Вряд ли среди бурят, разбросанных по миру, найдется более яркая, загадочная и противоречивая фигура, нежели Баир Шагдарон. Блестящий пианист, лауреат международных конкурсов, с середины 90-х годов проживающий в Америке, гастролирующий во многих странах Европы и Азии, выступающий с лучшими симфоническими и камерными оркестрами. Его судьба столь же феерична, как и судьба его старшей сестры, композитора и пианистки Даримы Шагдарон, числящейся членом Союза композиторов России и Бурятии, но давно ставшей француженкой.
Годы заметно ослабили, а точнее сказать, почти полностью прервали связь Баира и Даримы Шагдарон с Бурятией. Оба они получили блестящее образование в Московской музыкальной школе им. Гнесиных и Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского в классе всемирно известной пианистки Татьяны Николаевой. Московская музыкальная школа им. Гнесиных не только престижна, она дает детям действительно элитарное образование, а класс пианисток Эсфиры Федорченко и Валерии Полуниной, у которых учились Баир и Дарима Шагдарон, – это кузница лауреатов всех мировых конкурсов. К этому остается добавить, что у легендарной Татьяны Николаевой Баир окончил не только консерватории, но и ассистентуру-стажировку, в которой проучился в 1981-1984 гг.
Если вы думаете, что на этом считать музыкальное образование можно законченным, то Баир Шагдарон так не думал. В 1990 г. он еще раз закончил консерваторию, но уже по классу композиции у великого профессора Альберта Лемана. Обязательно надо отметить, что Альберт Леман во второй половине ХХ века считался самым авторитетным педагогом по композиции после, разумеется, Дмитрия Шостаковича, воспитал целую плеяду не только российских, но и зарубежных композиторов и до самой смерти был бессменным заведующим кафедрой композиции Московской «консы».
И вот, уже завоевав звание лауреата сложного конкурса пианистов им. И.С. Баха в Лейпциге (Германия, 1980 г.) и лауреата конкурса пианистов в Мазара дель Валло (Италия, 1992 г.), Баир Шагдарон в том же 1992 году был удостоен почетного звания «Народный артист Республики Бурятия».
Я помню, как он впервые приехал в Улан-Удэ, обаятельным стройным юношей, с тонкими длинными пальцами, с серьезным взглядом из-под круглых очков, и с первого своего выступления покорил сердца горожан. Как солист и концертмейстер Бурятской государственной филармонии он с группой артистов объездил многие районы республики. Не все, конечно, только те, где в сельском клубе был хоть какой-то инструмент, не важно, рояль или пианино. Баир везде играл увлеченно и выразительно, и колхозники слушали его немного удивленно, но внимательно и почтительно, стараясь угомонить детишек, облепивших сцену.
В то время широко практиковались творческие встречи композиторов с сельскими слушателями, и Баир, как молодой композитор, никогда не отказывался аккомпанировать солистам оперного театра и филармонии в поездках по районам с такими мэтрами, как Бау Ямпилов, Жигжит Батуев, Сергей Манжигеев, Базыр Цырендашиев, Анатолий Андреев, Юрий Ирдынеев.
Среди бурятских артистов он как-то сразу стал «своим», с ним делились тайнами, обсуждали проблемы, старались узнать его «столичный» взгляд на творчество, на искусство вообще и даже на политику. И действительно, по тем временам взгляды Баира были передовыми и демократичными, он хотел чувствовать себя свободным и независимым, решать свою судьбу самостоятельно, а не по чьей-то указке. И это у него получилось. После блестящих конкурсных выступлений он стал приглашаться на зарубежные гастроли, ему предоставлялась возможность провести мастер-классы, общаться с известными музыкантами, «сильными мира сего». В 1996 г. он был приглашен на постоянную преподавательскую работу в университет г. Оттавы, штат Канзас, США, а с 2000 г. является профессором Аппалачинского государственного университета, штат Северная Каролина.
Помимо России и США, Баир выступал в Германии, Италии, Португалии, Бельгии, Монголии, Японии и многих других странах. Баир любит играть не только сольные программы, но и камерные ансамбли, а также концертировать с оркестрами разных составов.
Что ж, рано или поздно стремятся вернуться в те края, где зарыто их «тоонто», и хотя Баир Шагдарон родился в Москве, свое родиной он считает Забайкалье, Агинские степи. И когда отец предложил ему вместе съездить в родные края, он с радостью согласился. И уже, как говорится, сам Бог велел, чтобы он дал концерт в Бурятской филармонии, где Баир работал в молодые годы. Пусть не долго, но в его трудовой книжке есть штамп филармонии, а в душе - теплые воспоминания об улан-удэнских друзьях.
Землякам-агинцам, наверное, будет интересно узнать, что Шагдарону-старшему уже 90 лет, и он был в числе первых выпускников той знаменитой школы, которая нынче отмечает юбилей. Дашинима Шагдарович все такой же бодрый, прекрасно помнит своих одноклассников и с нетерпением ждет встречи с ними.
Остается добавить, что в Концертном зале филармонии 21 июня Баир Шагдарон сыграет свой любимый Итальянский концерт своего любимого И.С. Баха, 28 сонату Бетховена, Вторую сонату С. Рахманинова, пьесы Ф. Шопена. Не сомневаюсь, что публика заставит его играть на «бис».
Баир Дашинимаевич - прекрасный рассказчик, общается очень охотно и живо. Вероятно, нам удастся устроить его встречу с педагогами детских школ искусств, колледжа, академии, всеми любителями музыки. Непременно пройдут передачи по радио и телевидению, и, несмотря на то, что лето не лучшее время для концерта, я уверен, что выступление выдающегося пианиста будет достойным закрытием 74-го сезона филармонии.
В. Усович
Досуг
2785
Баир Шагдарон
21 июня в филармонии Баир Шагдарон сыграет свой любимый Итальянский концерт своего любимого И.С. Баха, 28 сонату Бетховена, Вторую сонату С. Рахманинова, пьесы Ф. Шопена