Общество
2695

Корреспондент infpol.ru поработал на тушении пожаров вместе с десантниками

Каждый очевидец лесных пожаров с опаской думает, как бы огонь не подобрался близко к домам. Немного понаблюдав, идет по своим делам с мыслями: «пожарники их потушат». Но нам невдомек, кто и как они это делают

 Любопытство натолкнуло меня на днях полететь на самолете АН-2 вместе с Сергеем Слепневым, летчиком-наблюдателем (лётнабом) за лесными пожарами, и разведать обстановку по районам.

Первым делом самолеты

Небольшим самолетом-«кукурузником» управляет экипаж из двух летчиков - Виктор Дягилев (58 лет) и 32-летний Александр Шебалин. Старший летчик вышел на пенсию еще в 1996 году, но из-за нехватки людей пришлось работать дальше. По его выражению, «приспичило» ему с товарищем учредить авиакомпанию под странным названием АК «ПАНХ». Как выяснилось, эта аббревиатура расшифровывается вполне по-русски: «применение авиации в народном хозяйстве».

в Кабанске.JPG

На обывательский вопрос, не боятся ли они летать, Виктор Альбертович шутит:

- Пусть лучше Сергей скажет, не боится ли он со мной летать. У меня 10 000 налетов на самолетах. Но больше нравится управлять «кукурузником». Раньше летал на АН-24, АН-26 - боинги меня не прельщают.

АН-2 - старый самолет, 1986 года выпуска. Виктор также управляет новеньким (2011 г.) четырехместным самолетиком B2006А, который сейчас на ремонте.

1000 метров

Вступила на борт я с коллегами из телевидения. Но летать шесть часов они не решились, сошли в Кабанске через полтора часа. Маршрут на 18 июня намечался с двумя остановками: в Кабанске для смены лётнабов и в Бичуре для заправки самолета. Впрочем, так было каждый день.

«Неужели я полечу!» – мои мысли в самолете. Дикое волнение, пристегнут ремень безопасности. От вида из иллюминатора захватывает дух и щекочет в мозгу. А от воздушных ям скачет давление, схожее с поездкой в лифте, только стократ сильнее.

- Можешь даже тут походить, - успокоил меня Сергей.

Через час полета я уже свободно бродила по салону, заглядывая в окна. Удалось даже несколько раз посидеть рядом с пилотом за вторым штурвалом и пощелкать фотокамерой. Мы были на высоте 1000 метров над землей!

- Каждый раз тащусь от этого запаха! – послышался на выходе из самолета голос молодого летчика Саши, когда мы сели в Кабанске.

Через минуту обалдели и мои органы чувств: на поляне, где мы приземлились, гулял свежий ветерок, приглаживая, как шелк, мягкую невысокую траву, она и источала свой невероятно-райский аромат свежести.

Неподалеку старые дома - это и есть авиабаза, в шутку названная «Внюково», потому что в селе Нюки. Там живут десантники, а диспетчер Света им словно мать. В Кабанске лётнабы меняются. Пока Сергей может отдохнуть около часа, его коллега Денис Романов садится в самолет и патрулирует свою территорию - Прибайкалье и Кикинский район (где Гремячинск).

заполняют журнал.jpg

На территории Кикинского района сутки не утихает пожар около 50 гектаров. Тушат пожар шесть десантников и лесники кикинской охраны.

- Нужны еще силы. Горит далеко от населенного пункта, и туда не скоро доедут. Только если Боженька не поможет! - говорит Денис. – Обнаружили пожар вчера, за сутки разгорелся. Там старая деляна была и молодничок. Видимо, плохо убрали, эта подстилка и позволяет огню распространяться.

Такая же старая авиабаза в Бичуре. Мы только заправились бензином на 1200 литров, как прилетел еще один АН-2 с 30-летним лётнабом Виталием Цырендоржиевым. С молодыми десантниками они сбросили груз с едой в места пожаров по Закаменску. Там два действующих пожара - не утихают уже пятые сутки.

Летать и прыгать

За чашкой чая поговорили с Сергеем. Они, лётнабы, летом каждый день патрулируют свои территории. Пожароопасный период начинается с 1 апреля, когда устанавливается жаркая погода без осадков и температура не падает меньше 20 - 25 градусов.

я.jpg

Пожары делят по двум категориям – по природной шкале, которая зависит от того, какой лес. Самые пожароопасные: хвойные леса (сосна, кедр), потом уже лиственные. И есть погодная шкала (из терминологии пожарников) – она имеет пять классов пожароопасности, и только при третьем классе начинается ежедневное патрулирование.

- Принято облетать территорию по два-три раза, но из-за недостатка финансирования от лесхозов приходится летать по одному разу, - говорит Сергей.

В прошлом лет пять (с 1992 по 1997 г.) Сергей работал в десантно-пожарной службе (ДПС), прыгал с парашютом и сутками тушил пожары. В 1997 году случайно узнал от своего товарища о том, что существует служба летчиков-наблюдателей. Лесное образование Сергея позволило ему поступить туда и отправиться в Москву на 6-месячное обучение.

- Хотелось попробовать все: и попрыгать, и полетать, - объясняет Сергей. - Не только потому что зарплата выше.

Лопатой и граблями

Особенно запомнилось Сергею лето 2003 года в Бурятии, когда было потушено 1017 пожаров. Все лето то на вертолете, то на самолете, когда люди отдыхают, пожарники безвылазно тушат пожары.

Техника тушения – локализация по кольцу. Копают лопатой, граблями, пропахивают трактором и даже закидывают взрывчатки в недоступных местах. Затем пускают встречный огонь. Всегда мешает ветер, который постоянно меняется. Если не успели прокопать, оставили уголок для огня, он перекидывается дальше. Просто не хватает людей и сил.

От рисков никто не застрахован. Пример тому громкий случай 6 июня, когда погибли 8 из 14 парашютистов-десантников в Туве. Пожар, который они тушили, из-за ветра перешел из низового в верховой. Люди не успели спастись.

- Лить воду бесполезно, как это делает МЧС, - говорит Сергей. – Наши не любят эмчээсников, они приезжают в самом конце с фотокамерами, пригоняя кучу техники, когда все почти потушено.

Раньше было лучше

Вообще парашютисты-пожарники получают оклад около 5 тыс. руб. и плюс за часы от тушения пожаров. Если потушили мало, мало и получили.

- Система оплаты труда у нас дурацкая. Вот и никто не идет к нам, - говорит Сергей. – Впрочем, как и везде. Средний возраст парашютиста-пожарного приближается к 40 годам. 80% - практически все пенсионеры. Зато это хорошие специалисты, которых ценят в лесхозах.

Вспоминает Сергей былые времена, когда у парашютистов-пожарников была единая служба – Забайкальская авиабаза при Министерстве лесного хозяйства. После принятия Лесного кодекса в 2008 году все их функции перешли в регионы. После изменений начались сокращения. Было время, когда число парашютистов-десантников доходило до 120.

 В 2007 году их осталось 80, а сегодня всего 40 парашютистов на всю республику! На отделениях по 6 - 7 человек, а это Бичура, Баргузин, Сосново-Озерск, Хоринск, Улан-Удэ. Остальные точки десантные.

Тушат и сажают

С переходом в лесхозы парашютисты не только тушат, но и трудятся на хозработах - сажают леса.

- Ребята выполняют не свою функцию. Платят за это мало, а работы куча. Высаживаются двух-трехлетние саженцы из питомников. Сажаем «мечом колесова», проще говоря, это лом с ручкой. Втыкаешь его и высаживаешь саженцы. Деревья только так и приживутся, а не так, как в городе сажают кустами, - смеется Сергей.

Пролетая над необъятными лесами Прибайкалья и Улан-Удэ, Сергей показывал мне сгоревшие участки лесов - огромные площади уже засажены. Им еще расти и расти, а пожарникам тушить и тушить новые пожары. И так каждое лето, без перерыва и без выходных. А отпуск - только зимой.

– И все-таки работа интересная. Я бы ее не променял, - сказал Сергей по дороге домой.

К сведению:

Всего за все время существования лесной охраны в России погибло 55 пожарных.

Фото автора.

Автор: Оксана Базарова

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях