равно, что сейчас решиться ехать в охваченные войной исламские страны. Например, в Афганистан с целью спасти буддийские реликвии. Тогда в провинции Шаньдун вспыхнуло так называемое «боксерское» восстание против иностранцев, убивающих Китай опиумом и открывающих миссионерские школы. Помните эпизод из фильма Брюса Ли, где на парке написано: «Собакам и китайцам вход запрещен»? Это не выдумка режиссера. По воспоминаниям русских белоэмигрантов, в Шанхае есть такие постыдные эпизоды. При всей киношности сюжетов Брюса Ли они правдиво отражают период борьбы с иноземными захватчиками. Китайская молодежь объединялась в отряды смерти, чтобы обучаться единоборствам, тогда же с новой силой вспыхнула легенда о Шаолине и его воинах-монахах. Гонконг до сих пор успешно эксплуатирует эту тему на все лады.

 И все это движение против «заморских дъяволов» было овеяно магией: «боксеры»-ихэтуани верили, что обряды и тренировки помогут им достичь невероятного, бросались с голыми руками на пушки. Неудивительно, что иностранцы в Китае стали бояться выходить на улицу, а в европейских газетах начались истерика и призывы подавить «желтую угрозу» в зародыше. Кстати, именно тогда этот шаблон о желтой угрозе и распространился в сознании европейцев.

Для них тогда китайцы-ихэтуани были примерно тем же, чем Бен Ладен для западного мира. И точно так же несколько европейских держав, включая царскую Россию, объединились, чтобы наказать строптивую колонию. В подавлении восстания участвовало 8 стран. Было задействовано 54 000 солдат: 20 840 японских, 13 150 русских, 12 020 британских, 3 520 французских, 3 420 американских, 900 немецких, 80 итальянских и 75 австро-венгерских.

«Россия - недопустимо морально, и недопустимо даже из практического расчета, превзошла в своем расширении те необъятные границы, которыми она владела. Начав с 1895 года на Дальнем Востоке действовать заодно с европейскими странами, российское правительство не удержалось (1900) от постыдной посылки русского корпуса в Пекин для соучастия в подавлении китайского восстания: уже которое десятилетие Китай был слаб, в разломе, и все хищные державы наперебой пользовались этим», - писал Солженицын.

Но благодаря именно этому вмешательству царской России стало возможно путешествие в Китай нашего земляка Эрдэнийн Соржо-ламы.

Спасение святынь

В этой войне неизбежно происходило столкновение разных религиозных убеждений. И, как следствие, уничтожение бесценных святынь.

«Британский генерал-адъютант Ричард Бэрроу запросил моей санкции на уничтожение живописной пагоды из белого фарфора, стоявшей на гребне холма. Больше тысячи лет возвышалась она над окрестной равниной и выглядела свежо и нарядно, будто вчера построенная. Я был изумлен таким намерением, на мой взгляд, совершенно варварским, и ответил, что не дам согласия на взрыв столь замечательного сооружения, пока объединенные силы находятся под моей командой. Любопытствуя, однако, о том, каковы могут быть мотивы такого удивительного предприятия, я запросил об этом генерала Бэрроу.

 Ответ его был еще более удивителен, а именно, что если христиане не взорвут этот знаменитый китайский храм, то китайцы, которые разорили множество миссионерских церквей, заключат из этого, что их боги могущественнее, чем Бог христиан. В ходе последовавших за тем кратких переговоров я, продолжая настаивать на своем отказе, принял решение расформировать англо-американское соединение и на следующее утро отвести американскиe части в Пекин, после чего британское командование оказалось бы свободным в своих действиях.

Тем дело и окончилось; остается лишь добавить с сожалением, что не успели мы наутро вытянуться в походном марше, как британские саперы, уже заминировавшие пагоду, подорвали пороховой заряд, и знаменитый во всем мире архитектурный памятник погиб безвозвратно», - вспоминал американский генерал Уилсон.

И так обстояло дело по всему Китаю, особенно бесчинствовали захватчики в Пекине. Он был охвачен огнем пожаров, мародерством, насилием. Сгорело и было уничтожено огромное количество духовных сокровищ - древних свитков и статуэток, книг и картин, не говоря о храмах.

Как в этой ситуации бурятскому ламе удалось спасти от гибели Зандан Жуу, остается догадываться. Ведь она стояла в монастыре Сандан-сы - «Монастырь Сандалового Будды». Почему была так почитаема эта статуя? Существовало поверье: где находится Сандаловый Будда, там расцвет буддийской религии.

Классик бурятской литературы Батожабай в знаменитом романе «Похищенное счастье» описал появление Зандан Жуу в бурятских степях как похищение с элементами детектива.

«Обрывки сведений о самом похищении сохранились, и эти сведения более или менее достоверны, ибо поведал их мне в 1969 году известный русский востоковед Борис Иванович Панкратов, долгие годы (32 года, с 1916 по 1948 год) проведший в Китае», - писал востоковед и один из старейших русских буддистов В.М. Монтлевич.

Пользуясь суматохой

«Зимой 1901 года, после разгрома «боксерского» восстания, бурятские казаки, пользуясь суматохой и разрухой в городе и пожаром в самом монастыре, вывезли статую. Руководил операцией начальник русской почты Гомбоев. Статую положили на сани, укрыли соломой и рогожей и замаскировали провиантом и почтовым реквизитом. Всего было двое саней, статую везли на вторых, как бы грузовых, санях», - рассказывал Монтлевич.

Сейчас народная молва украсила те события множеством правдоподобных притчей. Например, по дороге в монгольских степях находилось много желающих оставить святыню в местных храмах. К тому же в Урге жил второй иерарх тибетского буддизма - Богдо-гэгэн.

- Духовенство многих крупных и знаменитых буддийских монастырей возмущалось тем, что мировую святыню везут в самый северный и далекий Эгитуйский дацан, - пересказывает слышанное от бабушки пенсионерка Янжима Гуруевна. - И в самом деле почему такую реликвию не отдали в резиденцию Хамбо ламы - в Тамчинский дацан?

Действительно, вопросов больше, чем ответов. И многие так и остались загадками. Говорили, что по прибытии статуи изготовили копию. Именно ее разместили в Эгитуйском дацане. А оригинал тщательно спрятали в сокровенном месте. Говорят также, что после подавления «боксерского» восстания в Еравну приезжали эксперты из Японии. Обнаружив копию, эксперты уехали разочарованные.

А благодарные земляки прославляли Соржо-ламу в таких песнях, как эта:

«Шара торгон дэгэл

хyлхэлзyyлжэ,

Шара торгон малгай

дэлбэлзyyлжэ,

Шаажан дэлбэгэр хyyргэ

ялалзуулжа,

Ябаhан соржо гэгээн

багша янзатай»

Арестант в музее

Еще одному спасению от разрушения святыни в годы воинствующего безбожия мы обязаны учителю Жабону. Именно он ночью вывез на полуторке статую в Антирелигиозный музей, ныне Одигитриевский собор.

«Люди, как ребенка, заворачивали Зандан Жуу в войлок, чтобы ему мягко было лежать в дороге. Обернули хадаками, кропили вслед молоком и горько плакали, - рассказывала покойная поэт Цырен-Дулма Дондогай. - Сам учитель Жабон вез святыню по ночам, по проселочным дорогам. За спасение такой реликвии ему грозила если не смерть, то тюрьма».

Сандаловый Будда до девяностых годов стоял в застекленном шкафу на втором этаже Одигитриевской церкви. Верующие сотрудники музея тайком поклонялись ему. А на родине великого ламы в 2002 году вознесся белоснежный субурган. С 2008 года стало традиционным проведение хурала у субургана и турнира «Эрын гурбан наадан». Организатор всех этих памятных мероприятий тоже Соржо-лама Диваажин-дугана Верхней Березовки, известный в республике Баир-лама Цыбиков.

- Вижу, что в вашем селе очень спокойно и хорошо, вы счастливые люди, потому что родились и живете на земле, где родился Соржо-лама. Он переродился в бога и свыше видит и благословляет вас всех, вы, его земляки, должны увековечить его память, писать о нем книгу, – обратился к гондинцам Хамбо лама Дамба Аюшеев.

Меня же больше всего мучает вопрос: почему именно Эрдэнийн Соржо-лама решил ехать в столь рискованное путешествие или почему выбрали именно его? Немного прояснили ситуацию рассказы старожилов и родственников о том, что он был жодчи-ламой. Видимо, был готов к встрече с магической силой ихэтуаней. Но это уже тема для другой статьи.

Фото www.ves.lv

Автор: Андрей Ян

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях