Общество
4806

Женщина из Бурятии работает укротительницей львов в Казахстане

На двенадцать лет у нашей землячки растянулась разлука с Бурятией. Из Казахстана ей не давали выехать «живые оковы». Живыми оковами Тунгалаг Осельбаева называет своих подопечных львов

Она - единственная в Казахстане женщина-дрессировщица львов, работает в Астанинском цирке. Укротительница хищников – любимица не только казахстанской публики, со своими номерами Тунгалаг объездила полмира.

Из Алцака в Москву

Девичья фамилия Тунгалаг - Принлеева. Родилась она в 1967 году в селе Алцак Джидинского района, там же и окончила местную школу. Ее родители Бальжинима Принлеевич и Суранжап Дашиевна работали животноводами, Тунгалаг росла младшей из шестерых детей.

tungalag1.JPG

- Тунгалаг была очень спортивной, играла в волейбол, баскетбол, бегала кросс, запросто садилась на шпагат. Но как она пела! - вспоминает ее одноклассница Елена Дылыкова.

Это желание профессионально выступать со сцены дважды привело Тунгалаг в Москву. В первый раз в Государственное училище циркового и эстрадного искусства имени М.Н. Румянцева (Карандаша) она поступала после восьмого класса. Вторая, удачная, попытка была уже после десятого класса. Четыре года Тунгалаг обучалась по специальности «Вокально-речевой жанр». Диплом об окончании училища ей подписывал сам маэстро Юрий Никулин.

В этом же учебном заведении судьба свела Тунгалаг с будущим мужем Муратом Осельбаевым. Бывший моряк-подводник был старше ее на два года и учился на первом курсе, когда она оканчивала училище. В Москве они сыграли свадьбу, здесь же родился их старший сын Мухтар. Семья переехала в Алма-Ату, когда Мурат окончил училище по специальности «акробат». Тунгалаг поступила в цирк воздушной гимнасткой в группу мужа, сынишке было три года.

- Поначалу было тяжело. Помогла школьная спортивная закалка, - говорит Тунгалаг. Поэтому в Казахстане семью Осельбаевых знают еще, как и воздушных гимнастов.

Сейчас она с улыбкой вспоминает о том времени, но, говорит, что никогда не сожалела о сделанном выборе. В Алма-атинском цирке Осельбаевы выступали до 2005 года, до приглашения в столичный цирк Астаны.

Из акробатов в дрессировщики

- Когда столичный цирк готовился к открытию, для полноты и насыщенности программы Мурату предложили работу со львами. К тому времени у мужа давали о себе знать травмы, переломы… Но он не сразу согласился. Да и я отговаривала: «Откажись, это ведь живые оковы, никуда не выйти, не отдохнуть нормально!» А Мурат в ответ: «Я дал слово, не могу».

Так мы переехали в Астану и переквалифицировались в дрессировщиков. Многие наши друзья, коллеги постоянно говорят, что мой муж – первый в истории Казахстана укротитель львов. Это так, и я этим горжусь, - рассказывает Тунгалаг.

От президента ключи от квартиры

Первые питомцы были завезены из Китая. Для этого Мураттправился в Гуанчжоу к знаменитому китайскому дрессировщику Хан Тачо. Там Мурат почти полгода учился премудростям дрессуры. Затем еще почти год уже в Астане Хан Тачо помогал Мурату создать аттракцион.

И вот первый выход на арену состоялся 14 декабря 2005 года в присутствии Президента страны Нурсултана Назарбаева на презентации нового столичного цирка. А уже через три года за 25 лет работы в цирке Нурсултан Абишевич выделил Осельбаевым трехкомнатную квартиру в столице Казахстана.

Львы умеют ревновать и любить

Сегодня Астанинский цирк невозможно представить без номеров с участием львов. Но каких трудов они стоили семье Осельбаевых!

- Когда львы были маленькие, мы проводили с ними все свое время – с пяти утра до 12 вечера. За ними мы ухаживали, как за малыми детьми, сначала давали молоко – каждые два часа, даже ночью. Потом мы перешли на мелко нарезанную курятину, - рассказывает Тунгалаг.

Четыре месяца Мурат и Тунгалаг рассказывали львам сказки – в прямом смысле. Заходили к ним в клетку и разговаривали, что-то рассказывали, спрашивали и находили контакт с царём зверей. И только после того, как вошли в доверие, начали дрессировать и подчинять себе зверя. Сегодня у Осельбаевых девять львов: четыре самки и пять самцов. Главным правилом в своей профессии Тунгалаг считает трудолюбие и искренность.

- Если ты с ними искренен, они это чувствуют, поверьте, - отметила Тунгалаг. – А если ты вдруг кому-то больше уделишь внимания, начинается ревность, причем очень сильная.

Благословение от Запашных

Цирковую программу Осельбаевых одобрили знаменитые дрессировщики – Запашные. Основную трюковую программу выполнял Мурат. Тунгалаг ассистировала. Ее основная работа была - смотреть за животными. Когда Мурат работал с одним из львов, она смотрела за тем, чтобы каждый из остальных сидел на своей тумбе. Львы в их номерах прыгали через кольцо с огнем, брали кусочек мяса со рта Мухтара.

Весной прошлого года скоропостижно скончался муж Тунгалаг Мурат. Это была большая утрата не только для семьи, но и всего циркового коллектива. Ведь Мурат был одним из создателей столичного цирка, сформировал школу дрессуры. Сын Мухтар Сейчас первую скрипку на арене играет старший сын Мухтар. Львы долго привыкали к нему, ведь их вожаком многие годы был Мурат.

- Зверь есть зверь, иногда может показать свой характер. В это время и дрессировщик должен показать свой характер, чтобы львы поняли, чей характер сильнее, - делится Тунгалаг.

Свой характер перед львами сумел показать Мухтар. Уверенности семье Осельбаевых придали и первые гастроли в Бишкеке, когда Мухтар самостоятельно повез номер. Вообще, по словам Тунгалаг, в цирковой среде принято создавать династию. Но у Мухтара, хотя он и приходил ассистировать отцу, не было огромного желания работать в цирке, глядя на родителей, как они всю жизнь провели на колесах.

Мухтару сейчас 24 года. Он окончил столичный университет, получил специальность финансиста. Сейчас учится еще и на юриста. Мухтар вместе с родителями объездил полмира, сменил столько школ, что и не перечислишь. И даже в начальных классах год учился в Алцакской школе. Тогда Тунгалаг ухаживала за больной мамой.

Прошло много лет, но сын помнит бурятские слова. Иногда говорит маме: «Хартаабха шарад эдие» (Пожарим картошку!), «Би Буряад нютаг hанааб» ( Я соскучился по Бурятии»).

- Со стороны моих родственников самое сложное было с именем Мухтара. Двоюродная тётя не раз говорила: «Ну что за имя это! Поменяй его! Это же кличка собаки!», - со смехом вспоминает Тунгалаг. – А я в ответ: «Нет! Это арабское имя, означает «избранный». И, действительно, когда Осельбаевы работали в Палестине и в Иордании, люди узнав, что мальчика зовут Мухтар, буквально носили его на руках, баловали. Говорили: «Хабиби! Мухтар!». Тогда ему было 10 лет.

Второму сыну имя, по договору с мужем, выбрала Тунгалаг. Его зовут Тумэрбато, или на казахский лад Темирбат.

Сейчас он окончил шестой класс лингвистической гимназии, углубленно изучает английский и французский, увлекается танцами. Он тоже помогает маме и брату. Цирковая династия Осельбаевых

- Сейчас у нас уже цирковая династия. Жена Мухтара Камилла – артист оригинального жанра, работает с обручами. Она узбечка, но в ней столько крови намешано, что не пересчитать: одна бабушка – украинка, другая – таджичка, - рассказывает Тунгалаг.

Тунгалаг приезжала в Алцак в начале июня, на ежегодное обоо. Пробыла в Бурятии всего четыре дня. - Нельзя мне дольше быть, - объяснила она. – Львы могут забыть мой запах. И Мухтару я сейчас нужна. У нас готовится новая программа.

- Лучше Алцака нет на свете земли, - говорит Тунгалаг. - Особенно весной почему-то начинаю вспоминать природу, наше село, которое раскинулось между гор.

Вообще, по словам Тунгалаг, казахи – очень добрые люди. Родственники мужа ее приняли хорошо. И даже до развала Союза приезжали в гости в Алцак. Родители Тунгалаг тоже ездили в Казахстан. Но это было тогда. Сейчас у Тунгалаг казахское гражданство.

- Когда шел обмен паспортов, никто ничего не спрашивал. Отдала и получила казахское гражданство, - говорит она.

Ее дети исповедуют мусульманство. А она осталась буддисткой. В особо трудных ситуациях, особенно на арене, Тунгалаг, по ее словам, читает мантру «Ом мани бадме хум». Живя более 25 лет в Казахстане, Тунгалаг не забыла родной язык. Она в совершенстве владеет казахским языком. В прошлом году Тунгалаг стала дипломантом II степени общенационального конкурса по казахскому языку.

- Знаете, с мужем мы все время брали детей на гастроли. Лишь однажды нам пришлось оставить Тумэрбато с родственниками Мурата. Дело в том, что один из чиновников решил, что раз уезжаем семьей, то можем навсегда остаться там. Тогда я сказала: «Моя родина дальше Казахстана. Она на Байкале. И свою республику никогда не поменяю на Португалию».

О переезде в Бурятию Тунгалаг пока не думает. Там ее дети, там ее работа, там ее цирк, сообщает "Буряад Унэн".



Фото из архива семьи Осельбаевых.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях