К осени эксперты прогнозируют социальное напряжение в стране
С 1 июля 2012 года жители Бурятии станут платить больше за тепло, горячую воду и услуги ЖКХ. И хотя решение о переносе увеличения тарифов с 1 января на середину года должно было утихомирить рост инфляции, экономисты уверены – цены подскочат на всё. По ожиданиям Министерства экономики Бурятии, инфляция в регионе после роста тарифов повыситься на 1-1,3% и к концу года выйдет на уровень 5%.
Однако аналитики считают, что рост тарифов больно ударит по карманам людей. А вступление России в ВТО ударит по и без того слабому сельскому хозяйству и малому предпринимательству Бурятии. К осени в республике может возникнуть социальное напряжение.
За что мы будем платить больше?
В этом году по кошелькам жителей Бурятии ударит повышение тарифов сразу на несколько видов услуг. Цена за киловатт электрической энергии с 1 июля 2012 года вырастет на 6%. Тепловая энергия также подорожает на 6%. Однако для потребителей г. Улан-Удэ тариф будет дополнительно повышен с 1 сентября.
В итоге с началом отопительного сезона улан-удэнцы будут платить на 12,52% больше, чем за ту же услугу в 2011 году. Республиканская служба по тарифам объясняет, что такой рост стоимости тепла вызван включением в тариф ОАО «ТГК-14» инвестиционной составляющей. Сюрпризом для улан-удэнцев может стать повышение стоимости за проезд в общественном транспорте.
В городской администрации пока не решили, когда повысить цену за проезд – с 1 июля или с 1 сентября. Это еще не все: жители Бурятии станут платить больше за коммунальные услуги. Холодное водоснабжение, водоотведение, утилизация твердых бытовых отходов с 1 июля увеличится на 6%, а с 1 сентября еще на 5%.
Перенос роста тарифов с начала года на лето федеральное правительство мотивировало сокращением инфляции в первом полугодии 2012 года. При этом Москва обещала, что такая практика станет постоянной. В России тарифы ежегодно будут повышать в середине года. Эксперты «Информ Полиса» считают, что такое нововведение, наоборот, обострит экономическую ситуацию в стране.
Сельское хозяйство, автопром и малое предпринимательство в опасности
С 1 сентября ситуация усугубится вступлением России в ВТО. И это несет в себе как выгоды, так и риски, о которых не раз предупреждали экономисты и эксперты. В числе положительных последствий: ВТО откроет для российских экспортеров зарубежные рынки. Это позволит снять ограничения на экспорт целого ряда российских товаров, пишут федеральные СМИ. Однако таких товаров в стране не так много. Отечественные компании, экспортирующие значительную долю производимой продукции, выиграют от снижения или отмены импортных пошлин другими членами ВТО, в том числе Евросоюзом.
Выгоду получают, прежде всего, экспортеры черных и цветных металлов, те же НЛМК, и «Северсталь», а также производители химической продукции. Однако, как оказалось, ратификация Россией соглашения по ВТО не принесет так много выгод, о которых говорят в правительстве. Потери экспортеров в 2,5 млрд. долларов никуда не исчезнут, потому что за снятие ограничений на других рынках России придется еще побороться. Оказалось, что ратификация Россией соглашений по ВТО приведет к автоматической отмене лишь 4 из 96 ограничительных мер, которые сейчас действуют в странах-членах организации, пришли к выводу в Министерстве экономического развития России.
А вот рисков для российской экономики со вступлением в ВТО гораздо больше. В первую очередь под удар попадут и без того недостаточно развитые отрасли: российский автопром, сельское хозяйство и банковская система. Минэкономразвития оценивало возможный ущерб для бюджета страны от снижения таможенных пошлин после вхождения в клуб в 230 – 240 млрд. рублей. Экономить на вывозе товаров Россия будет всего 2,5 млрд. рублей.
Мы опросили экспертов, как официальных, так и независимых. Их точки зрения на экономическую ситуацию и дальнейшие прогнозы диаметрально отличаются. Однако все были единодушны в том, что цены вырастут.
Зандра Сангадиев, заместитель мэра по экономическому развитию Улан-Удэ:
Ситуация под контролем. Только началась стабильная работа
- Говорить о том, что произойдет резкое изменение в экономике, не надо. Волна кризиса 2008 года закончилась, и только началась стабильная работа. Нет ничего страшного в том, что тарифы поднимутся на 6%. Их и так сдерживали полтора года.
Мы очень долго сдерживали тарифы на транспорт, и у наших людей возникало немного иждивенческое настроение. Говоря чисто экономически, без эмоций, тарифы должны расти. Есть инфляция, а мы цены сдерживаем, начинаем отвлекать средства из бюджета и не решаем другие вопросы. Сейчас больше 50% бюджета идет на социальные выплаты и социальные проекты.
Резерв остается не таким большим. Там, где есть нефть и газ, денег, конечно, больше. Например, в декабре 2006 года «Норильский никель» перечислил в бюджет Красноярского края 10 млрд рублей. Куда их? Пять миллиардов на социальную сферу. А у нас весь бюджет Улан-Удэ чуть больше 6 млрд рублей.
Процесс остановить нельзя
Вступление в ВТО на наш регион сильного влияния не окажет. Единственное, с чем придется решать вопрос, - сельское хозяйство. У нас нет моногородов, где на 50% бюджет зависит от работы предприятия, а основная часть населения трудоустроена на единственном заводе. Мировой процесс идет, и мы не можем выпасть из него, хотим мы того или нет. Мы десятки лет шли к тому, чтобы вступить в ВТО, а если закроемся, вообще отстанем.
Благодаря скачку бюджет получил 750 млрд
На курс рубля влияет европейский кризис. Все начинают экономить, уменьшается потребление нефти и газа. Только за май потребление электроэнергии в Европе упало на один процент. Соответственно, падают продажи топлива. У нас, к сожалению, еще есть сырьевая зависимость, и мы не можем резко перестроиться. На курс рубля влияют несколько факторов: цена на нефть, инфляция, курс европейской и американской валюты, а дальше процентная ставка рефинансирования Центробанка.
Это четкая формула, которая придумана не одним человеком и работает десятки лет. Даже прошлые недельные колебания рубля не столь значительны. Есть определенный коридор в пределах пяти рублей, который контролируется Центробанком. Ситуация находится под контролем. Я думаю, в этом году с экономической ситуацией всё будет стабильно. У нас таких сумм нет, чтобы вздрагивать от каждого скачка на валютной бирже. Кроме того, бюджет России не проигрывает. Нефть мы продаём за доллары, а значит, получаем немного больше. Благодаря этому скачку российский бюджет получил сверху 700 – 750 млрд рублей.
Опаснее в этой ситуации, когда начинается паника. Но я думаю, что наши люди уже научены событиями последних лет. Есть пакет антикризисных мероприятий, если вдруг пойдет такой процесс. Но всё показывает, что таких макроэкономических показателей, которые бы предвещали об обвале, как это было в 2008 году, нет.
От цены на бензин зависит всё
Леонид Турбянов, общественный деятель, заместитель председателя правительства Бурятии (2000 - 2007 гг.):
- Говоря об экономике, нужно разделись ее на две части: внешнюю и внутреннюю.
О внешней
То, что рубль пошел вниз, особой роли в жизни людей не сыграет. Во многом на укреплении евро сказывается сезонный фактор. Большое количество людей планирует отдыхать летом в Европе. Так что удорожание евро, думаю, связано со спросом туристов. Надо искать того, кому выгодно ослабление рубля. Выгодно только экспортерам, тем, кто вывозит из страны сырье: нефть, газ, лес. На той стороне им платят долларами. Кроме того, приближается полугодие, начнутся налоговые платежи.
А их мы платим рублями, значит, выгодно, чтобы доллар был «хороший», а наши деньги подешевели.
Думаю, что с рублем никаких проблем не будет. Он как был, так и будет гулять в своих рамках. Скачок рубля в Бурятии особо ни на ком не отразится. Разве что на маленькой кучке людей, которые имеют миллионные доходы и держат свои деньги в долларах. Для них это хорошо. На остальных это никак не повлияет, кроме тех, кто не успел купить валюту для поездки за границу на отдых.
Нашему обывателю, который не едет никуда, а ограничится, к примеру, маршрутом Улан-Удэ – Баргузин – Курумкан, по большому счету без разницы. Многие даже не подозревают, что творится на этой спекулятивной бирже.
О внутренней
Людей больше интересует другое – повышение тарифов с 1 июля. Не секрет, что решение правительства о повышении тарифов не с 1 января, а с 1 июля было принято ради того, чтобы выборная кампания прошла мягко, особенно президентские выборы. Изменения россияне и жители Бурятии почувствуют на себе не сразу. На людях нововведение отразится в сентябре. Первые платежи пойдут в июле, когда большинство россиян будет в отпуске. А вот с сентября появятся счета за воду, тепло, когда все вернутся из отпусков без денег.
Повысятся тарифы на проезд в самолетах, поездах, автобусах. В сентябре произойдет социальное напряжение в силу того, что увеличатся семейно-бытовые расходы. Прежде всего, людей будет волновать повышение цен на электроэнергию, коммунальные услуги и, конечно же, топливо. Повышение цены на бензин хотя бы на один рубль сразу же отразится в торговле на 3 - 4 рубля.
Продовольствие начнет дорожать за счет удорожания бензина. При этом повышения зарплат пока никто не обещал, да и инфляцию никто не отменял. По году планируется 5 – 6%. Но это нам только говорят. В реальной жизни инфляция всегда выше.
Психологи говорят, что все социальные общественные проблемы возникают весной и осенью. Будет неприятно, если в осенний период соберутся все проблемы сразу – и личный кризис, и экономический.
Кризис цивилизации
Екатерина Цыренова, проректор ВСГУТУ, д.э.н., профессор, заслуженный работник высшей школы России:
Нас используют
- Глобальный финансовый кризис начался еще с 2008 года. Многие приходят к выводу, что это кризис цивилизации. 300 лет существовала рыночная экономика. Сейчас ее законы становятся непредсказуемыми. Сегодня тот период, когда мы должны говорить о пострыночной экономике.
Россия сейчас претерпевает серьезные изменения не в лучшую сторону – страна становится не просто сырьевой экономикой, а сырьевой колонией. Нас используют. Это очень страшное явление.
Еще один важный момент – правительство никогда не говорит о том, что происходит на самом деле. Существует громадная разница между тем, что мы декларируем, и тем, что мы реально осуществляем. Если бы не было этой большой разницы, тогда бы наша экономика ринулась вперед.
ВТО – серьезное потрясение
Весной инфляция резко подскочила, хотя официальная статистика называет цифры куда ниже. Но мы реально видим, что происходит с потребительской корзиной. По-моему, инфляция достигает уже уровня 10 – 11%. Число людей, живущих за чертой бедности, становится больше. Весь процент увеличения заработной платы съедает инфляция.
Каждое повышение пенсий хотя бы на один процент тут же приводит к росту цен на 3 - 4%. А если к этому добавится запланированный рост тарифов, мы получим страшные вещи. Иногда не понимаешь, как живут люди с низким доходом.
Вступление нашей страны в ВТО станет серьезным потрясением – сельское хозяйство и малый бизнес загнутся. Вроде бы деньги вкладываются, а на деле ничего не меняется.
Интересные изменения происходят на валютном рынке. То, что доллар растет по отношению к рублю, понятно. Но когда валюта находящейся в кризисе Европы начинает расти, это один из самых серьезных вопросов. Значит, Центробанк специально придумал такую систему, чтобы покупать как можно больше денег. А за счет этого повысить зарплату, пенсионные накопления, то есть обесценить деньги.
Я считаю, необходимо формировать научный мозг - серьезную базу ученых, экономистов, философов, экологов и создавать штаб по выходу из этой ситуации.
Происходящее сейчас приведет к полному обнищанию населения. Уже сейчас люди продают всё и едут из села в город. Но если в 30-е годы люди ехали, чтобы поднимать производство, сейчас они едут в никуда.
Кроме того, произошел кризис доверия между людьми, между населением и государством. Мы никогда не задумываемся о том, что являемся налогоплательщиками. Мы должны с них требовать, а мы все время просим. И при этом чувствуем себя должниками или обязанными.
Стабильное поведение - лучшее поведение в кризис
Вадим Егоров, председатель правления ОАО «БайкалБанк»:
- Курс рубля зависит от двух факторов: первое – это цена на нефть и второе - политика Центробанка России. Пока ни то, ни другое не дают оснований говорить о том, что в России что-нибудь может случиться в ближайшее время. Хотя нельзя отрицать тот факт, что экономика Запада сейчас находится не в лучшем положении, и как поведет себя дальше, пока не ясно.
Ни рост тарифов, ни вступление в ВТО на экономике России сейчас никак не отразятся. Тарифы повышаются несущественно, а если и повлияют, то не менее чем через полгода. Вступление в ВТО, скорее всего, повлияет на нас только через один-три года. Требования, которые должна выполнять Россия, не моментальные, а с рассрочкой до десяти лет.
Сейчас что-либо предпринимать не надо. Все, что можно было сделать, нужно было делать раньше, до падения рубля. Сейчас курс начал укрепляться, и перекидываться с одной валюты на другую бессмысленно. Стабильное поведение – лучшее поведение в любой кризис. Единственное, что можно выделить, – это золото. Оно в любой кризис сохраняет ликвидность, а его стоимость только растет.
С 1 июля подорожает:
Электроэнергия – на 6%
Тепловая энергия – на 6%
Коммунальные услуги – на 6%
С 1 сентября подорожает:
Тепловая энергия для Улан-Удэ – на 6,52%
Коммунальные услуги – на 5,9%
Фото: samlib.ru
Бизнес
3916