Общество
2417

Пенсионерка из Бурятии хочет учиться в китайском монастыре

Крупнейший в Азии женский институт буддизма начал прием учащихся-монахинь, в том числе иностранцев. Узнав об этом, несколько женщин из Бурятии подумывают об обучении в этом китайском монастыре

Институт «Ничжун» расположен в горах Утайшань. Под этим названием скрывается горный комплекс из пяти вершин. Отсюда и название, которое переводится как «гора пяти вершин». Это одна из четырех священных гор буддизма. До революции многие паломники из Бурятии ездили туда на поклонение, все больше там и современных паломников из России.

Но до поступления в женский монастырь еще не доходило. Сказывается и то, что в Бурятии женского монашества, в привычном большинству смысле, нет. По традиции, только женщина, полностью исполнившая свой женский и материнский долг, создавшая семью и вырастившая детей и внуков, принимала в старости обет «шабгансы».

- Я встретила резко отрицательное отношение к своему решению уехать на обучение в монастырь. Что родственники, что знакомые крутят пальцем у виска, – признается молодая пенсионерка Лыгжема. – Нашла еще несколько знакомых, которые не прочь пожить в монастыре. У них такая же ситуация. В Бурятии еще не привыкли к буддийским монахиням.

Поэтому она просит не называть ее фамилию. Зато Лыгжема подробно объяснила, как узнала о монастырском обучении в Китае.

- Я была в горах Утайшань во время командировки в Пекин. Всего 250 километров от него. Но словно попадаешь в древность. Волшебное место, где ощущаешь историю! Не зря сюда императоры поднимались, – вздыхает Лыгжема. – Жаль, что было мало времени на обстоятельное поклонение.

Это не наша традиция

За консультацией мы обратились к самой известной из немногочисленных монахинь Бурятии, известному ученому Ирине Урбанаевой.

- Желающие учиться в женских буддийских монастырях могут поехать в Индию. В Китае не наша традиция буддизма, – пояснила нам Ирина Сафроновна.

Оказалось, что Лыгжема уже была в Индии в паломническом туре. И мысль остаться там в одном из тибетских монастырей у нее была. Но знойный индийский климат не подошел нашей землячке, как и многим сибирякам. Гораздо лучше по состоянию здоровья Лыгжема ощущала себя в Северном Китае.

- К тому же там даже летом не так жарко, как в долинах Китая. Оказалось, что главная горная вершина возвышается на 3058 метров. Получается, что Утайшань имеет наибольшую высоту над уровнем моря в Северном Китае. За это гору называют «крышей Северного Китая», – рассказывает Лыгжема, – а зимой и вовсе, рассказывают, трещат почти сибирские морозы.

Более того, она не согласна с тем, что бурятским буддисткам не стоит учиться в китайских монастырях из-за другой традиции.

- Насколько я понимаю, в буддизме мирно уживаются все школы и традиции. Ибо буддийская мудрость гласит, что к одному храму могут вести несколько разных дорог. Истина не меняется, – считает Лыгжема.

Буддийский институт «Ничжун» в монастыре Пушоу, куда собирается поехать наша землячка, в этом году набирает 80 учащихся, в том числе иностранных граждан. Оговоримся сразу, принимают исключительно буддисток. В настоящее время в этом институте обучаются свыше одной тысячи человек.

- Больше всего привлекло то, что нет ограничений по национальности. Я написала туда письмо с просьбой уточнить требования к поступающим. Пока знаю, что есть ограничения по возрасту, физическому состоянию и уровню образования. Но я рано вышла на пенсию по выслуге лет в правоохранительных органах. Думаю, подойду по всем параметрам, – уверена Лыгжема.

Тем, кто еще колеблется, Лыгжема советует сначала съездить на фестиваль для любителей подъема на Утайшань. Он проводится ежегодно с 25 июля по 25 августа. Фестиваль неизменно сопровождается буддийскими ритуальными обрядами.

Легенда о горе Утайшань

Китайцы верят, что именно в этих горах был освящен ученик Шакьямуни – Будда Манджушри. Его часто изображают верхом на льве с мечом в руках. Манджушри является миру в образе паломников, монахов или в виде необычных пятицветных облаков.

Император Мин Ди (58 - 75 гг.) послал гонца в Индию за буддийскими текстами. Вернувшись на родину, он начал строить монастырь Белой лошади в Лояне, а на следующий год основал храм в горах Утайшань. Впоследствии было построено около 300 храмов, но большинство из них не дожили до наших дней.

Автор: Андрей Ян

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях