20 июня художественный руководитель и главный дирижер Бурятского академического театра оперы и балета (БГАТОиБ) им. Цыдынжапова Азат Максутов объявил о готовности провести «перезагрузку» отношений с коллективом театра, обвинившим его весной этого года в профессиональной некомпетентности
В конце прошлой недели Максутов, уволенный в начале мая по 278 статье Трудового кодекса, был восстановлен в должности художественного руководителя, а министерство культуры республики сообщило, что не будет оспаривать решение суда.
В театре не особенно верят в то, что у солистов и оркестрантов получится наладить отношения с восстановленным по суду худруком, а сам Азат Максутов не скрывает, что его судьба будет зависеть от того, сможет ли министр культуры Тимур Цыбиков сохранить свою должность в новом правительстве главы Бурятии Вячеслава Наговицына.
«Нашему театру в последнее время просто фатально не везет на художественных руководителей, – заявила «ФедералПресс» прославленная бурятская певица, народная артистка СССР Галина Шойдагбаева. – Большая ошибка, что наш театр превратился в полигон для начинающих дирижеров».
Народная артистка СССР не скрывала своих эмоций от известия о том, что в пятницу, 15 июня, Советский районный суд Улан-Удэ восстановил Азата Максутова в должности художественного руководителя и главного дирижера театра. Уже в понедельник приказ об этом подписал и.о. министра культуры Тимур Цыбиков, который пояснил, что минкульт республики не собирается оспаривать решение суда. «В настоящее время театр находится на гастролях в Иркутске, а впереди период отпусков, – пояснил Тимур Цыбиков. – Так что есть время подумать, чтобы осмыслить ситуацию».
Скандал вокруг увольнения Азата Максутова разразился в первых числах мая нынешнего года. Широкой публике стало об этом известно 4 мая, когда дирижера сначала пытались не пустить, а потом выдворить из помещения театра, где проходил концерт памяти композитора Юрия Ирдынеева. Накануне министерство культуры республики распространило сообщение об отстранении художественного руководителя театра от занимаемой должности по 278 статье Трудового кодекса РФ, которая дает возможность увольнять руководящего работника до истечения срока трудового договора и без объяснения причин.
«Принимая решение об увольнении, мы в первую очередь ориентировались на письма, которые поступали от солистов оперы и оркестрантов, – комментировал ситуацию с увольнением худрука театра Тимур Цыбиков. – Было выпущено большое количество спектаклей, которые расходились в оценке качества у министерства, у театральных критиков, а также у людей, принимающих решения в театре».
Восстановленный художественный руководитель театра в настоящее время удовлетворен тем, что ему удалось в суде доказать юридическую несостоятельность своего отстранения от должности. «Приказы о моем увольнении были составлены с очевидными нарушениями, – сообщил «ФедералПресс» Азат Максутов. – Непонятно, почему министерство культуры решило меня уволить с должности художественного руководителя по 278 статье Трудового кодекса, хотя я не являюсь руководителем театра. С приказом же об освобождении с должности главного дирижера, суд выяснил, что при его подготовке было сделано немало подделок».
В министерстве культуры Бурятии признали, что при составлении контрактов могли быть допущены юридические неточности, подчеркнув, что ведомство не случайно отказалось от попыток в судебном порядке оспорить восстановление Азата Максутова в должности художественного руководителя и главного дирижера БГАТОиБ. «Министерство культуры Бурятии по сути дела дает художественному руководителю второй шанс для того, чтобы он смог заново выстроить свои отношения с коллективом, – сообщила «ФедералПресс» пресс-секретарь ведомства Наталья Уланова, подчеркнув, что времени для этого у Азата Максутова, контракт с которым заканчивается 5 сентября, не так много. После гастролей в Иркутске труппа театра до 8 августа уйдет в отпуск.
Известно, что коллектив театра в прошлом году открыто конфликтовал с предыдущим художественным руководителем БГАТОиБ Антоном Лубченко. Молодому дирижеру и композитору из Санкт-Петербурга, приехавшему в Бурятию по рекомендации Министерства культуры России и с благословения Валерия Гергиева, вменялось вину хамское отношение к артистам, а также активное использование ненормативной лексики во время репетиционного процесса.
Впрочем, бурятские артисты никогда не ставили под сомнение высокую квалификацию Антона Лубченко, в то время как прошлый опыт творческой карьеры Азата Максутова у них почти сразу вызывал сомнения. Весной ряд не только ведущих, но и молодых исполнителей театра написали в адрес минкульта письмо, где сообщили, что Азат Максутов практически устранился от общения с солистами, а его манеру работу с оркестром назвали «механистичным дирижированием».
«До весны нам еще как-то удавалось удерживать артистов от негодования, объясняя, что молодому человеку необходимо время для того, чтобы проявить себя, – сообщила «ФедералПресс» руководитель оперно-режиссерского управления театра, народная артистка России Дарима Линховоин. – Но через полгода уже всем солистам стала очевидна его творческая беспомощность, а оркестранту не нужно особо труда, чтобы «раскусить» дирижера, поняв, что он просто не слышит фальши».
Интересно, что если в мае Азат Максутов объяснял свое увольнение тем, что им были выявлены факты нарушений в области финансов и трудовых отношений, то сегодня художественный руководитель бурятской оперы интерпретирует это как наказание за противодействие проекту постановки оперы Вагнера «Летучий голландец», которая включена в официальную программу «Года Германии в России». Этот масштабный спектакль, премьера которого должна состояться в октябре, осуществляется солистами Бурятского театра оперы и балета и иркутского симфонического оркестра при поддержке Министерства культуры РФ, а также Института Гёте. Постановку оперы на немецком языке, бюджет которой, по некоторым данным, оценивают в 3,5 млн рублей, осуществляет немецкий режиссер и продюсер Ханс-Йоахим Фрай.
«После восстановления в должности я вижу, что в театре начались активные репетиции оперы Вагнера, постановку которой я пытался блокировать, – заявил «ФедералПресс» Азат Максутов. – Но делал это я вполне сознательно, поскольку считаю, что наши исполнители не готовы к такому проекту».
Азат Максутов отверг обвинения в профессиональной некомпетентности, отметив, что свидетельством его профессиональных навыков является отработанные полтора сезона в Московском академическом музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. В то же время он заявил, что готов к «глубокой перезагрузке» отношений с коллективом театра. «Если мне не получится снова выстроить отношения с артистами, я готов уйти, – заявил «ФедералПресс» худрук, подчеркнув, что многое будет зависеть от того, какое правительство сформирует Вячеслав Наговицын, недавно вновь назначенный главой республики, и сможет ли там сохранить пост министра культуры Тимур Цыбиков.
Показательно, что личность исполняющего обязанности министра культуры в последнее время оказалась в центре общественного внимания. К списку недоброжелателей Тимура Цыбикова, где уже давно числятся местные коммунисты, добавились ряд деятелей культуры республики, написавших Вячеславу Наговицыну открытое письмо с критикой работы министра, а коллектив бурятского национального театра песни и танца «Байкал» вообще публично выступил против его переназначения на второй срок. На критику минкульт Бурятии отреагировал стремительно, распространив заявление, в котором были аргументированно отвергнуты выдвинутые обвинения, а в понедельник в поддержку Тимуры Цыбикова публично высказались руководители видных творческих коллективов республики.
В оперном театре не очень-то верят в то, что коллективу получится сработаться с восстановленным в должности Азатом Максутовым. Представители минкульта уверяли корреспондента «ФедералПресс» в том, что худрук, вместо того, чтобы управлять репетиционным процессом, активно занимался написанием докладных записок в различные инстанции. Теперь, по их словам, восстановившись в должности, Азат Максутов, вновь увлекшись эпистолярным жанром, потребовал увольнения с должности дирижера стремительно набирающего популярность альтиста Владимира Ткаченко, который смог себя хорошо проявить в нескольких удачных проектах.
«Театр явно поспешил в поисках нового художественного руководителя», – заявила «ФедералПресс» Дарима Линховоин, которая считает, что выходом из положения могла бы стать система, когда творческими вопросами развития занимался бы не только худрук, но и восстановленный художественный совет. Ранее ошибку с поспешным назначением худрука театра также признал Тимур Цыбиков, который утверждал до восстановления Азата Максутова, что минкульт «повременит с художественным руководителем».
В то же время народная артистка СССР Галина Шойдагбаева считает, что театру нужно заняться поиском человека, чей авторитет был бы непререкаем для исполнителей. «Для восстановления театра, который во время затянувшейся реконструкции потерял не только репертуар, декорации и костюмы, но и дисциплину, нужен опытный худрук и дирижер. В театре подрастает молодое поколение, которым нужны твердая рука мастера, который может что-то требовать от исполнителей. Но у нас нет времени на то, чтобы ждать, пока молодые люди научатся дирижировать», – подчеркнула в беседе с «ФедералПресс» певица.
Фото из архива.
Общество
1837