Село Бом в Мухоршибирском районе Бурятии могла постичь судьба многих малых пустеющих поселений. Школа, где учеников становилось все меньше и меньше, была на грани закрытия. «Не будет школы – не будет села. Не бывать этому!» - решили бомовские учителя и нашли выход
Жителям Бома надо дать медали только за то, что они умудрились сохранить родной язык и традиции в нелегких условиях чересполосного расселения. Редкое сейчас, к сожалению, явление - на переменах бомовские школьники вновь переходят на родной язык. На том же языке с ними общаются русские ребятишки. Привычно, думаем, они же выросли в этом селе.
- Не совсем. Не люблю это слово, но придется сказать. Это наши приемные дети, – поражает нас директор Бомовской школы Надежда Тагарова.
- Приемные? Так много? И так быстро выучили бурятский? – изумляемся мы.
Наше изумление никто не разделяет. Оказывается, в селе из почти 100 дворов 31 приемная семья. Из них 28 детей обучаются в школе, остальные малыши ходят в детсад. Первой стала семья Балдановых, взявшая на воспитание сразу четверых детей из детдомов. Другая бомовская семья Мухутаровых победила в республиканском конкурсе приемных семей.
- В нашей школе 16 работников, у половины приемные дети, – перечисляет фамилии коллег Надежда Бимбаевна и неожиданно признается: – У меня самой сын Коля. Фамилия у него Попов. Вы, наверное, его заметили, он в финал прошел.
Колю, действительно, невозможно было не заметить на районном конкурсе чтецов памяти поэта Цырендондока Жамсаранова. С таким чувством и дикцией мальчик прочел бурятские стихи - любой артист позавидует. Ему, как многим детям, достался денежный приз от совета бомовских старейшин.
Спасем школу
В дальнейшем разговоре выяснилось, что толчком к нынешней ситуации послужила тревога за судьбу родной школы. Ее ожидал статус малокомплектной и последующее закрытие. Учителя решили спасать село нестандартным методом. Кому как не профессиональным педагогам доверят приемных детей?
- Я пришла в детдом, еще не зная, кого буду брать. Коля, как увидел меня, сам подбежал и обнял. Как после этого ребенка отвергнешь? – вспоминает Надежда Бимбаевна. - Семь лет ему тогда было.
Городских детдомовцев отпускают в село на три дня на адаптацию в будущую семью. Коля сразу начал называть родителей Надежды Бимбаевны дедой и бабой.
- Через три дня я обязана была вернуть ребенка для осмотра врачом и сборов. Коля плакал: мама, мама, не оставляй меня! С трудом его убедили, что он должен в последний раз переночевать в детдоме. Потом воспитатели сказали, что он всю ночь не спал, с раннего утра ждал моего прихода, – вспоминает женщина, сама едва сдерживая слезы. – У него экзема сильная была в детдоме.
Здесь уже бабушка излечила болезнь народными средствами. Родители у меня пожилые, по-русски говорят плохо. Коля через месяц начал говорить на бурятском.
Семья чемпиона
Другая приемная семья оказалась не совсем обычной. Николаю Дамбиевичу Раднаеву и Марии Мархиевне Ширабон под 60 лет. Но сомнений у органов опеки не было. Ведь это родители чемпиона мира по самбо Дамбы Раднаева. Кроме него, еще трое уже взрослых детей. К их радости, в большой семье Раднаевых появились сразу два отхончика, брат и сестра Вася и Женя Перфильевы. Они называют новых родителей «эжыка» и «авака».
- Мы приехали в 2007 году. Меня удивила здешняя природа, деревьев казалось мало, – смущенно вспоминает ныне семиклассник Вася. – Был городским, а сейчас любую сельскую работу умею делать.
Его сестра Женя с улыбкой вспоминает, как впервые увидела вживую овец. В общении с ними явственно ощущается традиционное бурятское воспитание – скромность, сдержанность эмоций при разговоре с незнакомыми взрослыми.
- Я хотела взять девочку. Но мне сказали, есть девочка с братиком. Сначала я испугалась – вытянем ли двоих. Но как же разлучать родных людей? – вспоминает Мария Мархиевна. – А теперь жизни без них не представляю!
Безделье разрушительно
- Без обид для сотрудников детских домов хочу отметить, что там дети привыкают к иждивенческим настроениям. А безделье очень разрушительно влияет на ребенка. В селе же любой ребенок познает, что такое труд. Я сама выросла в деревне и не боюсь никакой работы, – говорит детский психолог Ольга Ламбарова. - Наилучшие условия для развития можно создать только в семье, где у ребенка есть обязанности, где приучают к самостоятельности, ответственности.
Наблюдения за бомовскими приемными семьями убедило, что только так и можно постепенно приучать детей к нормам самостоятельной жизни. Ведь практика показывает, что выпускники детдомов в первый год поголовно становятся должниками, потому что иногда не знают, как обращаться с квитанциями, оплачивать за свет, услуги ЖКХ. В Боме же скучать некогда ни взрослым, ни детям. Первое впечатление того, что бомовцы – народ особый, очень легкий на подъем, не обманывает.
- Автобуса школьного или клубного нет. И не надо. Все на личных автомобилях выезжают. Хоть куда, хоть на сурхарбан, хоть свалки убирать. У нас же ежегодно проходит Бомская рыбалка на близлежащем озере. Всем селом скинулись и купили свою юрту. И для детей познавательно, и есть где кормить своих артистов и спортсменов на выездных конкурсах. И спортзал мы решили построить сами методом народной стройки. Все-таки родина чемпиона мира, – рассказывает глава села Бом Александра Раднаева.
Детские психологи дружно соглашаются, что такие приёмные и патронатные семьи на сегодня – настоящий прорыв в заботе о детях, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Фото из архива семьи
Общество
3257